О тех, кто всего в жизни добился сам

Квашин Ко
Много раз в жизни, от разных людей, мне приходилось слышать фразу «Я всего в жизни добился сам». В основном это происходило за распитием спиртного (генеральный спонсор разного рода откровений) в немаленьких компаниях. Большинству людей, от которых я слышал эту фразу, действительно есть, чем гордиться в жизни. И эти люди искренне уверены, будто их честолюбивая претензия абсолютно соответствует действительности. Но тролль, живущий во мне, услышав подобное, всегда ехидно улыбается и выдаёт примерно следующий сценарий:
Хитовый замес последних тысячелетий (насчёт непорочного зачатия), скромно отступает в тень: наша история начинается с НЕПОРОЧНОГО РОЖДЕНИЯ! Мне представляется огромный сгусток чистой энергии, образующий призрачную женскую промежность, из которого и появляется на свет человек, который «всего в жизни добьётся сам». Далее этот индивид, неким замысловатым образом, вскармливает себя собственной грудью; самостоятельно осваивает технику прямохождения; самостоятельно находит способ изготовить инструмент, с помощью которого он самостоятельно строит себе жильё; самостоятельно учится охотиться (умудрившись не сдохнуть от голода, пока процесс обучения начнёт давать положительные результаты); самостоятельно осваивает ремесло выделки шкур и покроя из них одежды (хотя бы, чтоб не замёрзнуть зимой); и, в итоге, садится на пенёк, и с апломбом заявляет: «Я всего в жизни добился сам!». Но этот человек явно не стал исполнительным директором, какой либо серьёзной компании, или, хотя бы, замом такового. Не сумел приобрести престижный автомобиль. Не женился на стройной, сиськатой блондинке (брюнетке, шатенке – подчеркнуть, ЧТО возбуждает), готовой рожать ему детей. Список можно продолжить до бесконечности, но главное вывод – в современном социуме, такой человек, со своими «лесными» достижениями, не способен вызвать уважения к своим достижениям.

Данное творческое отступление от изначальной темы, допущено для того, чтобы подчеркнуть следующее: люди, от которых я слышал эту фразу, набившую оскомину, имеют достижения именно социального характера (серьёзная должность, высокий уровень навыков в высокооплачиваемом ремесле, надёжная репутация и т.д.). Это значит, что в жизни этого человека были родители, которые, как минимум, хоть как-то обеспечивали его до получения хоть какого-нибудь образования или приобретения нужных трудовых навыков; были люди, давшие это образование (обеспечившие освоение рабочих навыков); и были люди, оказавшие доверие и позволившие проявить себя на практике. К тому же, те люди, которые осуществляли антагонизм на жизненном пути условного героя моей статьи (завистники, конкуренты, влиятельные недоброжелатели – куда же без них?), принимали активное участие в закалке его характера, усиливали мотивацию, провоцировали развитие его тактических и стратегических способностей. И именно они не дали ему занять «зону комфорта» в низах социальной лестницы, заставляя карабкаться по ней наверх в поисках положения, нейтрализующего негативные последствия их стараний.

Кто-то может возразить, типа: «Ну и что? Это всё – натянутые, философские придирки автора, призванные подчеркнуть его скрупулёзную объективность мышления. Главное, что человек упорно трудился и достиг определённого успеха». В ответ на подобные заявления, я хочу сделать ещё одно отступление от темы, дабы объяснить своё понимание слова «благодарность»: это способность адекватно оценить чью либо помощь в своих начинаниях, откровенно признать её роль в результатах своего труда, и продолжить ДАРИТЬ БЛАГО другим, нуждающимся в помощи (не путать с ожидающими, что всё сделают за них). Я говорю не о материальной помощи, а об информационной, так как убеждён, что просто дать человеку что-то – это деструктивное действие, провоцирующее уверенность в благоприятности бездействия (например, подавать деньги алкоголикам). Другое дело научить чему либо, или дать возможность проявить себя начинающему. Конечно, талантливый и целеустремлённый человек со временем научится или «пробьётся» сам, но подобным действием можно сэкономить это самое его время, которое он сможет потратить на улучшение своей отрасли в целом.

Но в сегодняшних реалиях, подавляющее большинство людей, имеющих возможность помочь пробиться достойному человеку, превращают свою святую обязанность в рынок услуг. Они, не стесняясь действуют по принципу «я тебе помогу, а ты мне отдашь то-то», замыкая на себе круговорот «блага», предназначенного для развития его же отрасли труда. Проблема человеческого общества в том, по такой схеме действует 95% его членов. Я лично много раз становился свидетелем того, как человек, которому реально помог другой человек, сделав это абсолютно бескорыстно и ничего не требуя взамен, изводит себя размышлениями на тему: «Чем же мне ему отплатить? Я не хочу быть неблагодарным!». При этом, когда у него самого появляется возможность помочь другому нуждающемуся, он делает удивлённо-возмущённое лицо и выдаёт: «А кто он мне такой? Почему я должен ему помогать?». У него даже мысли не возникает просто последовать примеру своего благодетеля, и помочь постороннему, способному человеку. Отсюда можно сделать вывод, что человек, пытающийся «расплатиться» за бескорыстно предоставленную возможность с её непосредственным источником, будет в свою очередь впоследствии оказывать помощь только тем, кто сможет отплатить ЕМУ.

Суть моей «философской придирки» в том, что именно в чётком внутреннем понимании этого тезиса, заложена эффективность действий каждого индивидуума для общества в целом. Так что, пока на вершине нашего социума находятся люди, «всего в жизни добившиеся самостоятельно», клановость и коррупция в нём неискоренимы.