Хождение в Сиэтл. ч. 6 Дорога на Океан

Лев Светлаков
                Дорога на Океан
  
   Нет прекрасней и мудрее средства от тревог,
   Чем ночная песня шин.
   Длинной - длинной серой ниткой стоптанных дорог,
   Штопаем ранения души.
   Припев
   Не верь разлукам , старина, их круг
   Лишь сон, ей - Богу!
   Придут другие времена, мой друг,
   Ты верь в дорогу!
   Нет дороги окончанья, есть её итог.
   Дороги трудны, но хуже без дорог.
  
   Будто чья-то сигарета, стоп - сигнал в ночах,
   Кто - то тоже держит путь.
   Незнакомец, незнакомка, здравствуй и прощай,
   Можно только фарами мигнуть.
   Припев
   В два конца идёт дорога, но себе не лги,
   Нам в обратный путь нельзя.
   Слава Богу, мой дружище, есть у нас враги,
   Значит, есть наверно и друзья.
   Припев .
  
     Ранним октябрьским утром 2008 года отправляемся из Айсаквы в путь- дорогу на Тихий океан, где у Серова была тайная от родственников мечта помыть свои русские кроссовки в Океане без всякой задней мысли.
     Хайвей N1 - 5 проложен от границы с Канадой на юг до Мексики и приведет автотуристов в небольшой безликий городок, который громко называется в переводе на русский язык "Город на Океане". Для американцев и их пресловутого образа жизни характерно делать из мухи слона. Как заметил Серов из редких встреч с  янки они напоминают взрослых наивных и непосредственных детей.

     Расстояние от Сиэтла около 225 километров должны преодолеть за два часа сорок пять минут. Маршрут проходит через столицу штата "Вашингтон" город "Олимпия".

   В планы автотуристов не входило останавливаться в населенных пунктах на пути к конечной цели - "Великий или Тихий Океан."
  
   В начале маршрута на горизонте показался второй город по величине после Сиэтла - город Такома, в пятидесяти километрах к юго-востоку от Сиэтла.
   Город основан в 1852 году. Население города 201,7 тыс. жителей (2007 г). С пригородами 516 тысяч. Порт в заливе Пьюджет-Саунд. Грузооборот составляет свыше 15 млн. тонн в год. Занимает площадь 162,2 кв.км. В Такоме развиты : лесоперерабатывающая, машиностроительная, химическая и пищевая промышленность, а также цветная металлургия и судоверфи.
  
   По некоторым, не подтвержденным, сведениям автомашины, угнанные у добропорядочных граждан в Сиэтле и его окрестностях, перегоняются в Такому, там либо разбираются на запчасти местными "не добропорядочными" умельцами затем перекрашиваются, перебиваются номера деталей и далее отправляются на продажу по дешёвке доверчивым гражданам по всем Штатам. Похожая картина существует и под Москвой город автоумельцев, где проводят манипуляции с краденным автотранспортом называется Тверь.

   Сколько машин угоняют злоумышленники в день в Сиэтле? Оказалось, что в среднем в "Большом Сиэтле" угоняют десять автомашин в день. В Такоме, промышленном городе, где работает очень много людей с рабочими специальностями, американцы их называют "redneck" "красные шеи", вот эти "мастера на все руки", угнанные машины и разбирают на запчасти и далее по магазинам запчастей.

   (Для справки. В 2008 году в Москве, по данным ГАИ, угонялось более тридцати автомашин в день. Количество, зарегистрированных автомашин в Москве 3 800 тыс. штук. В "Большом Сиэтле" свыше 8 млн. автомашин Вот такая статистка, которая знает всё. )
  
   Следующий город на нашем пути к Океану - столица штата Вашингтон Олимпия.
  
   Немного об идеальных американских дорогах, которые производят неизгладимое впечатление на всех, без исключения русских впервые посетивших США. В Америке хайвеи появились примерно в тоже время, что автобаны в Германии, где их начал строить Адольф Гитлер. Американцы многое заимствовали из германского опыта, в отличии от советского руководства страной в довоенный и послевоенный период.
   Рузвельт считал, что строительство скоростных дорог, пересекающих страну, улучшит положение дел в экономике США. Строительство хайвеев начато в разгар "Великой Депрессии", беспрецедентного экономического кризиса, и Рузвельт надеялся, что дорожное строительство позволит снизить уровень безработицы.

   В начале XX века, автомобили в США были редкостью и привилегией богатых. Обыкновенные американцы довольствовались лошадьми или легкими экипажами, а при нужде дальнего путешествия пользовались поездами. Однако ситуация изменилась после того, как Генри Форд создал автомобильный конвейер. В результате стало возможным производить машины, доступные по цене для большей части населения США.
   С появлением всё большего количества автомашин на дорогах, стало ясно, что США нуждаются в более развитой системе дорог и магистралей. Лучшие дороги США того времени были вымощены булыжниками. Большинство проселочных дорог и даже общенациональных транспортных магистралей не имели твердого покрытия.
 
   В начале 1920-х годов в США строительство дорог резко возросло и появились более двухсот пятидесяти так называемых "именных магистралей", названных в честь исторических личностей и событий и имевших цветовую кодификацию (на телеграфных столбах вдоль дорог закрепляли цветные ленты). Самой известной из этих магистралей был Линкольн Хайвэй, который пересекал всю территорию США: от Нью-Йорка до Сан-Франциско.

   В 1925 году принят закон о федеральной помощи в строительстве дорог, по которому создавалась новая система скоростных магистралей, подчиняющаяся штатам, а не частным компаниям. Было прекращено использование имен и цветов для обозначения дорог - каждая магистраль получила номерной код. Многие штаты наряду с номерным кодом, однако, предпочли продолжать давать имена различным кусочкам этих шоссе на своей территории, так как бытовало убеждение, что безымянный хайвэй приносит неудачу.

   Примером такой магистрали может послужить хайвэй имени Джона Кеннеди, который ныне является сто километровой частью магистрали I-95, протянувшейся на расстояние более 3 тыс. км, от Флориды до Канады. Этот хайвей находится на территории штата Мэриленд, и был назван в честь президента Кеннеди, потому что тот торжественно открыл движение на этом участке трассы. Как выяснилось вскоре, это было последнее появление Кеннеди на официальной церемонии - через несколько дней его убили. В первую годовщину убийства, в 1964 году, магистраль получила имя Кеннеди. За сорок лет интенсивность движения на хайвее Кеннеди увеличилась на 300 процентов, ежегодно она пропускает 29 млн автомашин.
  
   Строительство продвигалось очень медленно из-за недостатка средств. Более того, в 1950 году США вновь оказались вовлечены в войну, на этот раз в Корее. Строительство магистралей приобрело также военное значение для государства. По этой причине, в 1952 году, впервые в истории, федеральное правительство США выделило 25 млн долл. из федеральной казны на строительство этой огромной дорожной сети. Правительство также создало систему дальнейшего финансирования строительства, разделив расходы пополам между федеральным бюджетом и штатами. Уже в 1953 году более 10 тыс. км дорог было построено, что обошлось в 955 млн долл.
   В 1953 году президентом США стал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр , который проявил себя, как горячий сторонник создания национальной магистральной системы. Причиной этого стало его боевое прошлое. Во время второй мировой войны Эйзенхауэр оценил преимущества, которые автобаны давали немецким войскам.

   В результате усилий Эйзенхауэра, в 1956 году принят закон, который поставил все точки над "и". Были окончательно утверждены маршруты основных скоростных магистралей, установлен единый дизайн для шоссе и дорожных знаков. 12-летний бюджет дорожного строительства был увеличен до 25 млрд долл., из которых 90 процентов обязались заплатить федеральные власти. В 1990 году, в знак признания заслуг Эйзенхауэра, тогдашний президент США Джордж Буш-старший подписал закон, согласно которому сеть национальных хайвеев была переименована в Систему Магистралей имени Эйзенхауэра.

   Ежегодно жители Соединенных Штатов проезжают более 5 трлн км по скоростным магистралям. По некоторым оценкам, стоимость всей транспортной инфраструктуры США ныне составляет около 2 трлн долл. или более 13 процентов от стоимости всех производственных активов страны.

   Традиционно, строительство хайвеев и их поддержание в рабочем состоянии финансируется из бюджета США и отдельных штатов. Однако львиная доля финансирования поступает за счет коммерческой деятельности самих магистралей, в основном, за счет дорожных сборов.
  
   Закон о доходах хайвеев, принятый в 1956 году, позволил создать специальный федеральный дорожный фонд с целью сбора средств специально для финансирования Национальной системы магистралей. Прямой ответственностью этого фонда является распределение средств, полученных за счет сбора федеральных налогов. Фактически, эти дороги финансируются за счет владельцев автомобилей. Существуют особые сборы, включаемые в стоимость автомобильного топлива, покрышек, грузовиков, а также от перевозки крупнотоннажных грузов. С каждых 4 литров бензина, проданных на американской бензоколонке, дорожный фонд получает, в среднем, 2,5 цента. Средства, получаемые за счет этих сборов более, чем значительны, если учесть, что за год американцы сжигают более 656 млрд литров горючего. В 2001 году лишь за счет этого сбора дорожный фонд получил более 30 млрд долл..
 
   По данным Федеральной дорожной администрации, в 2001 году дорожные сборы принесли в бюджет дорожного фонда более 100 млрд долл., из которых было потрачено более 81 млрд долл.. Из этой суммы почти 60% было получено за счет сбора налогов на топливо и автомобили, около 4 процента - за счет дорожных сборов (многие дороги взимают плату за проезд с каждого автомобиля - суммы сбора могут колебаться от 2 до 15 долл.), 6 процентов - за счет частных инвестиций и 9 процентов от продажи ценных бумаг.
 
   Любопытно, что каждый млрд долларов инвестиций позволил избежать более чем 1,5 тыс. смертельных случаев и 50 тыс. травм и ранений, поскольку качественные дороги значительно уменьшают риск дорожно-транспортных происшествий. Каждый доллар подобных капиталовложений, сделанных за последние 40 лет, позволил американскому обществу сохранить два доллара - за счет экономии, достигнутой в сферах здравоохранения и страхования, за счет снижения уровня безработицы и увеличения производительности труда.
  
  
                  ОЛИМПИЯ

   Возвращаемся на Дорогу, ведущую к Океану. На нашем пути столица штата Вашингтон город Олимпия. Население 45, 2 тыс. человек, из них 85 % - белые, это одна из самых маленьких по численности жителей столиц США.
   Город был основан на юге залива Пьюджет в устье реки Дешут в 1859 году.В Олимпии мягкий умеренный климат . Среднемесячная температура колеблется от 3 градусов в зимнее время до 17 градусов летом.

   Северо-западнее города расположен полуостров под названием Олимпик, на территории которого находится одноименный национальный парк, который славится уникальными дождевыми лесами умеренного климата.

   Этот парк является национальным парком Соединенных Штатов и был основан в одна тысяча девятьсот тридцать восьмом году. Он знаменит тем, что в нем представлено огромное количество биологических видов. Из-за того, что полуостров длительное время был изолирован от обширных материковых пространств, на его территории сформировалась своеобразная фауна и флора. Здесь до сих пор можно встретить восемь эндемичных видов растений и пятнадцать эндемиков из царства животных.

   Еще одной отличительной чертой этого национального парка является большое разнообразие растительных сообществ в пределах относительно небольшой территории - менее трех тысяч семисот пятидесяти квадратных километров. На территории парка можно встретить альпийские луга, озера, девственные леса, места обитания различных диких животных, часть побережья Тихого океана, на котором расположено три резервации индейцев и несколько пляжей, а также более шестидесяти ледников.

   После того, как Олимпия стала столицей территории Вашингтон основатель города, Эдмунд Сильвестер, дал легислатуре 12 акров (4.9 га) земли, на которой можно построить Капитолий, расположенный на холме, рядом с которым будет водоём (в настоящее время известен как Озеро Капитолия). Двухэтажное здание деревянной структуры было построено на территории, где легислатура провела своё первое заседание в 1854. В 1889 президент Бенджамин Гаррисон, одобрив конституцию штата Вашингтон, пожертвовал 132,000 акров (530 km2) федеральных земель с условием того, что доход с них должен будет использоваться исключительно для строительства Капитолия.
  
   В 1893 легислатура сформировала Комиссию по Капитолию, чтобы контролировать строительство нового Капитолия. Комиссия выбрала план Эрнеста Флэгга. Не успев начаться, строительство было приостановлено в связи с экономическими трудностями. Когда легислатура, наконец, одобрил ассигнование дополнительных фондов в 1897, губернатор Джон Роджерс наложил вето на него. Роджерс защитил покупку существующего Здания суда округа Терстон в центре города Олимпия, известный в настоящее время как "Старый Капитолий". Легислатура одобрила новое местоположение и начала проводить там заседания с 1905.

   Здание суда стало местоположением всех агентств правительства штата, и в течение нескольких лет легислатура пришла к выводу, что здание слишком маленькое. В 1911 была созвана новая Комиссия Капитолия. На сей раз комиссия планировала группу зданий, поэтому и выбрала проект Уолтера Уайлдера и Гарри Уайта. Строительство университетского городка началось в 1912, и Храм Правосудия был закончен в 1920, сопровождаемого Страховым зданием. После многократных пересмотров планов здание легислатуры было закончено в 1928. Дополнительные здания в университетском городке были построены в течение следующих десятилетий. Университетский городок Капитолия был внесён в Национальный реестр исторических мест США в 1974.

   Рядом со Зданием Легислатуры располагается здание Храма Правосудия, в котором заседает Верховный суд штата Вашингтон, а западнее - Особняк губернатора Вашингтона. Построенный в 1908 году, четырехэтажный особняк в нео-колониальном стиле имел предназначение быть временным зданием. В 1973 легислатура приняла решение отремонтировать и реконструировать особняк для того, чтобы разместить там официальную резиденцию губернатора.
  
  
   Быстро, но не торопясь продолжаем путешествие по хайвею N1 - 5, который обязательно приведет на Тихий океан. А пока еще раз, кое- что интересное о ремонте дорог в США.
  
   Во многих местах на нашем пути к Океану идёт ремонт бетонных дорог. Делается это в связи с разными причинами, например, потому что штат Вашингтон это сейсмически опасная зона.
 
   Бетон кладётся участками и между ними прокладывают в 1 см толщиной специальный войлок, что даёт возможности дороге переносить землетрясения с наименьшими проблемами , асфальт просто треснет, а бетон может быть целой плитой приподнят или опущен, но само покрытие, как правило, остаётся целым, т.е. плиту из бетона выровняют и все дела.

   Бетон укладывать лучше там, где много воды. В США пришли к выводу, что засыпать болота и ручьи - это себе дороже, поэтому продуманы технологии как существовать параллельно с болотом или речкой, канавой и ручьём не создавая помех природе.

   Как правило, под дорогами сделана целая система сливов в подземные трубы, которые дают воде не стоять в одном месте, а циркулировать , а также эти подземные трубы имеют совершенно чёткие входы и выходы размер трубы около 1,5- 2 метра, так как она ещё сделана для того, что бы дикие звери переходили дороги под дорогой, а не через дорогу, создавая аварии , были проведены исследования и поставлены камеры в таких трубах. как потом стало ясно дикие звери вплоть до крупных таких как медведь, пума и рысь почти сразу находят данную трубу и начинают ею пользоваться.

   Противоположное движение на хайвеях на 95 процентов в Америке разделено бетонными стенами попасть на другую сторону практически невозможно, их называют бласт барьер посередине толщиной около метра, а то и больше

   Каждые 100 метров наклон дороги проверяется "уровнем" иначе нe избежать серьёзных луж во время дождя. Зимой лужа замёрзнет и создаст трещины ремонт стоит дорого, поэтому лучше делать сразу и хорошо.

   Вдоль хайвеев часто идут стены для шумопонижения вблизи домов, а также против оленей, медведей и енотов, которые неожиданно и постоянно выскакивают на дорогу, а из-за этих милых зверей происходит очень много аварий. Если сбить оленя на скорости 100 км/ч машина будет разбита вдребезги, а сам дай Бог, чтобы остаться инвалидом первой группы. Олень имеет вес под 100 кг, а их бродит видимо-не видимо.
   Справа на экспресс шоссе проложена "рифленая", как стиральная доска полоса, чтобы разбудить, если заснёшь за рулём, машину на ней начинает резко трясти, а зубы выбивать "танец с саблями".
  
   Хайвей - это обычно две полосы в одном направлении. Они расширяются только на подъезде к большим городам, но двух полос хватает для того, чтобы на загородных магистралях не случались пробки. Все движутся по правой полосе, используя для обгона левую. Дороги разных направлений отделены либо отбойником, либо чаще полосой с газоном. Не знаю, кто подстригает траву здесь, но не встречал зарослей на хайвеях.

   Заправки - шедевр звериного оскала капитализма. Чтобы просто залить бензин, не нужно идти к кассе, всё оплачивается здесь же, возле машины, через терминал, который конечно же, принимает банковские карты. Два типа топлива, как и в Москве: бензин и дизель. Октановое число у американского бензина совсем не такое, как у нас: 87, 89 и 93. Но здесь смело можно покупать самый дешёвый. Стоимость бензина, что удивительно, точно такая же, как в Москве. От 3,5 долларов за галлон (3,8 литра) до 5,5. Но в среднем, если округлить, как раз получается доллар за литр. Тридцать рублей с копейками. Цена 95-го в Москве.
  
   Никогда не встретите на хайвее полицейского, притаившегося с радаром под кустом, как наш гаишник. Растительность вблизи самой дороги тоже отсутствует, для безопасности. Полиция на дорогах, конечно, существует. Называется Highway Patrol. Это единственная служба, чем-то похожая на наших гаишников: они занимаются только патрулированием автодорог. Любой другой полицейский Америки имеет в машине радар, с помощью которого он также может контролировать скорость и штрафовать нарушителей ПДД, не важно, какую должность он имеет. Увидел правонарушение - пресёк. Сами же дорожные полицейские встречаются на трассах не часто, но они имеют специальные станции базирования, откуда добираются по вызову на место происшествия за считанные секунды. Эти мужики - настоящие профессионалы, думается самые лучшие водители в стране! Когда торопятся на происшествие, они носятся со скоростью больше 200 километров в час, при этом никогда не попадают в аварии и не мешают другим участникам движения.
  
   Мы не торопясь продолжаем увлекательное путешествие по дороге N 1-5 , с интересом всматриваясь, что происходит слева и справа на пути к Океану.
   Справа промелькнул на постаменте военный самолет, в той стороне находится музей современной авиационной техники и одна из крупнейших авиационных баз США на тихоокеанском побережье, которая контролирует пока, Юго-Восточную Азию.
  
   Слева по ходу движения высоко в горах видны внушительные по своим размерам сооружения. Вначале мне показалось, что это "хитрая" станция РЛС, замаскированная под градирни. Позже выяснилось, что это недостроенная атомная электростанция в районе Сатсоп, штат Вашингтон. Предполагалось по проекту построить два здания для размещения атомных реакторов. Фактически завершено строительство только одного здания. Две огромных градирни построены полностью и в настоящее время переоборудованы под различные промышленные предприятия. Территория охраняется, но при желании вам могут рассказать историю создания этой бедолаги, несостоявшейся АЭС и показать, что производят в бывших зданиях станции.   
  
  
   Преодолев 225 километров показательных американских дорог, через два часа сорок пять минут без происшествий достигли цели путешествия города Океан Сити, который расположен непосредственно на побережье Тихого океана.
  
   Еще в 1970 году численность населения была всего 900 человек, а к 2008 году увеличилась почти до пяти тысяч. Это произошло после того как законодательный орган штата Вашингтон принял решение о легализации некоторых видов азартных игр и открытия казино. В первый год было построено 25 зданий, три ресторана, ночной клуб, шесть луночных гольф-полей, торговый центр, мотель на 100 единиц автомашин, недалеко от города была построена взлетно-посадочная полоса для приема небольших самолетов.

   Во время нашего посещения побережья Тихого океана был период отлива и Океан отступил от берега метров на 500 и можно было прогуляться по дну Тихого или Великого океана "аки по суху". Дно океана оказалось твердым грунтом, состоящим из очень мелкого и серого песка. Поэтому первое общее впечатление - это огромная плоская, как блин серая совершенно безликая лунная территория берега переходящая в колоссальную массу серой, мутноватой воды.
  
   Стоял идеальный штиль и в океане не наблюдалось забавных барашек от волн, которые могли бы скрасить унылый океанский пейзаж. Медленно и бесшумно накатывалась и отступала меньше чем на полметра на кромку суши небольшая волна. Погода стояла безветренная на небе солнце едва - едва проглядывало сквозь перистые облака над Океаном и далеко-далеко, четкой линией просматривался горизонт, простиравшийся с севера на юг. Там за горизонтом, примерно на 43 градусах северной широты, что и Сиэтл расположен крупнейший порт России на Дальнем Востоке - город Владивосток. Мысленно представил себе бухту Золотой Рог, которую никогда не видел. Сопки, на которых расположен Владик, которые тоже не видел и корабли нашего могучего Тихоокеанского военно-морского флота.
 
   И сразу захотелось спеть песню "По долинам и по взгорьям", где Красная Армия под руководством будущего маршала Блюхера "свой закончила поход".
 
   И потом Серов с особым удовольствием с чувством, с толком, с расстановкой долго и тщательно мыл в тихоокеанской воде русские кожаные кроссовки фирмы "Патруль".
 
   Вдоль отступившего, в связи с отливом Океана по побережью лихо заруливало множество отдыхающих в городе Океан Сити на квадрациклах с большими широкими колесами, для которых грунт не представлял никакой преграды. Весь огромный пляж испещрен широкими колесами, создавая причудливые узоры на сером унылом песке.

   Поскольку  оказались на Океане в середине октября, прогуливающихся вдоль кромки воды было немного. Приехавшие, вроде нас, посмотреть на величественную стихию Земли - Тихий океан, чтобы как-то занять себя и время, собирали под ногами ракушки моллюсков, которые Океан в большом количестве выбрасывал и оставлял после отлива. Правда, целых ракушек найти не просто. В основном половинки или четвертинки, но при большом желании и хорошем зрении можно извлечь из песка и целую раковину. Серову крупно повезло и он нашел ракушку невредимой на 95 процентов, только в центре был образован небольшой аккуратный скол, но этот скол придавал ракушке изысканно - природный вид, который резко отличал от магазинных сувениров.
  
   Над Океаном кружило несколько огромных стай птиц, их в стае такое множество, что казалось это сплошное темное грозовое облако. Это облако, как метаморфоза претерпевала полную и совершенную перемену своей формы, превращаясь, то в идеальную сферу, то в замысловатую крутящуюся спираль, то в некую бесформенную массу. И это фантастическое образование, резко бросалось в воды Океана, а потом стремительно взмывало ввысь, ежесекундно меняя свою геометрическую форму.

     Приглядевшись, становилось понятно, что эта птичья стая дружно вела рыбную ловлю на мелководье после отлива. Косяки рыб в погоне за планктоном подходили довольно близко к берегу и становились легкой добычей птичьих стай. Зрелище птичьего пиршества на Океане, которое устроили феерические стаи, было захватывающее и это зрелище скрашивало лунную безликость окружающей среды.

   В заключение славно отобедали в уютном ресторанчике, стилизованном под корабельную кают-кампанию с настоящим большим рулевым колесом, снятым с пиратской каравеллы послеколумбовских времен.

   На память о Тихом океане Серов приобрёл в небольшом сувенирном магазинчике бейсболку цвета кофе с молоком о которой мечтал и ни разу не встретил за две недели в огромных супермаркетах Сиэтла.
 
    Дорога на Океан закончилась, но нас еще ожидает увлекательное путешествие по дороге к вершине самой высокой горы Северной Америки к потухшему вулкану Рейнир.