Рождественская свеженина

Борис Ящук
           В  аккурат  под Рождество,как и я тогда,  соседи   свежевали  в своём дворе  кабанчика… Среди заиндевелых  деревьев, на подстилке из соломы, закололи беднягу  и принялись обрабатывать тушу. Глядя  на их неумелую мельтешню, решил не вмешиваться… Помню, отец мне сказал тогда,- сам добыл зверя, сам и  сумей его правильно  обработать.
       Действо моё  было нелёгким, так как помогали мне   только  «кантовать»  тушу,  конечно взрослые,- шутку сказать – потянул мой кабанчик на девять пудиков. Так вот, смотрю соседи подтянули газовый баллон,  подключили горелку и давай орудовать. Через форточку   протянули шланг с горячей водою. Одним   словом, издержки двадцать первого века.
          Мне, конечно, словом помогали, не без этого. А в остальном, как с молодым жеребёнком:  «Тпру-у-у, не туда поехал!»   Кабана того привезли из лесу, свалили во дворе, так он и лежал на брюхе и уткнулся мордою  в снег.  Не     в    первый  раз отец  приучал к жизни   твёрдо, терпеливо и без подзатыльников.    На этот раз он спросил:    «С чего начнёшь?»  Не скрою, что есть во мне какая-то необъяснимая ехидность, поэтому ответил  кратко:  « С  начала!». Потом осознал, что брякнул  пустое, стал делиться своими планами : очистить  место, настелить   подстилку  из  кукурузных стеблей, разжечь  печь под навесом и нагреть выварку воды, принести соломы для того, чтобы  осмолить ею  щетину. Ну,  и , прежде всего, наточить ножи, топорик и вытащить  из  сарая столик для мяса и  пару    корыт.   После такой тирады  , отец только промолвил: «Ну-ну!».  Для меня это  означало  окончательное одобрение.
                Из   всех   вспомогательных  дел больше  всего  меня   увлекла   заточка   ножей  и топора.        А  папа всё  наблюдал и, в конце –концов, не  выдержал: «День зимой  короток!»
Опять «отбрил» отца:  «  Сам   учил     -  торопиться  надо не спеша!». 
 Папка    смотрел  на  меня   без   упрёка, а  более с удивлением -   взрослеет чадо….  А чадо в  это время  успело  многое  - в выварках кипела вода, обложенная соломой туша ожидала огонька. Прошлогодняя солома  с нашей  скромной нивы  , наконец  пригодилась. Пришлось  поспешить  накрутить небольших  снопиков  соломы  для  управления  огнём.   И вот  - запылало… Когда   выгорела  щетина, осмотрел  след  моего выстрела  жаканом  прямо  в холку -   перебило   хряку  позвоночник.   Два раза  мне помогли  повернуть  тушу…. Осмолил я добротно. Затем  старательно  скрёб с  кипятком свиную шкуру. Что значит народное  средство  солома - после   горячего «бритья»  с компрессами, кабанчик  аж  светился.   От жара  легко  отковырнул  роговые  копытца.  Теперь   приближалось  главное  -  разделка.    Опять    последовал  совет  перевернуть тушу на спину.  Но тут и я заартачился  - позвольте  мне самому освежевать свою добычу!  И опять прозвучало: «Ну-ну!»
       Моё решение  имело под собою  хорошую основу – в одной из книг об охоте вычитал, что неплохо разделать тушу со спины.  Итак, начали! Первым делом  оттяпал  голову и уложил её на столик. Затем , отцовским ножом  с   наборной рукояткой  из бересты,   сделал  продольный разрез по хребту, с усилием  прорезал твёрдое  сало до  костей. Топором  разрубил   хребет  и   развернул  наружу   обе половины.   Под одобрительным взглядом отца,   крепко  перевязал прямую кишку, чтобы  не испортить  мясо. Без  особого труда   внутренности  вынул и уложил в одно корыто, в другое аккуратно  выложил  кишки.  Удалось  кружкою  вычерпать  кровь – очень  её  любит папка готовить.  Пришлось  повозиться  с мочевым пузырём  и «мужским достоинством»,  чтобы   не испортить  запахом свежее мясо.  Пока  я  свежевал  тушу, мама сжалилась  надо мною и стала  обрабатывать кишки.       Неприятное  дело, но мама  споро  фекалии отправила в огород и уже  шлангом   из уличного крана  промывала  кишки. Мама, добрая мама, всегда  оказывалась рядом и никогда не чуралась даже грязной работы.  Стараясь  не  «подкачать», работал  не жалея сил. Уже и спина болела, и руки плохо слушались на морозце. Но  ещё  солнышко  не садилось, а  я разложил срезанное сало,   окорока из четырех ног, ребрины, грудинку, ошеек, чёлки, обрезанные уши и хвост(на любителей)  и  венец   работы  - обрезанные  самые лакомые  кусочки  для свеженины.  Папа  тоже  не сидел, видя , что  сын  справился, приготовил огромную чугунную сковородку, начистил  несколько  здоровенных  луковиц,  жарко пылала  русская печь  и стол был раздвинут  на  много персон. Такова  традиция, на свеженину потянулись в наш двор соседи. А жили мы в ту пору дружно, счастливо, хотя и не очень богато. Да главное богатство – добрые друзья!
      После  моего  очередного урока, уже  за столом, я вдруг  «раздухарился» : « А где моя стопка?»  Этот мой писк утонул в хохоте, а дядя Костя  заметил : «Мал золотник, а дорог!  Подрастёшь – всё придёт своим путём!»  Прав был  наш  добрый  сосед… Давно  это было – было мне  двенадцать лет.
       Пока  я писал , в соседнем дворе успели  всё закончить, уже гремела  музычка… Но на свеженину не позвали..  Я не удивляюсь, время не то , да и люди уже не те….