Очерк про Абхазию

Дмитрий Буренков
Это Очерк про Абхазию, собранный мной из отдельных кусочков, которые я писал каждый вечер, когда отдыхал в Абхазии, если это можно назвать отдыхом.

Поездка в Абхазию

16 августа. День первый.

Все было собрано. Маск - халат и вещь-мешок: горелка, консервы, палатка и многое-многое другое. Вообщем вышло около 17 кг. Время было 10:00, утро. Самолет вылетал в 17:50. На душе было как-то не очень. Наверное, потому что поругался с любимым человеком. Самолет вылетел в 18:15, с опозданием.Я был в предвкушении. Полет проходил нормально. Напоили соком и все. Сочи встретил меня жарким вечером и очень высокой влажностью. Доехал до границе, уже было 21:00. Обшманали всего , но охотничий нож не нашли. Ну вот я и в Абхазии. Таксист довез до станции-вокзала Гудауца. Отказывается он заброшен с тех времен как закончилась война, аж с 2003 года. На против вокзала была палатка с продуктами . Зашел, купил попить. Женщина сказала, что в этом районе ночевать не безопасно на улице. Народ ночью ходит лихой. Не прислушился , а зря ... Пошел на север в горы по GPS пешком через село. Плутал около часа. Было времени 0:40...

"Слушай дорогой, стой ! Что ты тут делаешь в столь поздний час. Так поздно не стоит ходить "- сказали мне двое , которые вылезли из машины, которую я прошел и стали светить на меня фонариком. Место было глухое. Они шли за мной. Я не оборачивался, но почувствовал как они ускорили шаг. Был единственный выход ... Я достал охотичий нож. Через 20 метров они его увидели и сразу же отстали. Чтобы не испытывать судьбу я свернул с дороги влево во дворы , в тупик. Устал. Заночевал под открытым небом. Единственное, что я помнил , перед тем как заснуть-это млечный путь , падающие звезды и отражение раскатов грома в небе, где не было ни облачка. В горах на чиналась буря.

Поездка в Абхазию

17 августа. День второй. Встреча.

Будильник пропиликал. Было 4:30. Утро. Встал. Одежда просохла на время сна. Дальше мой путь лежал прямиком к северному хребту. Шел по GPS. Прошло около 2 часов. Дошел до реки, которая шла к хребту на север, петляя. Идти было сложно по крупным камням. На мне были облегченные берцы, но это не спасло мои ноги от мозолей. Вода в реке была холодной, прозрачной и кристальночистой. В 8:40 остановился на завтрак: рис, говядина, крепкий чай. Отдохнул часа полтора и пошел дальше. По жаре было очень тяжело идти. Я ушел от реки в сторону на киллометра 2. Сел около дерева... Перед мной простирался великолепный вид: горы, вокруг которых были грозовые облака и в них виднелись раскаты грома. Тучи не уходили от гор, они были так высоко, что не пускали их. Там шел ливень. Идти было еще далеко... "Здравствуйте, уважаемый",- сказал мне приветливо мальчик, проходя мимо меня, небольшого роста, лет 13-ти в бейсболке и шортах, шлепках и оранжевой футболке. Я тоже поздоровался. Разговорились. Рассказал мне, что он живет здесь, недалеко, в большой семье из 8-ми человек. Я рассказал, что собираюсь в горы, на что он улыбнулся и сказал: " Там гроза, все дороги там развязло, ни проехать, ни пройти, два дня не сможешь". Мальчика звали Динар. Мне было не удобно, но я согласился. Перед тем как пойти в гости Динар меня познакомил с другом Раулем. И мы все втроем пошли на речку. Место было прекрасное: обрыв и бурная река, а внизу камни. Так было зав обворожительной страшно и красиво. Ребята оказались смелыми - прыгали с обрыва в бурную реку с 15 метровой высоты, хотя внизу были острые камни. Вода, естественно, была ледяная и быстрая. После речки мы пошли к Динару. Дом был просто огромный, а территория в гектарах - несчесть. Окна, ворота, двери были всегда открыты, никто ничего ни от кого не скрывал. Час спустя приехал хозяин дома на "Волге"- Атар Чанба, его жена, Надежда Александровна, и две маленькие дочери: Ариана и Милана. Встретили меня очень гостиприимно. Все члены семьи считают меня родным братом Атара. Мне очень лестно, но не привычно. Атар, когда я сел за стол сказал: "Мой дом -Твой дом, бери что хочешь, живи сколько хочешь" Я тоже дал слово, что буду во всем помогать ему, если потребуется.
Время шло быстро. Темнеет здесь рано в 19:30. Было около 22:00. Надежда Александровна дала мне пустую комнату старшей дочери, которая вышла замуж. Там уже было все постелено. Я лег и заснул минуты за три...

Поездка в Абхазию

Интересные моменты

Когда я приехал, для меня необычное стало то, что в каждом дворе было по охотничьей собаки. Ну когда уже находился и нагулялся -это стало нормой. По всей Абхазии бродят ничейные лошади, не понятно какой породы: рыжие и вороные. В основном не подходят. Они стоят, лежат около дворов, на проезжей части, как и коровы, которых тоже достаточно. По чьей вине и случаются очень часто аварии. И не только из-за них... Тут гоняют , как бесмертные боги, другого выражения я не могу найти, причем, даже вечером, не включая ближний и дальний свет, как они видят дорогу непонятно. В повороты на горных дорогах входят не снижая скорости. И, причем, умудряются проскакивать между ям , глубиной от 20 до 40 см (горные дороги все разбиты). Да что там проскакивать между ямами. Они при встречи встречных машин( а дороги там ох какие узкие) умудряются не задевать и проходят в 10-ти см друг от друга. Ну про ремни безопасности и говорить не стоит... Сплошные полосы есть , но они "не существует", идут на обгон очень близко притираясь, чуть не касаясь. Даже фуры 10-ти метровые, груженные такое вытворяют... Бензин стоит как и в Москве и МО - 35 рублей без копеек . Вообщем, если бы я поехал сюда на машине, то точно ни на иномарке. И ездил только днем. Правило движение своеобразное, а именно-их никто не знает! Ездят, не пропускают помеху справа. Вообщем ездят как хотят. Так что надо внимательно смотреть. Не смотрят ни в боковые, ни в задние зеркала. Посты ГАИ есть, но они бесполезны! Подъехал к ним, поздоровался и поехал дальше не пристегнутый и без прав. :)

Поездка в Абхазию

18 августа. День третий. Море.

Петя прукорекал. Думал часов семь утра. Хорошо были часы, оказалось только 5:30. Выспался. На новом месте всегда высыпаешься :) ворочился час, пока Надежда Александровна не позвала на кофе. У них была такая традиция перед тем как завтракать, обедать и ужинать пить настоящее кофе, ах да забыл сказать что у них растет тут много хорошего чая, об этом потом. Выпили кофе. Атар- глава семьи каждый божий день возил в город свою жену утром( естественно, потом и забирал ее) , она работала на время курортного времени в местной частной гостиннице, платили копейки 15 тысяч в месяц без выходных по 8 часов ! Надежда Александровна, казачка, очень сильно уставала, но никогда не жаловалась.

После завтрака я, Атар, Динар, его жена, Мила, Ариана сели в машину и поехали вниз, в город Гудауту. Ехали не долго, минут 15. Город был на берегу моря, точнее простирался к морю. Особенно там ничего не было: памятник посвященный войне, исторические здания, заброшенные здания, ДК. Что удивительно, живут все не на широкую ногу, но проезжают "Лексусы" "Мерседесы", а дома богатые красивые, территории большие , но не везде так. Милостыню не просят. Есть рынок на котором можно все достать. Что интересно мусорок нет, но каждый человек около своего дома, ларька старается выставить коробочку , пускай даже небольшую для мусора. Ушел чуть-чуть от темы, продолжим. Приехали в город отвезли Надежду Александровну на работу. Атар поехал на конюшню, а я с детьми пошел на море. Было где-то семь с чем-то утра. Мы спустились по по крутой лестнице и оказались на берегу моря: Галька , волн не было все было тихо. Первый раз за всю свою недолгую жизнь я зашел в море. Даже не думал, что в море бывает так тепло, что не появляются мурашки. Купались и загорали весь день. Обгорел сильно, всегда облезаю, но потом конечно же нормально загораю. В 19:00, когда солнце зашло за деревья, которые расли на берегу в доль моря в метрах 50, нас всех забрал Атар и повез домой. По приезду мы к соседям пошли за арбузом и настоящим Абхазским вином. Зашли, все поздоровались со мной,встретили гостеприимной. Ах да ))) по дороги как шли с Динариком я увидел странное дерево, естественно я такого никогда не видел. На ветках висели фрукты. В основном зеленые, а выше, где просто так не достанешь, висели феолетово-бордовые. Динар встал мне на плечи и нарвал мне несколько-это оказался инжир. На вкус он был хорош. Но очень сытный скорее жирный, приторный. Вино было налито в бутылку, а огромный арбуз взят в руки. Я не удержался и попробывал вино. Естественно настоящее домашнее Абхазкое вино с кисловатым послевкусием. Я вообще человек не пьющий , но настоящее и домашние всегда готов попробывать :) шли в темноте выколи глаз. Столбы были, но фанарей не было( какие столбы -это просто классика))-обычные куски деревьев и рогатиный,здесь не хватало электромантажника, явно )) ) Дошли разрезали арбуз. Что интересно и логично, первый кусок Динар отдал Атару-главе семейства, потом гостю, тобишь мне, потом себе, а потом всему женскому полу. Едят здесь все, кроме супов по Абхазски,тобишь руками, хлеб режут, но можно так рвать ламтями. После ужина Надежда Александровна убралась, а я разговорился с детьми. Ариана - моя любимица сделала мне браслет, очень красивый, я поблагодарил. Там мы разговаривали все: дети и я , а потом и заснули все на моей кровати вместе со мной, даже не заметив этого.

Поездка в Абхазию

Интересные моменты (2)

Здесь ни у кого нет часов, тоесть они есть, но как всегда-это редкость. Каждый божий день меня спрашивают: "сколько времени ?" или "Уважаемый, который час ?" Сначала напрягало, сейчас нет.Расскажу про оружие. Его здесь море: двустволки, автоматы, винтовки, в частности популярен СКС (Самозврядный Карабин Симонова). Я тоже был с ним когда то знаком, так что знал о чем идет речь. Продают, отдают, дарят. Патроны- патронов можно купить где угодно, как и порох. Зашел на рынок и купил сразу 65патронов 12-ого каллибра для охоты, 5-тый и 7-ой номера для двустволки, для охоты. Ах да, возвращаясь к теме о часах. Ложатся с петухом. Кукарекает где-то в 22:00, кукарекает ночью часа в 3:00 и третий раз кукарекает в 5:30-6:00. Так что обходятся без часов.

Поездка в Абхазию.

Котел в котором я варился.

Дом , где я живу находится от города в 20 минутах езды на машине, на границе с Дурипсом ( да простят меня Абхазцы, вроде так называется). Дом просторный, двери и окна всегда открыты. Дом состоит из веранды, из кухни- зала - приемной в одном лице, закутка около кухни где есть холодильник(в холодильнике практически ничего нет) и посуда. Дальше комната с кроватью, которой никто не спит. Скорее всего спят, но зимой , когда прохладно, дальше длинный коридор, в котором три двери, одна из которых ведет на веранду, а две другие в комнаты , в одной из которых есть дверь ведущая в мою темную комнату , в которую никогда не поступает свет , я там забарикадировался, там такой бардак, просто ужас. Ну да ладно, уйдем из моей комнаты. Во дворе, позади дома находилось много сараев, где периодически были лошади. У Атара была подработка: в свободное от работы время, он строил своими руками великолепные узорные курятники. Куры были маленькие и петух Петя которого боялись дети. Петя не боялся никого и ничего ,только топора и ружья. Во дворе на четырех сваях был домик в метрах трех от земли, где сохла и хранилась кукуруза(пачатки). Кукурузное поле было дальше и довольно большим. Все ждали дождя 2 месяца и он пришел вместе со мной. Надежда Александровна своими руками его возделывала, там она и потеряла когда-то двух близнецов. левее от кукурузного поля был сад: там были персики, инжир,хурма, орехи, груши, яблони, ежевика, малина. груши были по 8-10 метров высотой. Я таких никогда не видел, а груши были по 0,5 кг. Из живности раньше были буйволы , но нужны были в свое время деньги и они были проданы. На дворе было три охотничьи собаки: щенок - Пуся, Джек и другая очень тихая внезапная резкая, культурная собака . Были три лошади: Рыжик и Мечта(мама ), Доминика(ее дочка ). Рыжик участвовал в скачках, но как уже с 7 августа на "отдыхе " растяжение связок , но скорее всего порвал. До этого брал первые, вторые места. Очень спокойный и добрый конь , как и Доминика, которая ходит за мной всюду и просит , чтоб я ее почесал.

Поездка в Абхазию

Глава семейства

Атару Чамбе было 63 года. Очень серьезный и добрый человек- вот какое было первое впечатление о нем и оно не было ошибочное! С юных лет он тяготел к лошадям. И в 1964 году прошли его первые соревнования. Раньше бегали много не по 2000-3000 м, а все 6000-8000 м. с "мертвыми" барьерами . Это сейчас, если лошадь задевает-барьер, жерди падают, потому что он разборной, а раньше были барьеры "мертвые"-сбитые, жерди не падали. Лошади ломали ноги, да что там лошади, жакеи погибали. В 1978 году Атар Чамба взял первое место на Московских соревнованиях, он тогда выступал за сборную Грузии. Атар является мастером спорта СССР. В свободное от работы время, как я уже рассказывал Атар делал великолепные узорные курятники. А основное время он проводил на канюшне. У него есть там собственные вороные английские скакуны, которые выступают на соревнованиях. Его сын - Динар в седле с 5 лет, брал 2-ые, 3-тьи места, бывало и первые. Конюшня была с 1958 года, она так и стояла без ремонта с тех времен. Призедент приезжал на днях , смотрел как обстановка, обещал выделить деньги на починку крыши конюшни, но это были только слова. А слова как известно -это только слова. Я ему помогал на канюшни и по дому , и всем тем, на что я был способен и мог сделать , но понимал, что скоро уеду. Атар Чамба раньше беспробудно пил... Он пил, ругался и т.д. Было просто ужастно жить с ним по рассказам его жены...но то было раньше, а сейчас есть сейчас! Были трудные роды, когда Надежда Александровна носила Ареану под сердцем, но она лежала поперек а не вдоль, как положено. И Атар , дал слово , когда были эти тяжелые роды, больше никогда не пить. И он держит слово по сей день! Атар общался в разных обществах... Не хочу и не желаю про это рассказывать, только скажу, что прошлое остается прошлым.

Моя поездка развернулась нитак как я хотел...Но я об этом не жалею.

Коршуны и жаренная картошка

26 августа

Я проснулся рано утро. Было очень тихо. Петя не кричал. Не слышались детские голоса. Я встал с постели и прошелся по дому, вышел на двор. Там и там не было ни одной живой души. И тут я вспомнил, они собирались в гости в Пицунду всем семейством, чтобы привести Лиану-дочку Атара сюда. Так получилось, что они меня забыли :)) Блин никого. И тут я вспомнил, что на днях обещал Надежды Александровне накормить их всех моей фирменной концерогенной жаренной картошкой. Было жарко готовить в доме и я решил ее пожарить на улице. Взял электрическую плиту, картошку, масло, лук, нож, кастрюльку с водой и начал приготавливать продукт к жарке...
Масло уже кипело, я переворачивал картошку, чтоб не подгорела. Я поднял голову. С запада на восток летели стаи коршунов. такого я никогда не видел. Думаю многие не видели. так получилось, что в это время года коршуны летят в Грузию на какую то там скалу для размножения, а потом возвращаются обратно. Во время перелета они питаются виноградом, грушами, яблоками, ну и конечно домашними курами пролетая по Абхазии. У коршунов мясо просто отменное, жестковатое, поэтому надо дольше жарить, чтоб оно стало суховатое. По вкусу похоже на печень, местами на мясо теленка. Не долгое думая я достал двустволку 16 калибра, повесил патронташ на себя и стал отстреливать коршунов которые летели низко над домом, потому что боялся за кур, которые бегали по двору. Я стрелял и периодически переворачивал картошку, чтоб она не сгорела )) 19 патрон три попадания. Все три коршуна как камни упали за дом.


Прощание. Абхазия. Отъезд.

29 августа

Утро суббота. Я проснулся от "Пети". Он так мне надоел за эти дни отдыха. Но все таки я сожалел о чем-то. Это был последний раз когда я его услышу... Атар утром был на конюшне. Ему опять было плохо-давление. Я все таблетки, которые были со мной в аптечке отдал им, но там не было нужных... Я начал собирать рюкзак. Камуфляж не стал одевать. Одел свои шорты и белую наглаженную футболку. Надежда Ивановна была на работе. Я с ней попрощался с вечера. 16:30 "Волга" была заведена. Атар ждал в своей соломенной шляпе в машине, когда я попрощаюсь с девочками: Арианой и Миланой... За эти дни они для меня стали очень дороги. Я с ними ходил на море, помогал им готовить. Ариана заботилась об мне, когда я заболел. Ариана обняла меня и заплакала и просила не уезжать. Мила обиделать на меня, что не берем ее меня провожать. Я подошел, но она все равно дулать, обнял и попрощался. Машина отъезжала... Я видел в зеркало заднего вида, как "Рыжик" -конь мне кивал и ржал-прощался...На дороге стояли Ариана, Мила, "Чапа", "Джек"...Через мгновение они исчезли из вида...У меня сжалось сердце...они для меня стали как дочки...за это время...Я это чувствую..значит это так...Атар мне стал как родной брат...Я так им хотел помочь, чем могу...Но это было недостаточно...Я знал это...Для меня недостаточно..Я бы дал большее, но у меня ничего не осталось...Мы спустились в Гудауту...Атар обнял меня.... Я сказал, что у меня теперь есть семья, поблагодарил и сказал, что приеду не один...к сожалению... теперь точно приеду один...в Маршрутке познакомился с Лизой-хорошая девушка, тоже здесь отдыхала. Мы доехали до границе. Я с ней попрощался... И тут...кое-что произошло...(не хочу это писать) Вообщем в аэропорту Адлер я уже был глубокой ночью. Вылетел вовремя и прилетел тоже. В Москве было холодно....