Свиток и сапог. Глава 89

Леонид Бликштейн
1. В этой главе мы продолжаем анализ переосмысления синергетического отношения ON/KI в контексте проекта Иисуса. В прошлой главе мы видели критику инструментальной контракции энергетического минимума (сведения отрезка КН, к его верхней точке контекстному полю объектов/ценностей Н, совпадающему с нижним концом инструментальной связки господства-подчинения FH, где F верхнее контекстное поле субъекта власти F).

2. Теперь нам надо познакомиться с критикой инструментальной контракции энергетического максимума, сводящей верхний синергетический регион OF/IF к его нижней точке, то есть контекстному полю субъекта власти F.

3. Рассмотрим фрагмент 13й главы Евангелия от Матфея, где Иисус обозначает свое понимания Царства Божия. В прошлой главе мы уже видели что в 102 псалме это царство отождествляется с верхним евномным (от греческого слова eunomia буквально благозаконие)энергетическим регионом AIB синергетического отношения (правда/благо/милость). Точка F входит в этот евномный треугольник (она расположена в середине его основания АВ), так как упоминаются ангелы, творящие Божью волю и повинующиеся божественному слову. Однако это отношение вертикального господства/подчинения уравновешивается и опосредуется горизонтальной сигнификативной линией АВ правда/милость,лежащей в основании самого месономного треугольника AIB.

4. Теперь сравним это с описанием Царства Небесного в тринадцатой главе Евангелия от Матфея. Ниже  я привожу этот текст.

24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
29 Но он сказал: нет, --чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы--сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: так, Господи!
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

5. Первое, что здесь бросается в глаза, это принципиальный отказ Иисуса сводить Царство Небесное к вертикальному отношению FH господства/подчинения. Именно поэтому ангелы, предлагающие Богу расправиться с грешниками, получают отказ на том основании, что такие действия (ср. например инквизицию, костры и прочие многочисленные исторические преследования еретиков, которые, кстати говоря порой вызывали протест и внутри самой церкви: на Западе такие крупные фигуры как Амвросий Медиоланский и Мартин Турский безуспешно старались предотвратить первые эксперименты по сожжению еретиков, на Востоке 9 в. против религиозных гонений выступал столп византийского православия Феодор Студит, а в России 16 века заволжские старцы, однако характерно что все эти добросовестные усилия закончились неудачей, поскольку инструментальное понимание духовной власти, как отношения господства-подчинения, основанного, говоря словами Великого Инквизитора у Достоевского, на чуде, тайне и авторитете, получило повсеместное преобладание)не совместимы с ситуацией близкого сосуществования праведников и грешников в этом мире и с пониманием Царства Небесного как длительного, постепенного, сложного, органического, инверсивного процесса внутреннего развития и взаимодействия Бога и человека, на который указывает Иисус, используя соответствующие метафоры (закваска, горчичное семя/дерево) в своих притчах на эту тему.

6. В силу своей инструментальности, отношение господства-подчинения, как палка, которая имеет два конца, принципиально реверсивно, ему присущи неожиданные, но по сути дела вполне закономерные повороты. Гонимые становятся гонителями, а затем (порой через несколько столетий) вновь превращаются в гонимых. Одна элита сменяется другой, но угнетение, произвол и социальная несправедливость остаются, даже если их носители меняются местами. От перемены мест слагаемых сумма не меняется.

7. Понимание Царства Божия у Иисуса опирается на равновесие центральной месономной синергетической вертикали IK (семнадцатый шаг алгоритма идентичности: любовь Бога, глубоко связанного с верхним месономным контекстным полем блага/смысловых соответствий I ср. утверждение Иисуса о том что Бог является единственным источником блага: " Что ты называешь Меня благим, никто не благ, как только Бог один" к человеку и человека, находящегося в нижнем созерцательном месономном контекстном поле смысловых ориентаций К, к Богу)и центральной горизонтальной коммуникативной оси матрицы идентичности GE (свои/чужие), связанной с любовью к ближнему/дальнему и с соблюдением заповедей Закона. Как мы убедились в одной из предшествующих глав именно центральная коммуникативная горизонтальная ось связывается с соблюдением заповедей (десятый шаг основного алгоритма идентичности) в описании этого алгоритма в тексте восемнадцатого псалма.

8. И не случайно Иисус утверждает подобие (контекстную гомеотропность) этих заповедей друг другу, а цитированное выше указание на синергетическую вертикаль отношения к Богу, как источнику блага тут же дополняет советом сосредоточить внимание на подобной ей коммуникативной горизонтали исполнения заповедей: "Если хочешь войти в жизнь вечную соблюди заповеди" ( там же).

9. На пересечении центральной синергетической вертикали IK и центральной коммуникативной горизонтали GE находится центр матрицы идентичности то есть месономное контекстное поле смысловых взаимодействий J. Именно вокруг этого внутреннего центрального поля, средоточия (сердца) представленной самими матричными квадратами субстанциальной конфигурации идентичности организована интеграномика EIGK, то есть та парадигма идентичности, которую здесь использует Иисус и с помощью которой он хочет преодолеть реверсивность инструментального понимания Царства Небесного,как редуцированной вертикали господства/подчинения и осуществить инверсию, то есть поворот внутрь к субстанциальному центру центров/сердец конкретных единичных экзистенциальных конфигураций идентичности, что дает им центрирование и следовательно придает им большую устойчивость (ср. 14й псалом).

10. На такой интенсивный, центрирующий характер интеграномного понимания Царства Божия указывают и цитированный выше текст 13 главы и (еще более непосредственно и открыто) знаменитое утверждение Иисуса в Евангелии от Луки о том, что "Царство Божие внутри вас."