О словах и идеях

Маргарита Шорина
«Назначение рыбной блесны — поймать рыбу,
А когда рыба поймана, блесна забыта.
Назначение слов — сообщить идеи.
Когда идеи восприняты, слова забываются.
Где мне найти человека, позабывшего слова?
Он — тот, с кем я хотел бы поговорить».

Чжуан Цзы



Каждый человек чувствует пустоту, какую-то незавершенность жизни. Кажется, что у тебя есть все, но чего-то как будто все равно не хватает. Одни гонятся за деньгами, но понимают, что их никогда не будет достаточно, что, сколько бы их ни было, все равно чего-то не хватает. Кто-то гонится за знаниями, оканчивает один ВУЗ, второй, третий, погружается с головой в науку, но все равно что-то ускользает. Кто-то исследует религии, ищет Бога везде и во всем, прибегает к помощи гадалок, астрологов, пытается найти и поговорить с самыми известными старцами, шаманами, посвященными в тайные знания, но и тут этот кто-то не получает покоя. Он все равно продолжает чувствовать незавершенность.
Откуда в человеке эта жажда? Почему человек так и не может насытиться? Чего ему не хватает? Истины? Но в сущности, что такое истина? Есть ли в этом мире что-то объективное, что может быть универсальным для всех? Ведь именно эту вещь, как кажется людям, они и ищут. Проблема вся в том, что либо истины не существует, по крайней мере в этом мире, либо мы задаемся неправильными целями.
Я полагаю, что истины в этом мире действительно не существует. Нам только предстоит ее создать. Когда-нибудь ее свет прольется над миром и разгонит тучи иллюзии. Мы те, кто всегда рад обманываться, мы всегда рады обманывать. Мы обманываем каждым словом, как я вас сейчас, мой дорогой читатель. Мы, конечно же, делаем это не со зла. Мы действительно верим, что говорим правду. И, наверное, с какой-то точки зрения так и есть.
Каждый человек в каждое конкретное слова вкладывает свой смысл, который хочет донести до окружающих. А окружающие в свою очередь вкладывают свой конкретный смысл в его слова. То есть, если я скажу простое слово «бумага», под которым подразумеваю стандартный лист белой бумаги А4 формата, что представится вам? Представится ли вам тетрадь, пачка бумаги, рулон туалетной бумаги или еще что-то? Я точно не могу знать, что происходит в вашей голове. А если взять слова посложнее? Если взять любовь, жизнь, смысл, идею, то тут вообще можно запутаться.
Как рассказать окружающим о своих чувствах и мыслях? Помните? Вы признаетесь человеку в любви, в чем-то сокровенном, а ваше признание звучит как банальность, как глупость, даже пошло. Вы чувствуете другого человека, он вам дорог. Но стоит вам начать говорить... и все пропадает. Слова и смысл разъезжаются на глазах, как полы плохо сшитого пиджака!
Да, истинный смысл — всегда между слов. Он испаряется, улетучивается, когда вы пытаетесь облечь его в слова. То, чему мы привыкли доверять, то, чему мы привыкли верить — наша собственная речь, обманывает нас. Не заблуждаемся ли мы, в таком случае, и в самих себе?.. Вот вопрос, который ставит перед нами „слово"!
Слово, — говорил другой наш великий соотечественник, — это „гробик для мысли".
Несмотря на шутовской характер этого определения, оно предельно точное! Но что получится, если мы продолжим эту аналогию? Получается, что наше с вами сознание, скроенное из слов, не что иное, как кладбище!»
Сознание, в принципе, может узнать все части истины, но именно части. Оно не способно объединить их в единство истины. И поэтому истина, преломленная сознанием, всегда разрезанная, мертвая. Сознание приближается к истине, но не в силах удержать ее. Оно уплощает истину и, что самое ужасное, даже не отдает себе в этом отчета!
Когда мы смотрим фильм, мы видим людей, предметы, перспективу. Изображение кажется нам трехмерным, объемным. Но на самом деле экран плоский и изображение на нем двухмерное. У нас возникает иллюзия трехмерности. Очень достоверная, но иллюзия. И мы ведь даже не задумываемся об этом! Обманываемся и рады.
Но когда то же самое происходит с истиной, это уже не забава, это трагедия! Нам кажется, что мы постигаем истину, но это не она. Мы думаем о ней, а на самом деле лишь играем с ее фантомом. Мы, в лучшем случае, реконструируем ее контуры, а нам кажется, что мы открыли для себя ее смысл.
«Мысль умирает на кончике пера», — горько шутил Гете. «Слово — это не что иное, как отдаленное и ослабленное эхо мысли», — говорил Гюстав Флобер. Ну и, наконец, все мы знаем, что «мысль изреченная есть ложь». Так как же быть?!
Если слова не позволяют мне сообщать другому себя, если другой не может мне рассказать о себе при помощи слов, и если истина, сформулированная в словах, не жилец, не лучший ли, в таком случае, способ — общаться молчанием?..»
Так что не торопитесь с выводами, постарайтесь увидеть то, что прячется за словами.
Забудьте все, что вы слышали сегодня, и пусть интуитивно схваченная вами мысль родится в вас заново, станет вашей мыслью. Объясняя ее себе, вы воспользуетесь другими словами, но ее суть останется прежней. Истина — как раз в этой сути, а не в словах.
А вот путь от вашей истины, от личной истины к истине общей до сих пор не ясен. Совершенно! И мы должны признаться себе в этом. Да, наше духовное общение — пока лишь фикция. Наши души не общаются и не знают друг друга. У них нет общего языка, языка, на котором они могли бы говорить друг с другом в свете истины. Мы в самом начале пути. Нам нужна истина, которая смогла бы объединить нас. Истина, высказанная на языке, понятном сердцу. Истина, которая могла бы переходить из уст в уста, от души к душе без искажений и кривотолков. Пока же все это только мечта. Сделаем ли мы эту мечту явью? Зависит от того, сможем ли мы изменить свое сознание.
Но главное, что мы можем сделать – это заглянуть внутрь, глубоко в себя. Мы можем откинуть лишнее, мы можем найти важное, а самое главное, мы можем понять: что мы ищем и куда нам двигаться дальше. И как только мы остановимся в себе и сконцентрируем все внимание внутри, а не снаружи, то узнаем многое, мы сможем познать мир через себя. Но для этого нужно познать себя, отключить свою личность, перестать смотреть на вещи с оценочной точки зрения, ведь оценки может давать только личность.
В нас самих скрыты великие учителя, которые неустанно направляют нас на путь истины, но мы не стараемся их услышать из-за того, что по прежнему оцениваем их советы с точки зрения того, хорошо нам будет в результате или плохо. Но чаще именно «плохо» приводит в глобальном смысле к «хорошо». А ведь можно рассматривать события, как факты, как результат. Не всегда нужно спешить и идти напролом. Но иногда, наоборот, как только ты откажешься от поисков и запутаешься, опустишь руки, решение само придет тебе в голову. Причем это решение может быть настолько простым, что покажется невозможным, лежащим на поверхности. Мир прост и мудр, а мы все лишь усложняем.

«Я расскажу вам одну историю про буддийского монаха. Юноше, только что ставшему монахом, приснился сон. Отчетливый, яркий, словно и не сон вовсе, а явь. Во сне он увидел монаха-отшельника — счастливого, светящегося изнутри.Седовласый, с длинной косматой бородой, в истлевшей одежде, он сидел у своей хижины, высоко в горах. Рядом текла река, цвел кустарник, пели птицы, а небо над ним казалось бездонным. И юноша понял, что во сне ему явился Посвященный — человек, который познал суть вещей и открыл в себе свет истины.
Молодой монах узнал в этом человеке своего Учителя... На утро юноша обратился к наставнику: «Что бы мог значить этот сон?» Наставник покачал головой и ответил: «Только одно — тебе следует идти и искать этого монаха. Он твой Учитель. До той поры, пока ты не отыщешь его, ты не пробудишься».
Юноша наскоро собрался и отправился на поиски. Куда идти, он не знал, а поэтому пошел наугад. Он пошел в горы. Его путь был долог, годы летели друг за другом — весны сменяли зимы, осень вновь и вновь приходила на смену лету. Юноша уже потерял счет времени. Он жил своей мечтой. Он исходил множество гор, был во многих монастырях. И всюду спрашивал об отшельнике с косматой бородой, что живет высоко в горах в одинокой хижине. «Да, — отвечали ему. — Мы слышали об этом человеке. Иди вон туда, его видели вон на той горной вершине». И юноша шел.
Но в какой-то момент в его сердце все-таки поселилось отчаяние. «Сколько же мне еще идти? — спрашивал он себя. — «Как мне быть, если я так и не найду своего Учителя?» — думал он, и сердце его замирало от тоски и печали. «Не нужно ли мне прекратить поиски и вернуться?» — этот вопрос приводил его в ужас.
Юноша совершенно выбился из сил. Он готов был остановиться. Но как теперь вернуться домой? Он так долго плутал, что забыл дорогу назад. И что он скажет своему наставнику? «Нет, я должен идти дальше! — сказал себе юноша. — я должен найти своего Учителя! Я сделаю это, во что бы то ни стало!»
И его путь продолжался, хотя шел этот юноша уже без надежды в сердце, без веры в успех. Он шел просто потому, что однажды решил идти. И о чудо! Вот эта хижина! Он узнал ее! Вот тот ручей и цветущий кустарник! И птицы! Да, тут поют те самые птицы, которые однажды пригрезились ему во сне! Юноша вбежал в хижину. «Учитель! Учитель!» — кричал он, обливаясь слезами радости. Но хижина оказалась абсолютно пустой, в ней не было даже следов жизни. Юноша вышел из хижины и стал обыскивать местность вокруг. Но ни что не говорило о том, что здесь когда-либо жил человек. Лишившись сил, юноша упал на берег реки и воскликнул: «Все, я сдаюсь! Я проиграл! Я возвращаюсь!» Но тут его взгляд упал на водную гладь... Из воды на него смотрел совершенно седой старик с длинной косматой бородой, в истлевшей одежде. А вокруг, под бездонным небом, цвел кустарник и пели те самые птицы.

Анхель де Каутье «Золотое сечение»

Эта простая притча рассказывает о том, что иногда стоит обратиться к себе и понять, что мы и так знаем все сами, что все истины скрыты в нас самих. И этим своим истинам мы можем научить себя только самостоятельно.
Буддисты рассказывают о колесе Сансары. До тех пор, пока ты не пробудился, ты не можешь с него сойти, ты снова будешь умирать и рождаться в этом мире. Но помимо этого на тебя будут действовать и законы Кармы. Согласно этому ты должен исправить все свои ошибки, совершенные в прошлых жизнях. Для некоторых людей эта история воспринимается, как Христианская сказка о рае и аде. То есть, если ты в предыдущих жизнях вел себя хорошо, в настоящей жизни ты будешь счастливейшим из смертных, ты будешь получать от мира только блага. А если ты вел себя плохо, то страшись воздаяния. Тебя будут мучить, ты испытаешь все беды, которые только могут быть. И воздавать почести или беды тебе будут только те, с кем ты так же поступал в прошлой жизни.
На мой взгляд, все не совсем так однозначно. Если бы мы встречались только с теми, с кем были в прошлых жизнях, потому что они нам должны, это было бы странно, так как каждый наш поступок не может быть нейтральным, исходя из человеческой оценочной логики. Мы в любом случае поступаем хорошо или плохо.