Конкурентоспособность производства российских легк

Наталья Наринян
Конкурентоспособность производства российских легковых автомобилей

Конкурентоспособность – это один из основных терминов рыночной теории и практики. Необходимо заметить, что в настоящее время эта теория начинает подвергаться в экономической литературе научной и практической критике, потому что она не может ответить на ряд актуальных вопросов и проблем (Амосов А.И., 2006; Рохлин Д.Б., 2010, и др.). Конкурентоспособность российских заводов, производящих легковые автомобили - это их свойство иметь и поддерживать конкурентные преимущества, которые должны быть устойчивыми в изменяющейся экономической среде. Вообще существует целый ряд проблем и парадоксов конкурентоспособных стратегий. Но главный вопрос – действительно ли имеются где-либо в мире настоящие конкуренты у российских предприятий легкового автомобилестроения?
Судя по ценовому распределению основных (отечественных и иностранных) марок легковых автомобилей в России, российские производители уже много лет занимают две стабильные ниши самых недорогих (до 5 тыс.$ и до 10 тыс.$) и практичных автомобилей (табл.1). Речь, разумеется, идёт только о новых легковых автомобилях.
Таблица 1
Цены на новые автомобили в России до 20 тыс.$1
Цены Марки Страны
до 5000 ВАЗ 21047i, ВАЗ 2105, ВАЗ 21074i, ИЖ 2126 Ода, ИЖ 2717 Россия
до 10 тыс. ZAZ Chance Украина
ВАЗ 1117-1119 Kalina, LADA 2110-2112, LADA 2114-2115, LADA 2120 Надежда, ГАЗ 3102, ГАЗ 31105, ИЖ 2126 Ода 4 х 4, ИЖ Фабула, УАЗ 3159 Хантер, ВАЗ 21214 Нива Россия
Daewoo Matiz Южная Корея
Daewoo Nexia Узбекистан
Renault Symbol Франция
до 20 тыс. ВАЗ 1117-1119 Kalina, ВАЗ 2170-2172 Priora, LADA Kalina Sport, УАЗ 3163 Симбир, Chevrolet Niva (Opel), Kia Rio Россия
Skoda Fabia, Skoda Fabia Ambiente, Skoda Fabia Elegance,
Skoda Octavia Tour, Skoda Octavia Tour Combi Россия, Чехия
Citroen C2, Citroen C3, Citroen Berlingo, Peugeot 206, Peugeot Partner, Renault Clio, Renault Megane II, Renault Kangoo Франция
FIAT Punto Италия
Ford Ka-Sportka, Ford Fiesta Германия, Испания
Ford Focus, Ford Fusion Германия, Испания, Россия
Hyundai Accent, Hyundai Getz, Kia Spectra Южная Корея
Volkswagen Polo Trendline, Volkswagen Cross Polo Германия, Россия
Mitsubishi Colt, Mitsubishi Lancer Япония
Opel Corsa Германия
1 – Данные журнала «Автомобили и цены», 2010г., № 40.

По Портеру конкурентоспособность определяется как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» (Портер М., 2005). При этом по Кабанову оценка конкурентных преимуществ товаров и услуг представляет собой сравнение качественных характеристик и цены (Кабанов В.Н., 2009).
Известно, что определённая группа платежеспособных автолюбителей предпочитает подержанные автомобили иностранного производства. Но в то же время существуют несомненные преимущества нового автомобиля «с нулевым пробегом», к которым можно отнести следующие:
- отсутствие (или сведение к минимуму) риска стать обладателем угнанного автомобиля;
- элиминация возможности приобретения автомобиля, который побывал в аварии; автомобиля – «утопленника»; автомобиля - «убийцы»; гнилого автомобиля с ювелирно заклеенной картонкой и закрашенной дырой и прочих автомобилей с «тёмным» прошлым;
- получение истинного удовольствия пользоваться новым автомобилем взамен возможности «пустить пыль в глаза» окружающим;
- большие шансы на быстрое и относительно недорогое техническое обслуживание, включая диагностику и отыскание необходимых запчастей;
- гарантия избежать дорожно-транспортных происшествий из-за изношенных и вовремя не заменённых деталей, что может быть не замечено в подержанном легковом автомобиле при недобросовестной диагностике или зафиксированном «автопробеге», не соответствующем действительности;
- значительно меньшие затраты по всем основным видам страхования;
- способ не быть «разорённым» растущими с ускорением налогами на транспортное средство, размер которых зависит мощности и от возраста автомобиля.
При этом и на внешнем рынке российские легковые автомобили не имеют аналогов среди соответствующих характеристик стоимости, практичности и безопасности для лиц среднего класса с целью ежедневной (будничной) эксплуатации. Достаточно привести статистику экспорта продукции автомобильной промышленности России за ряд лет (табл. 2).
Таблица 2
Динамика экспорта продукции автомобильной промышленности России2

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2008
Автобусы, шт. 2758 2829 5109 9784 10095 10663 10151
Автомобили легковые,  тыс. шт. 210 116 102 120 119 131 132
Автомобили грузовые,  тыс. шт. 22,9 12,9 21,2 35,9 37,2 41,4 44,5
2- Стат. Сборник «Российский статистический ежегодник», М., 2009.

Британское автомобильное издание «MSN Cars» составило рейтинг автомобилей, о приверженности к которым не хотелось бы признаваться в силу каких-либо причин, например, слишком высокой или слишком низкой цены либо каких-то прочих недостатков. Топ-50 сформирован на основе мнений экспертов журнала и включает в себя как устаревшие, так и современные модели автомобилей. Наряду с такими знаменитыми моделями, как «BMW» 7-й серии (слишком сложная система iDrive), «Hummer» H3 (о приверженности к ней в кризисные времена неуместно говорить), Toyota Corolla (большое число поклонников – свыше 32 млн. покупателей с 1966 г.), в британском рейтинге оказалась «Lada Samara», созданная в Тольятти в 80-х годах. Эта машина, по мнению экспертов издания, имеет слишком долгую историю.

ЛИТЕРАТУРА

Амосов А.И. О победе социального хозяйства в ХХ веке // Экономическая наука современной России, 2006, №4.
Кабанов В.Н. Оценка конкурентоспособности производственных мощностей // Материалы Симпозиума № 10 «Стратегическое планирование и развитие предприятий», ЦЭМИ, 2009.
Наринян Н.Е. О влиянии курсов валют на производство легковых автомобилей // Материалы Симпозиума № 11 «Стратегическое планирование и развитие предприятий», ЦЭМИ, 2010.
MSN Cars, газета "РБК daily".
Портер М. Конкуренция: Пер с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
Рохлин Д.Б. Исследования по теории арбитража в стохастических моделях финансовых рынков. М., 2010.
Стат. сборник «Российский статистический ежегодник», М., Росстат, 2009.
Журнал «Автомобили и цены», № 40, 2010.

Статья опубликована в сборнике трудов Всероссийского симпозиума "Стратегическое планирование и развитие предприятий", Москва, 2011 г.