Производство легковых автомобилей и оквэд

Наталья Наринян
ПРОИЗВОДСТВО ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ОКВЭД

Производство российских легковых автомобилей характеризуется заметными особенностями развития, обусловленными индивидуальными для государства экономическими, географическими и историческими предпосылками. Так, в государстве-предшественнике (CCCP) спрос на легковые автомобили, как и на множество других товаров, постоянно был колоссальным и неудовлетворённым. В силу невысокого уровня доходов большинство людей не могли даже позволить себе мечтать о такой «роскоши», как комфортабельное быстроходное транспортное средство передвижения, хотя бы отечественного производства. Казалось бы, в той ситуации выгоднее всего и для автомобилестроения, и для потребителей было бы развивать объёмы широкомасштабного производства недорогих моделей с минимальными усовершенствованиями и инновациями, которые разрабатывали бы российские специалисты. Но производители отечественных легковых автомобилей в то время были ориентированы «не отставать от Запада», буквально копируя зарубежные модели (например, ВАЗ-2107 в 1982г. и др.), увеличивая, таким образом, себестоимость изготовления легковых автомобилей.
В настоящее время имеется существенное технологическое отставание отечественных предприятий по производству легковых автомобилей от зарубежных производителей. При этом существуют все предпосылки для полного перехода от так называемой сборки отвёрточной к технологиям, способствующим производству новых российских марок автомобилей на основе применения зарубежных технологий. Велика важность развития стратегических альянсов для возможности прямого доступа к технологиям сложных узлов и агрегатов (Панкратова Д.А., Лебедев К.К., 2010 и др.). При этом хочется всё же быть оптимистичней и не согласиться с тем, что в основе стратегии модернизации и развития российского автопрома должны стоять только лишь зарубежные технологии, зарубежные стандарты менеджмента и контроля качества. Как раз в сегодняшней ситуации, как никогда ранее, осуществим «турецкий гамбит» (или выигрыш в праве инициативы); российским автопроизводителям стоит прислушаться к правительственному призыву об актуальности внедрения собственных инноваций в производство. И, несмотря на то, что уже имелся и имеется большой позитивный опыт сотрудничества с иностранными производителями (Ford, Renault, Chrysler, FIAT, Nissan, GM, Volkswagen, Toyota и др.), существуют предпосылки не «гнаться» за чьими-то технологическими достижениями, а осуществлять собственные и твёрдо стоять на пути их внедрения.
В связи с формированием в 2005г. Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) вместо ОКОНХ, сводные отраслевые данные стали суммироваться несколько иначе, как по отрасли «Машиностроение и металлообработка» в целом, так и по подотрасли «Производство легковых автомобилей». Если в ОКОНХ «Производство легковых автомобилей» было включено в отрасль «Машиностроение и металлообработка», то в ОКВЭД этот вид деятельности учитывается в подразделе DM «Производство транспортных средств и оборудования». При этом его нельзя путать с подразделом DK «Производство машин и оборудования», в котором учитывается производство всех прочих машин, кроме транспортных средств, судов и космических аппаратов.
В подразделе ОКВЭД 34 «Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов» отдельно от «Производства автомобилей» 34.10 учитывается «Производство автомобильных кузовов, прицепов и полуприцепов» 34.20 и «Производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей» 34.30 (34 = 34.10 + 34.20 + 34.30).
В само же «Производство автомобилей» 34.10, помимо «Производства легковых автомобилей» 34.10.2, «Производства автобусов и троллейбусов» 34.10.3, «Производства грузовых автомобилей» 34.10.4, включено «Производство двигателей внутреннего сгорания для автомобилей» 34.10.1 и «Производство автомобилей специального назначения» 34.10.5 (34.10 = 34.10.1 + 34.10.2 + 34.10.3 + 34.10.4 + 34.10.5).
При этом новая схема учёта показателей может повлиять на результаты работы организаций по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования» (табл. 1).
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПО ВИДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОИЗВОДСТВО
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ»1
1992 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Среднегодовая чис-
ленность работников организаций,
тыс. человек … 1664 1408 1238 1207 1201 1144 1148 1165
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)1), млн. руб. … … … 24904 23981 15433 38300 63995 -21540
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) 1), процентов … … … 9,8 7,8 6,9 6,1 6,1 4,4
Производство:
легковые автомобили, тыс.шт. 963 835 969 1012 1110 1069 1178 1294 1470
1 – Стат. Сборник «Российский статистический ежегодник», М., 2009.

Эти изменения могут быть обусловлены тем, что теперь отдельно учитывается «Производство двигателей внутреннего сгорания для автомобилей» и «Производство автомобильных кузовов, прицепов и полуприцепов». В наибольшей степени это может отразиться на тех заводах, где данные изделия не производятся непосредственно, а закупаются у других предприятий.
На основании статистических данных за ряд лет (1992 – 2007 г.г.) можно сделать вывод об отсутствии каких-либо внутренних предпосылок, негативно повлиявших на показатели производства автомобилей в нашей стране. В течение 5 лет (до экономического кризиса в 2008г.) основные показатели организаций по производству транспортных средств характеризовались относительно стабильными результатами.
Вместе с тем, сегодня не стоит слишком торопиться с какими-либо однозначными выводами в плане прямых причинно-следственных предпосылок. Имеются данные, что вследствие несбалансированности и незавершённости формирования международной валютной системы, резких курсовых скачков, происходит дестабилизация уровня конкурентоспособности и эффективности производства легковых автомобилей в России (Наринян Н.Е., 2010г.). Отсутствие возможности объективного прогнозирования показателей производства при таких условиях значительно усложняет данную проблему.

ЛИТЕРАТУРА

Наринян Н.Е., «Особенности исследования межотраслевых взаимодействий после внедрения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) вместо ОКОНХ», Сборник трудов / Под. ред. к.э.н. Онучак Т.С., выпуск 3, часть 2, М., ЦЭМИ, 2007.
Наринян Н.Е. О влиянии курсов валют на производство легковых автомобилей // Материалы Симпозиума № 11 «Стратегическое планирование и развитие предприятий», ЦЭМИ, 2010.
Панкратова Д.А., Лебедев К.К., «Эволюция российской стратегии модернизации и развития автопрома», Сборник трудов «Высокие технологии, исследования, промышленность», С.-Петербург, 2010.
Стат. сборник «Российский статистический ежегодник», М., Росстат, 2009.

Статья опубликована в сборнике трудов Всероссийского симпозиума "Стратегическое планирование и развитие предприятий", Москва, 2011 г.