Поэтическая йога

Благородный Пират
Если верно то, что наш реальный мир является виртуальным для какого-то другого, духовного мира, то виртуальный мир лирических героев и поэтических образов будет по отношению к этому духовному миру виртуальным в квадрате.

Иначе говоря, реальный мир есть отрицание духовного мира, куда мы настоящие (вечные) зашли поиграть в себя воображаемых... да так заигрались, что забыли про себя настоящих и полностью отождествили себя со своими временными материальными телами и их антуражем. Тогда виртуальный мир поэзии - отрицание отрицания... мы отрицаем себя (якобы) реальных, становясь виртуальными персонажами своих произведений, лирическими героями со своими именами, интересами и прочими особенностями. Двойное инобытие.

Интересно в этом смысле, что результат двойного отрицания чем-то похож на изначальное состояние, хоть и на другом уровне. А поэтому вполне может оказаться, что практика поэтического творчества имеет непосредственный духовный смысл, как попытка самоосознания, попытка найти себя настоящего через двойное отрицание. В этом смысле наши лирические герои могут оказаться более настоящими, более подлинными, более вечными, чем мы сами... или даже, они - это и есть мы, только такие, как нас задумал Бог!

Обсуждение.

ВП: Нелогично. Если мир поэзии - это виртуальный мир в квадрате (хотя правильнее было бы сказать, наверное, про виртуализацию 2-го порядка), то тогда он же не отрицание отрицания, а двойное отречение от духовного мира (ну как Пётр трижды отрёкся от Христа, так мы пока дважды). Так сказать, одного проклятия мало было, надо ещё и во второе вляпаться.

СА: Вопрос лишь в том, сколько таких проклятий может быть последовательно... и не обернутся ли они дурной бесконечностью? Тут речь идет о диалектической логике в духе тезис-антитезис-синтез... своего рода, применительно к поэтическому творчеству.

ПП: Гм...
Человек отрицает себя не только в поэтическом мире, то же самое происходит в компьютерных и ролевых играх, при употреблении алкоголя и наркотиков, например. От этих типов отрицания толку мало.
И вообще, следует называть это не отрицанием, а иллюзией. Иллюзия внутри иллюзии, а не отрицание отрицания. Тогда речи о духовности уже быть не может.
Мне кажется, что именно такую ситуацию имел ввиду Платон, когда выгонял актеров из Государства.

СА: Ну актеры и по ведам относятся к шудрам. Я к тому, что если уже есть одна иллюзия, то куда уж дальше... если есть истина, то отрицание истины будет неистина, а отрицанием неистины будет не неистина. В классической логике, где есть закон исключенного третьего не-неистина будет истиной, а в диалектической что-то, что таки пытается вернуться к истине... бытие-небытие-становление.