11. От абстрактного к конкретному

Генадийс Москвинс
"Любовь вольна. Рассудок — дар убогий,
 который нам в насмешку дали боги."

(Вольтер, "Орлеанская девственница")



      
        Рассудок и разум — два вида мыслительной деятельности человека, различие и взаимное отношение которых понимается неодинаково в различных философских учениях. По сравнению с рассудком, разум является высшей формой умственной деятельности. Рассудок является способностью осмысливать предметы и их связи посредством понятий, он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (И.Кант).

        Глоссарий (лат. glossarium) — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами. Мысль материальна. Мысль — это действие ума, разума, рассудка, конечный результат процесса мышления. Разум реализует способность материальной системы осознавать своё существование в окружающей среде.

        Рассудочная деятельность связана со строгим оперированием понятиями, классификацией фактов и явлений, систематизации знаний, при этом разум выступает как синтезирующая творческая деятельность, раскрывающая сущность действительности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем.

        Разум может объединить противоположности, которые рассудок развёл в стороны. Таким образом, рассудок даёт возможность рассуждать, а разум —  открывать и целеполагать.В то время как рассудок исключает иррациональные процессы, разум может творчески включать их через сознание противоречия самого мышления.

        Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели (И.Гете). Основой анализа, синтеза, регулирования, контроля, управления и принятия решений является наличие, по-возможности, исчерпывающей информации о познаваемом объекте или явлении.

        При этом восхождение абстрактной информации к действительным процессам анализа у человека происходит с помощью и посредством устойчивых психических процессов, участвующих в приёме информации - с помощью процессов ощущения, восприятия, представления и мышления (суждение, понятие, умозаключение, см.схему восхожления абстрактной информации к конкретному образу).

       Ощущение — это отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга, исходный пункт познания мира. Виды ощущений: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные ,обонятельные. Качественная особенность тех или иных ощущений называют их модальностью.

        Восприятие — процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие включает: обнаружение объекта в поле восприятия, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информационного содержания, адекватности цели действия ,формирование образа восприятия.

        Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта в поле восприятия,  различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия и, наконец, формирование образа восприятия.

        Восприятие информации человеком необходимо рассматривать как процесс формирования перцептивного (чувственного) образа. Под этим понимается субъективное отражение в сознании человека объективных свойств действующего на него объекта. Исследования показывают, что формирование перцептуального образа является комплексным (фазным) процессом, состоящим из нескольких отдельных составляющих стадий: обнаружение, различение и распознавание (опознание).

       Представления — образы ранее воспринятого предмета или явления (памяти, воспоминания), а также образы, созданные продуктивным воображением. Представления — это высшая форма чувственного отражения в виде наглядно — образного знания.

       Понятие — форма мышления , отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В логике понятие — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

       Суждение — умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанной с убеждением (знанием) или сомнением в её истинности или ложности (незнанием).

       Умозаключение — умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм и выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

       Умозрение — процесс поверхностного умственного созерцания логических выводов без участия органов чувств. Умозрение (спекуляция) —идеализированная, фиксированная форма мышления, абстрагированная от от чувственного опыта и общественной практики. В философии выявились два типа умозрения — рационалистическое и интуитивистское.

       Ум — способность мышления и понимания. В истории философии —  разум, дух,интеллект. Длительность этих стадий во времени зависит от сложности воспринимаемого сигнала или образа.   

       Интеллект —  способность мышления, рационального познания, познание, понимание, рассудок.

       Созерцание — чувственная ступень познания, процесс непосредственного восприятия действительности (без логических выводов).

       Сознание — субъективный образ объективного мира, главное свойство высокоорганизованной материи, способ идеального воспроизведения мира по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.

       Вкус - ощущение, возникающие при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы ,расположенные у позвоночных главным образом на языке. Основные вкусовые ощущения: горькое, сладкое, кислое и солёное. Вкус влияет на аппетит и пищеварение. Функция времени аппетита -это голод.

       Ощущение вкуса сильно зависит от физиологического состояния организма. Это значит, что органолептические вкусовые качества продуктов, в принципе, точно определить невозможно. При некоторых болезнях вкус вообще может быть сильно извращён. У большинства беспозвоночных органами общего химического чувства (вкус и обоняние) служат сенсиллы и другие хеморецепторы.

        Воображение (фантазия) — психическая деятельность ,состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

        Перцепция — (от лат. Perceptio —представление, восприятие). У Лейбница — смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию, апперцепции. Перцептуальное восприятие как основа процесса приёма информации для её переработки характеризуется такими свойствами как целостность (комплексность), осмысленность, избирательность (селективность) и контрастность.

        Эти свойства перцептуального восприятия не являются изначальными свойствами перцептуального образа, а формируются в процессе его становления. Этот вывод имеет особое значение при создании оптимальных средств отображения информации в системах управления, информационной безопасности и искусственного интеллекта.

        Как известно,физиологической основой формирования перцептуального образа является использование различных анализаторов, посредством которых осуществляется анализ сигналов — раздражителей. Обычно анализатор состоит из рецептора, проводящих нервных путей и центра в коре головного мозга.

       Основной функцией рецептора является превращение энергии действующего раздражителя в нервный процесс. Вход рецептора приспособлен к приёму сигналов определённой модальности (вида): световых, звуковых и др. Однако выход рецептора посылает сигналы, по своей природе единые для любого входа нервной системы. Этот вывод позволяет рассматривать рецепторы как устройства кодирования информации.

        В процессе взаимодействия рецепторов и центров в коре больших полушарий головного мозга происходит формирование перцептуального образа.В зависимости от модальности (вида) поступающего сигнала различают классифицированные виды анализаторов.

       При создании перцептуальных моделей наибольшее значение имеют зрительные анализаторы, за ними следуют слуховые и тактильные (осязательные). Участие других анализаторов при этом несущественно. С помощью анализаторов человек может не только ощущать тот или иной сигнал, но и различать эти сигналы (стадии индикации, идентификации и классификации).

       Экспериментально установлено, что величина порога различимости (классификации) пропорциональна исходной величине сигнала раздражителя. Величина дифференциального порога чувствительности характеризует предельные возможности анализатора и поэтому не может служить основанием для выбора допустимой длины набора (выборки) действующих сигналов.

        Характеристики и принцип действия анализаторов позволяют оценивать воздействие перцептуальных сигналов формируемого образа на организм и мозг человека, сформулировать требования безопасности к сигналам — раздражителям, направленных на человека.

        Особое значение такой подход приобретает при моделировании и анализе процессов гиперактивизации мозга, т.н. «мозговая атака» - «TTT—attack» (Total Тransparent Тrain of the Brain). Световые сигналы перцептуальных образов могут оказывать отрицательное воздействие на здоровье человека. В процессе адаптации в значительной степени до 10 в 8-й степени раз меняется чувствительность зрительного анализатора человека.

        Можно выделить две формы адаптации: темную (при переходе от света к темноте) и светлую (при обратном переходе). Время адаптации зависит от её вида и составляет от десятков минут (темная) до долей секунды (светлая). Временные характеристики перцептуальных анализаторов определяются временем, необходимым для возникновения ощущения человеком.

       Чувствительность и динамический диапазон сенсорных систем. На сегодня известно, что в ходе эволюции у многих животных чувствительность сенсорных рецепторов достигла физического предела. Так, фоторецепторы способны регистрировать поглощение единичных световых квантов и сигнализировать о них зрительным центрам.

        Именно в таком режиме работает зрение человека при очень слабом освещении, в сумерках или ночью, когда «все кошки серы». Наша слуховая система также находится на высшей грани чувствительности — будь ухо на порядок чувствительнее, оно воспринимало бы тепловой шум окружающего воздуха.

       Электросенсорные системы скатов (их электрорецепторы сосредоточены в так называемых ампулах Лоренцини) замечают изменения напряженности электрических полей всего 0.01—0.10 мкВ/см, а обонятельные системы «обнаруживают» 10—100 молекул сигнального химического вещества, скажем, полового феромона, примерно среди 2.7•10 в 19-той степени молекул, составляющих 1 [см3] воздуха.

       Диапазон естественных стимулов (его называют "динамическим"), в котором работают сенсорные системы, чрезвычайно широк. Так, человек пользуется зрением в диапазоне девяти порядков освещенности: от 2•10 в минус четвертой степени [люкс] (свет ночного безлунного неба) до 10 в пятой степени [люкс] (солнечные пляжи или снега горнолыжных курортов).

       Наша слуховая система, воспринимая акустические стимулы между слуховым порогом (примерно 10 в минус одиннадцатой степени [Вт/м2] и болевым ощущением (10 Вт/м2), перекрывает 12 порядков на шкале звукового давления.

       Естественно, для использования сенсорных систем в столь широких пределах организмам пришлось изобрести способы сжатия динамического диапазона и множество приспособлений, которые позволяют приводить внешний сигнал к уровню, доступному для его обработки. Одни приспособления (например, линзовая система глаза, ушная раковина) используются для усиления, концентрации сигнала, чтобы выделить его из шума, создаваемого средой и самой нервной системой, другие (зрачок глаза позвоночных и головоногих моллюсков), наоборот, — для его ослабления.

       Однако помимо этих, довольно очевидных устройств, сенсорные системы снабжены весьма изощренными способами фильтрации биологически важной информации, которые работают и на уровне одиночной сенсорной клетки, и на уровне высших сенсорных и даже межсенсорных центров. Именно изучением принципов детектирования внешних сигналов и обработки информации о них в организме и занимается сенсорная физиология, обслуживающая рекламный бизнес.

       Ученые всего мира на деньги заинтересованных в сбыте своей продукции корпораций интенсивно изобретают новые методы сенсорного воздействия на и без того дефективную психику потребителя (от совокупности воздействия многих других экстремальных причин). И никто не занимается вопросами защиты человека от рекламного бандитизма на ТВ. Поэтому проклятый змеиный глаз масоновского ока во весь экран продолжает пудрить мозги и калечить здоровье людей, культурно выражаясь, ни ухом, ни рылом не подозревающих о покушении на их здоровье.