От меня отскакивают люди

Лана Джордэйн
От меня, буквально как от стенки горох, отскакивают люди. Причем, один за другим и за короткий промежуток времени, всего за два месяца, начиная с конца Сентября. “Отскакивают” - имеется ввиду, совершают что-то такое, что я опускаю "забрало" и больше не пускаю их в свою жизнь. Среди них как совсем недавние знакомые, которые вполне могли стать хорошими приятелями, так и старые, проверенные друзья.
Я только что наткнулась на публикацию с вот этими словами, которые как нельзя точно отразили мое душевное состояние на данный момент: “ Никогда не следует ожидать чего-то от других, потому что вы не можете ни повлиять на них, ни изменить сделанное ими. Что вы можете изменить, так это то, что вы допускаете в своей жизни”.
Разговор тут пойдет о моих размышлениях насчет той планки в человеческих отношениях, которую мы ставим при встрече с окружающими. Не завышена ли она порой у нас, и мы сами виноваты в том, что ждем от них чего-то, с чем им просто не под силу справиться? Не могут ли у них быть низкие стандарты ценностей, об которые мы обжигаемся, унося с собой разочарование от несложившихся отношений?

Сегодня от меня ушел друг. Тот самый пилот Женя, которому я посвятила свое восхищенное “Письмо Пилоту” три года назад. Вернее сказать, не ушел, а потерял мое доверие навсегда. Это тот самый мужественный человек, который был мне опорой и поддержкой на протяжении нескольких месяцев в Майями, пока мы с ним выкупали и готовили самолет к отправке через океан. Женя к тому времени уже прошел переподготовку с больших самолетов на маленькие и больше двух месяцев томился в ожидании трудного полета.
Это тот самый мужчина, который не побоялся рискнуть и, вместе с опытным американским пилотом, проделал долгий путь, длиной в несколько тысяч километров, за неделю. Путь, который начался на самой южной точке Восточного побережья Америки и закончился в аэропорту Алматы в Казахстане. Из-за своей природной скромности он даже не смог настоять на Шенгенской визе, чтобы предотвратить унизительные процедуры таможенной проверки в разных Европейских странах, где их самолет делал посадки. В результате, ему пришлось провести несколько холодных ночей в салоне самого самолета, рядом с баками, воняющими керосином.
Самолет, предназначенный для перевозки восьми пассажиров, практически на бреющем полете пересек весь Атлантический океан. Холодная мартовская погода преподносила пилотам немало неприятностей, но полет был завершен успешно. Ну как мне было не гордиться таким другом?!
Прошло три года. За это время много что изменилось в жизни Жени, а самое главное - пришлось серьезно побороться за свое здоровье. И опять, этот мужественный человек вышел победителем и снова готовится к полетам.

После завершения сделки с самолетом я намеренно вышла из этого бизнеса, но нашей с Женей дружбе это не мешало. Я всегда знала, что он поддержит меня во всех начинаниях. Он с радостью встречал меня на Казахской земле, когда я прилетала туда, и абсолютно ничего не предвещало разрыву нашей дружбы.
Почти сразу после того, как я оставила тот бизнес, мне на смену пришел один товарищ, который тоже жил в Калифорнии, совсем недалеко от меня. За его плечами был опыт летной работы в Российских авиалиниях, а здесь, в Америке, он более пятнадцати лет работал механиком. По его словам, не было такого летательного аппарата, который бы он не знал досконально. Мало того, его неуемный мозг и большой опыт работы все время толкали его на какие-то усовершенствования и изобретения - рационализаторство, так сказать.

Однажды он позвонил мне и увлеченно начал рассказывать о своем изобретении, на которое у него ушел почти год. Это было устройство для анализа и зарядки аварийных аккумуляторов, которое, по его словам, до сих пор никто не изобретал. Все летательные аппараты, включая самолеты и вертолеты, должны иметь на борту эти аккумуляторы для того, чтобы спасти ситуацию в случае аварийной остановки двигателей. Перспектива у его изобретения, как мне тогда показалось, была огромной. Говорил он очень убедительно, в деталях и даже прислал документацию, наглядно подкрепляющую его лекцию. Мне он звонил в надежде найти спонсоров на раскрутку его проекта, причем тут же сказал, что он уже продал несколько устройств, и проблем с реализацией вообще нет. Нужно только вложить для начала пару тысяч долларов в каждый, а прибыль он поделит пополам с инвесторами. То ли у меня в тот вечер было легкое настроение, то ли деньги оказались лишними, но я решила сама вложить в парочку его устройств. Убедило меня и место, где он их собирал. Уже через пару дней я приехала в его город, и он показал мне свое новое жилье, которое он недавно снял и для работы, и для своей новой подруги, на которой собирался жениться. Квартира оказалась просторной, в шикарном комплексе с бассейном и спортзалом, и обходилась ему в почти три тысячи долларов в месяц. По всем комнатам были разбросаны части его нового проекта. Убедительней картины для вложения денег не могло и быть.
Я, конечно, привезла две копии совместного соглашения, которое мы тут же подписали. Все выглядело по-взрослому, и во мне не шевельнулось и тени сомнения, что этот грамотный летчик и специалист своего дела может меня подвести. Я допускаю, что все новые проекты - не гарантия успеха, ну хотя бы, на первых порах. Мой новый партнер изначально пообещал реализацию двух устройств через две-три недели. Нужно было только дождаться заказанных запчастей, а на сборку у него уходило не больше трех часов. Я вежливо выждала все три недели, не решаясь его беспокоить.

Мое отношение к нему изначально основывалось на рекомендации не только моего верного друга Жени, которому он периодически помогал в подтверждении летной годности в Майями (что раньше делала я), но и других летчиков, которые раз в полгода тоже прилетали туда. Все в один голос говорили, что лучше парня, чем мой новый партнер, не найти. Большое дело, оказывается, рекомендация!
Первые три недели не предвещали мне никакого разочарования. На его отговорку, что какие-то части нужно подождать еще парочку недель, я отреагировала тоже с пониманием. Сама имею дело с таким же бизнесом, всякое бывает. Дальше-больше. Через каждые две недели у него появлялись новые причины. Его проектом, как он говорил, заинтересовалась большая компания-монополия, которая сама занималась зарядкой аккумуляторов, просто нужно было подождать пока его проект пройдет несколько уровней одобрения. И так продолжалось месяцев семь. Мысль о том, что пора бы принять факт, что мои денежки накрылись, у меня даже не мелькала в голове. Причем, все эти месяцы я не упоминала о своих инвестициях в этот горе-проект никому, даже Жене. У меня и сейчас есть подозрение, что на самом деле он станет успешным. Возможно, не так все просто с его продвижением, как со всем новым. Просто нужно было как-то пытаться вытащить свои денюжки. Каждый раз, когда я напоминала о себе, мой партнер очень много и волнительно говорил, вероятно, в надежде усыпить мои намерения. Говорил, что все на самом деле в шоколаде, заказов у него на много тысяч долларов, осталось только дождаться финансирования. В то же самое время, когда я спрашивала его, как же он справляется с арендой такой дорогой квартиры, он отвечал, что так в ней и живет, помогают друзья, которые верят в его проект. Вот тогда я пожаловалась Жене и позвонила еще одному товарищу, который его рекомендовал в тот бизнес. Моя цель была узнать, не попалась ли я на удочку чудаку-шизофренику, который на самом деле не тот, за кого себя выдает. Оба подтвердили, что он в своем уме, и проект его дельный, т.е. я тоже убедилась, что не повелась как дурочка на базаре, когда цыганка решила погадать на ладошке. Женя ему позвонил, немного пожурил, на что тот ответил, что все у нас в порядке и что деньги скоро вернутся сторицей.
С тех пор прошла еще пара месяцев. Я решила предложить ему план по частичной выплате долга, намекая, что мужик должен отвечать за свои слова. Тем более, уже не мне напрямую. Женя было косвенно вовлечен. У меня есть убеждение, что когда два мужика обсуждают какие-то дела и дают обещания, свои слова им грех не сдерживать.
Оказалась неправа. Еще как легко у них это получается! Это я слишком много даю им кредитов доверия, как оказалось.
Когда я отправила ему свою новую идею с планом, решила в копии поставить и Женечку. Не знаю, чем думала в тот вечер. Наверное, хотелось почувствовать мужскую поддержку со стороны, устала одна бодаться с этим изобретателем. В конце своей назидательной просьбы приписала, чтоб хорошенько подумал над моим предложение, ато… Ну это я уже загодя решила, посоветовавшись с грамотным бизнесменом и юристом. Пришло время переходить к действиям, подавать петицию в суд.
Перед самым отходом ко сну получаю я огромное письмо от взволнованного изобретателя. Причем, обращено оно не ко мне, а к Жене, мол, я не такой, ты меня знаешь, чего это она? Разве я кого-то подводил? Это она тут сплетни наводит, причем с самого первого дня, потому я ей всю информацию не даю и так далее, в том же духе.

Мне такого типа помои уже приходилось нюхать, причем тоже от уважаемого в разных кругах человека. Странное совпадение, но у них даже обороты речи были одинаковые, направленные на женщину, которая наводит тень на плетень. Они-то тут ни причем, наговоры на них сплошные! От такого выплеска вони у меня пропал весь сон. Я, конечно, отправила Жене короткое письмо в надежде услышать что-то в мою защиту.
Наутро получила от него всего несколько строчек. Коротких и хлестких - чтобы я оставила его в покое, у него же здоровье слабое.

Нужно ли что-то тут добавлять? Нет, тут надо просто вычеркивать таких друзей отовсюду. Напрашивается вопрос, не много ли я от него ожидала? Имела ли право вовлекать его в свои разборки, если вывод напрашивается сам собой: надеяться надо только на себя?
Сгоряча ли я это сделала в тот день? Не думаю. В душе нет ни капли сожаления. А изобретательного рационализатора я-таки достану и без Жениной помощи, он только сделал меня сильней.