Предел мечты

Екатерина Ершова-Киреева
               Повествование о настоящем и прошлом
  Сегодня теплый субботний вечер, подарок любителям лета среди осени в формате индейского бабьего лета. Сижу в кафе, жду переговоров по поводу работы.
С работой плоховато, так как благодаря трудолюбивым законодателям могу работать только по договорам в режиме аутсортинга.

    Не знаете, что такое аутсортинг в реальности. Придется разъяснить. Это такое изобретение капиталистических социологов, которое позволяет лишить работника наемного труда социальных благ: оплачиваемого отпуска, больничного листа, материальной помощи, вам не предоставляют рабочего места, не обеспечивают расходными материалами.
 
    Вас нанимают на работу по договору на три месяца. Работу вы находите сами.  Гарантий, на получение зарплаты за выполненную работу нет. Единственное утешение в данной ситуации: большинство наемных тружеников работает в таких условиях. Работодателям выгодно, а про тружеников, никто и не говорит.  Не хочешь работать  в таких условиях ты – свободен.

     Но вернемся в кафе. Время переговоров не установлено точно, приходится ждать, напоминать о себе занятым людям неприлично. Мне хочется исчезнуть по-английски, но я не могу позволить себе такую роскошь. Во время ожидания стараюсь пересмотреть записи, выстроить логику предстоящего разговора. Вероятность положительного результата близка к нулю. Таковы издержки менеджмента: из пятидесяти проектов удачным может быть только один. Главное не опускать руки, верить в удачу, не быть лузером. 


    Кстати кто такой лузер? Ответим себе на этот вопрос, заодно и другие прочитают. Лузер, новое понятие социальной жизни XXI века. Термин пришел в Россию из Америки, научного обоснования не имеет, пасется на просторах Интернета, преимущественно в форумах. Этим термином обозначают человека-неудачника с характерной низкой самооценкой. Следовательно, он неудачник по своей собственной вине. В русском языке к значению слова лузер приближается слово недотепа. Водопроводчик Афоня из одноименного фильма первый кандидат из прошлого века на звание лузера. Дикий рынок расширил категорию лузеров и увеличил их количество.

     Сейчас в реальности. Интерьер в кафе стильный, стены красные, окна синие. Только посетителей в субботний вечер катастрофически мало. Рассматриваю меню. Блюда предлагают фантастические по наименованию,  цена договорная, не соответствует стоимости и качеству. Мы уже знакомы с таким сервисом.

     Вам подадут вместо говядины мясо буйвола, купили в дружественной Польше. Информацию о стадах буйволов, выросших на польских просторах после социализма, найти не удалось. В Африке, Индии, Латинской Америке буйволы водятся.
 
   Африканские охотники долго варят мясо буйвола в соленой воде, сушат на знойном солнце, полученный продукт берут на охоту в качестве пропитания, до тех пор, пока не убьют следующего дикого буйвола. А гуляш из мяса буйвола в питерском кафе – это нечто, которое описать трудно.
 
    Ни одно из блюд меня не привлекает, заказываю порцию сухого мартини. Белое мартини по вкусу напоминает лимонад с добавкой хины. Медленно с перерывами пью горьковатый напиток через трубочку. Понемногу мрачное настроение уходит.

    Разговор окончен, медленно топаю в сторону Сенной площади, к метро. Спешить мне некуда и незачем. Разглядываю вечерний город. Кафе появилось много, но посетителей в них совсем нет. Вот компания приличных молодых людей, вероятно, хочет отметить какое-то событие. Пытаются войти в кафе. Пятьсот рублей за вход и по двести рублей за чашечку кофе не подъемно. Пристроились на парапете, даже выставили коробку конфет. Веселья вам!

   Меня всегда удивляло в городе одно явление: для товаров отведены прекрасные помещения. Там они и проживают спокойно без надежды на то, что их купят. Людям жить и веселиться негде.

    Кафе стоят пустые. Компании молодых отмечают свои маленькие праздники на улицах из-за отсутствия нужного количества в карманах денежных знаков.

    Вот и легендарная Сенная площадь, воспетая в стихах Николая Некрасова. Место торговли и наказаний. Время не остановило функций Сенной площади.
 В этом месте продавали, покупали, перепродавали вчера. Делают это  сегодня, будут делать и завтра.

    Постепенно торговые места становятся более цивилизованными, но не все. Козлоногий столик, покрытый пленкой, извечное рабочее место торговца на час. Продают все подряд. Сейчас дешевые некачественные товары не пользуются спросом даже у бедных, невыгодно покупать.
Но иногда на стихийном толчке можно найти что-нибудь интересное. Как попадают на рынок такие вещи – секреты фирм.
 
    Подхожу к столику, на котором разложены груды украшений из полудрагоценных, поделочных камней. Ясно, такой товар можно продавать только в субботу поздним вечером.


     Камни, как предметы окружающего меня мира, интересны мне с детства. На Средне-Русской равнине, моей родине, камней хватало. Они казались загадочными существами из другого мира. Огромные валуны с трещинами лежали вдоль дороги в школу, на окраинах полей, засеянных рожью, льном, пшеницей, горохом. Фундаменты домов, построенных после войны, похожих на лачужки, делали из камней.

    На груду камней можно было забраться и стать выше, увеличить свой обзор местности. Весной и летом камни нагревались лучами жаркого щедрого для средней полосы России солнца. Под вечер от них исходило тепло как от печки.  Осенью камни становились мокрыми, темными и угрюмыми. На камень не хотелось ставить портфель, набитый книгами и тетрадями, когда нужно было передохнуть на долгой дороге из школы до дома.
 
    Зимой по цепочке камней можно было отыскивать занесенный снегом путь в школу, изобретение цивилизации по приобщению детей к знаниям.

      - Не садись на камень, - табу, вбитое в голову бабушкой, моим главным воспитателем, заставляло относиться к камням с опасением. Бабушка научила находить съедобные травы в море летнего разнотравья. Правила поведения среди дикой природы, разоренного войной края, впечатаны в память.

     По моим детским меркам времени бабушки давно нет. Но ее строгая доброта во многом определяет мои поступки. Отца тоже нет. Лишения военного лихолетья сократили их сроки жизни на земле. А из мира теней в мир живых людей никто и никогда не возвращался.

     Я, маленький Одинокий Путник, бреду своей дорогой жизни. Мне трудно, но надеяться не на кого. К тому же по современным меркам психологов я изгой. Среди светловолосых и голубоглазых тверских детей выделяюсь и привлекаю внимание. У меня черные вьющиеся волосы, миндалевидные зеленые глаза, тонкая гибкая фигура, хорошо учусь, решаю задачи. Родина моего отца Верхняя Волга, недалеко от озера Селигер. В Тверскую область откомандирован после учебы в школе железнодорожных мастеров. Во время войны руководил объединенной бригадой железнодорожников на ржевском  фронте. Не могли мы вернуться в родные места.

    Домашние задания с моих тетрадей списывают всем классом.
   
    Однако это не  мешает одноклассникам обзывать меня потомком Чингиз хана, применять знания по истории на практике. Мать в сердцах и после родительских собраний называет упрямой азиаткой ханской, дурной породы.

     Не спрашиваю у матери и учителей, кто такие ханы, и какое отношение я имею к ним. Подсознательно понимаю, что правильного ответа не получу. «Не спрашивай, и тебе не будут лгать»,- французская пословица определяет поведение во многих жизненных ситуациях.  В учебнике по истории написано: ханы - завоеватели и угнетатели. Книгам  пока верю.
      Юные потомки угнетенных в средние века ханами тверских светловолосых людей тоже хороши. Норовят стукнуть, дернуть за шапку, волосы, столкнуть в лужу, забросить портфель куда подальше, испортить карбидом чернила в непроливайке. Мы пишем чернилами, макая в них перьевые ручки. Чернила носим в специальных чернильницах-непроливайках.

     Возможно, мальчики так проявляют свое внимание ко мне, но это уж слишком. Правила хорошего тона воспитанной девочки из семьи железнодорожника, привитые бабушкой, отложены до лучших времен. С ними не проживешь в мирке деревенских сверстников. Физическая работа по сиротской необходимости и гимнастика, которой я увлекаюсь, сделали меня сильной. Природная гибкость, ловкость и выносливость мои союзники. Я научилась драться, отстаивать свою независимость, держать дистанцию в общении.

   - Не подходи близко! – мой боевой клич, выраженный словами и угрожающей позой с камнем в руке. Это не пустые слова. В драках я упорный боец, который не станет на колени. По нашим негласным правилам побежденный в потасовке соперник становится на колени, либо ложится на землю. Правило «лежащего на земле противника не бьют» выполняется  неукоснительно.

    В следующих поколениях правила благородства «не бить лежачего», «не наносить удары  в солнечное сплетение, "ниже пояса» исчезли.

   Желающих поколотить меня, среди мальчишек нет. Верх не одержать, а славы быть побитым хилой с виду девчонкой никто не жаждет.
Мои поступки и действия не агрессия, только защита по крайней необходимости. В случае конфликта жаловаться придут к матери, замотанной бесконечными заботами на работе, о домашнем хозяйстве. Начнутся нотации о моем азиатском упрямстве и непокорности.

    Я никогда не оправдываюсь, перечить  взрослым, критиковать их поступки запрещено. Граница в отношениях между взрослыми и ребенком определена четко. «Вожди краснокожих» из другой культуры детства. Поэтому, молча, слушаю все упреки, ни на кого не жалуюсь, меня все равно не поймут.

   Покорности во мне действительно нет. Вольный ветер полей, друзья - ели, мохнатые и мрачные, свобода бродить по полям и лесам, болотам не подходили на роль воспитателей покорности.

    Иногда в мечтах мне хочется, чтобы кто-то справедливый и сильный протянул мне руку помощи: взял из рук тяжелое ведро с водой, освободил от мужской работы по дому, подарил красивую одежду. Я смутно осознаю реальность бытия: такое чудо невозможно, так как  почти все мужчины из нашего рода по отцовской и материнской линии погибли в огне войн и революций двадцатого кровавого века.  В моей истории жизнь  дана в обмен  на потерю родословной.

   Однако мечты есть мечты, а здесь и сейчас нужно смирение перед необходимостью условий жизни, стремление узнать обо всем на свете, в том числе и о камнях. Кто их создал? Поля очищают от камней, чтобы не мешали обрабатывать почву. Камни собрали в кучи на краях колхозных полей. Это бесплатный, бесхозный материал для строительства.

     В учебнике по неживой природе написано, что камни-валуны принесены на Среднерусскую возвышенность ледниками. Лед растаял, а камни остались.
Герои сказок становятся каменными. Такое наказание за разглашение тайны. Они готовы принять его, чтобы спасти свой народ.

    В данный момент, Одинокий Путник, стоит у столика с украшениями из камней на Сенной площади Петербурга. В результате долгих странствий в основном по страницам книг и журналов я знаю много интересного о камнях. 

    По непроверенным наукой данным, камень – это живое существо. Камни растут, старятся и умирают. Это другая форма жизни. Мир камней, однотонный, пестрый и разноцветный, наполнен легендами и сказками.

    Камень-оберег, камень-оружие войны, камень-талисман, камень-украшение, камень-орудие для магов и волшебников, камень-отравитель, камень-спутник души в загробном мире. Не описать все ипостаси камней.

    Сейчас среди груды украшений хочу найти бусы из яшмы, талисман по моему знаку зодиака. Возможно,  он защитит от бед и принесет удачу.

    Продавщица не знает, есть ли у нее украшения из яшмы. В таких случаях покупателю разрешается самостоятельно искать нужную вещь.
 
    Перебираю бусы нитку за ниткой с позволения продавца, породистой привлекательной женщины восточного типа с сигаретой в зубах. Очевидно, нужда заставила ее стать за  импровизированный прилавок субботним вечером.
 
    Попадаются красивые вещи, но они мне, не по карману. Пора уходить от соблазна. Вдруг нахожу то, что нужно. Короткое ожерелье из разноцветной яшмы. Бусины крупные овальной формы серые с белыми крапинками, коричневые, розоватые. Они отполированы так, что красота поделочного камня видна сразу. Замок надежный. Похоже, что изделие изготовлено русскими умельцами Урала.

   Я держу в руке найденную вещь, но продолжаю поиски. Женщина рядом рассказывает, что она большой любитель камней, выбрала себе бусы из кварца. Понимаю, что это помощник продавца по обработке потенциальных покупателей, каждый зарабатывает свой хлеб как может.
   Спрашиваю, о цене.  Она великовата, но ожерелье нравится, это вещь для меня. В дорогих салонах вряд ли можно купить дешевле. С продавщицей торговаться бесполезно. В таких случаях, есть ссылка на хозяина, который не разрешает продавать ниже установленной цены.

   Размышляю о своих финансовых возможностях. В моем скромном бюджете нет расходов на незапланированные покупки безделушек. Однако среди холодных скольких как разноцветные змейки бус только яшма излучает тепло. Камешки нагрелись от моей руки, не хочется с ними расставаться. Нужно купить только потому, что место продавца не постоянное. В следующий раз на этом месте будет торговать кто-нибудь другой, чем-то другим.

    К нескрываемой радости продавщицы и ее помощницы расплачиваюсь, кладу покупку в сумочку и ухожу.

     Дневное тепло лета неожиданно сменилось осенним холодом. Теперь домой, к запланированным делам. Мне надо ехать на метро, затем на автобусе.
Выхожу из метро, идет дождь. Так быстро кончилось индейское лето. Автобус приходится ждать очень долго. Билеты на транспорт дорожают, но сервис не улучшается. С трудом добираюсь до дома.
 
    При свете настольной лампы рассматриваю свое новое приобретение. Короткое ожерелье подходит к незамысловатой одежде, теплые камешки станут  талисманом. С финансами как-нибудь обойдусь. Один из дней непредсказуемой свободы закончился.

     Покупка ожерелья – маленькая радость, которая досталась мне сегодня.
На достижения материального достатка ушли годы упорного тяжелого труда и учебы. Злобные, алчные до власти и денег реформаторы превратили меня из обеспеченного человека в бедняка. Да будет им счастье от  проклятий ограбленных!

    Жизнь в условиях реформ в течение пятнадцати лет похожа на сюжеты и содержание романов немецкого писателя Эрих Марии Ремарка, кумира молодежи в шестидесятые годы прошлого века.
    Герои его книг, простые немцы, старались выжить в разворованной, поставленной на колени стране, сохранить простые человеческие отношения: дружбу, любовь, веру, верность и надежду.

   Ибо человек не может жить без завтрашней радости, без надежды на будущее, которая  помогает преодолеть отчаяние сегодня. А вера и труд -  хорошие помощники для лузера, который надеется на лучшее.

Сентябрь 2007
Санкт-Петербург

© Предел мечты
 Повествование о настоящем и прошлом


Екатерина Ершова-Киреева, псевдоним Ершовой Екатерины Алексеевны

Знаков с пробелами 14 222