Научный коммунизм

Валерий Потупчик
          Цитата из "Советского энциклопедического словаря": "Научный коммунизм -  одна из трех (наряду с марксистской философией и политической экономией) составных частей марксизма-ленинизма, раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма; в широком смысле марксизм-ленинизм в целом. Создан К.Марксом и Ф.Энгельсом и развит в новых исторических условиях В.И.Лениным, его учениками и последователями".

          Обратите внимание: одна из составных частей марксизма-ленинизма, но в широком смысле - марксизм-ленинизм в целом. Не люблю я такую казуистику, по мне наука должна разложить всё по полочкам и от частного прийти к общему не утверждая, что частное в широком смысле и есть общее. А здесь как хочешь - так и понимай, куда хочешь - туда и поверни. И кто хотел, а главное - мог, тот поворачивал, удерживаясь в определённых границах и не перешагивая черты, за которой можно оказаться и уклонистом.

          Любые философские учения рождались в горячих спорах и дискуссиях с оппонентами, не обошло это и научный коммунизм, но достигнув своих высот, эта наука застыла в несокрушимых догмах, её и сотворивших: все руки дружно "за", "воздержавшихся" и "против" нет, а ежели такие находились - они вне закона. В институтах, университетах и академиях бывшим школярам накрепко вдалбливали в вихрастые головы основы марксизма-ленинизма.

          Ушёл в прошлое преподавательский состав научного коммунизма до и послевоенной эпохи, исчезли мамонты и зубры сталинской закалки, пришла плеяда преподавателей, выросших на посеве хрущёвской оттепели, остроумных и эрудированных специалистов широких взглядов, но что бы они ни думали, как бы ни относились к преподаваемой дисциплине, из догм постулатов вырваться им было не суждено. Это попросту  невозможно.

          В высших учебных заведениях страны на слуху были два предмета: сопромат и научный коммунизм. С сопроматом не сложно только потому, что его сдал, женился и забыл. С марксизмом-ленинизмом это не прокатывало: он специально был самым последним, завершающим экзаменом, как бы вопрошающим: "А теперь посмотрим, дорогие наши будущие физики-лирики, технари-гуманитарии, всё ли вы правильно поняли за годы обучения, а не имеется ли у вас, пусть и маленькой, идеологической червоточинки"?

          Технарям проще, у них этот экзамен был хоть и последним, но проходил он в штатном режиме один на один с преподавателем. Совсем по другому дело обстояло с гуманитариями - они сдавали его государственной экзаменационной комиссии.  Представьте себе группу седовласых товарищей академического вида из десятка членов, пожирающих тебя глазами и норовящих задать каверзный вопрос.

          Для успешного одоления научного коммунизма необходимо грамотно работать с первоисточниками, а их количество даже упоминать страшно. В самом начале освоения этой науки я разработал главный принцип - иметь хороший запас цитат. Очень важно знать и без запинки произносить несколько самых известных высказываний классиков. "Марксизм не догма, а руководство к действию" - выражение принадлежит Фридриху Энгельсу, перефразированное Лениным для лучшего понимания советским народом. Вставляй его к месту или невпопад, всё равно преподаватель воспримет твои слова благосклонно, хотя про себя может и подумать: " Дурак, но дурак истовый".

          Больше всего мне пришёлся по душе постулат "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Попробуйте подискутировать с автором В.И.Лениным. Лучший достойный ответ смог бы дать отставной урядник Василий Семи-Булатов: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда". Одно достойно другого - оба основаны на вере.

          Но это всё теория, куда важнее на практике то, что без знания научного коммунизма невозможно было стать капитаном атомного ледокола, проводящего караваны судов по Северному морскому пути; астрономом, изучающим тайны возникновения Вселенной и нашей галактики Млечный путь; геологом, посвятившим свою жизнь изучению тектоники литосферных плит; зоологом, разрывающем в пустынях Средней Азии норы песчанок в поисках смертоносного вируса чумы; учителем, сеющим на бескрайних просторах нашей страны светлое, доброе, вечное.

          Сколько верёвочке не виться, а конец всегда будет. Наступил конец и моей учёбе - последний экзамен по научному коммунизму, после него только защита диплома. Преподаватель на консультации попросил обе группы на нашем потоке прийти в первый день экзаменов (вторая группа всегда сдавала на следующий день).

          Ровно в девять утра все студенты расположились в огромной аудитории, амфитеатром уходящей к потолку. Преподаватель был краток:

          - В нашей великой и могучей стране развитого социализма любой советский человек имеет знания по научному коммунизму на "удовлетворительно". Кто со мной согласен, прошу зачётные книжки на стол. На размышления одна минута.

          Через указанный срок три четверти экзаменуемых были за дверями аудитории. Преподаватель раздал остальным билеты и стал трудиться, вписывая в экзаменационный лист и зачётки обещанную оценку.

          Из оставшихся студентов ни один в тот день экзамен не сдал. На следующий день все они сдали на ту же оценку, что и три четверти потока в первый день.

          Мой преподаватель считал, что весь советский народ, включая студентов, знает научный коммунизм на "удовлетворительно". Не сомневаюсь, что Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин, их ученики и последователи знали эту научную дисциплину на "отлично". К кому причислял преподаватель себя и своих коллег по кафедре так и осталось для меня загадкой.