Приятно побыть Дедом Морозом

Ольга Кудряшова-Кашникова
Поработала Дедом Морозом (но не в традиционном представлении – с белой бородой, с мешком за спиной, в колпаке и длинной красной/синей шубе). Нет, я Дед Мороз – студенческий! То есть как это? Правильно, который подарки в зачетках оставляет!
По расписанию последняя в семестре пара – в пятницу, в 13-45. Предновогодняя учебная неделя - зачетная. Перед этим несколько ночей бурной переписки со студентами по е-мейлу, стандартный ответ на вопросы – когда можно выставить в зачетку набранные баллы (экзамен).
Стоянка около универа, обычно забитая под завязку, свободна на девять десятых. В огромном холле, простирающемся в высоту до третьего этажа нового учебного корпуса (гордость универа, высотка на углу Мельникайте – 50 лет Октября) непривычно пустынно, сверкает огнями высокая пушистая красавица елка, несколько охранников скучают около десятка турникетов. И даже около лифтов – ни одного ожидающего. Чудеса! В вахтерской называю аудиторию, заодно смотрю на стенд с гвоздиками – ключи от кафедры тоже висят здесь!
В коридорах, на лестницах, на кафедре – никого. Руслан уходит в аудиторию принимать пересдачу, я остаюсь заполнять ведомости и зачетки (если принесут). Постепенно подтягиваются немногочисленные студенты. Здороваются, приносят зачетки, интересуются своими баллами. Какие они все разные! Ну просто нескончаемая вереница неповторимых характеров, самых разнообразных, от одного полюса к другому. Паша, высокий, худой, по-детски открытый, но закомплексованный, во взгляде читается неуверенность и страх – вдруг что-то забыл, не успел, пропустил. Приготовил за семестр несколько презентаций с выступлениями на лекциях, на которые являлся в строгом костюме и бабочке. Выступал уверенно, грамотно комментировал слайды и объяснял принципы работы осветительных установок. При защите же лабораторных постоянно заикался, сбивался, боясь, что отвечает неверно. Очень серьезный студент, но неуверенность губит его.  Конечно, поставила 91 балл, хотя аттестацию написал ниже. 
Вваливается пофигист Б-чин, толстый, развязный, самоуверенный, но хотя бы не подлый (а встречаются и такие, с которыми надо держать ухо востро!) Улыбка до ушей, черные лохмы на голове в беспорядке, вытянутые в ширину джинсы и свитер -  небрежность как основа стиля (если бы еще это осознавалось!) Тем не менее природная восточная лесть располагает. Со словоохотливыми бездельниками надо остерегаться, выдерживать давление, чтоб не уболтали и не убедили выставить трояк.
- Ольга Михайловна, а можно уточнить? -
- Можно.
- А как это получилось – я же все лабы защищал, аттестацию писал, у набрал всего 33 балла?
- Бывает! Защищать можно по-разному, от 1 до 5 баллов. И теорию хорошо сдать надо, а не просто писать, что в голову взбредет.
- А можно посмотреть баллы за лабы?
- Нельзя. Переписывайте. Лабы – только допуск к экзамену. Можно сегодня или 20 января.
-А можно и сегодня, и двадцатого?
- Нельзя! Сдавать идите в аудиторию.
Стук в дверь, заходит девочка. Розовый пуховичок, длинные прямые волосы цвета льна, стройная и воздушная до невесомости, скромная полуулыбка, глаза немного прищурены или болезненны, сходу не определишь, высокомерие или другая причина в них сквозит, но я-то знаю, в чем тут дело.
- Ну что,  Таня, принесла книгу? И курсовой?
- Да, Ольга Михайловна, конечно, вот, - ищет в пакете файлик с моим учебником, достает его и записку с курсовым - завтра домой еду, практика вчера закончилась.
Раскрываю схему, смотрю на место, о котором было замечание.
-Так ты все-таки кусты запитала от стодесятки! Вчера ж другую схему присылала по почте?
Молчит виновато.
- Ну, ладно. Поняла ведь, в чем дело?
- Да.
Вывожу в зачетке «91». Подаю.
- Спасибо, Ольга Михайловна.
Улыбаюсь.
- По дому соскучилась?
- Конечно!
- А с глазами как?
- Вернусь с каникул – займусь. Некогда было  - практика каждый день.
У Тани катастрофически падает зрение. Врачи в частной клинике не предлагают никакого лечения, а наблюдают «динамику» падения. Я, когда от нее узнала об этом месяц назад, предложила Тане обратиться в офтальмологический диспансер (о котором девочка и не слыхивала), чтобы  объективнее выставить диагноз и выработать методику лечения. Родители далеко, на Севере, ничего не советуют, ребенок сам себе предоставлен.
- Не тяни с глазами. Это серьезно.
-  Спасибо! С Новым годом, Ольга Михайловна!
Очередной стук. Заходит Даша, староста третьего курса, здоровается, подает несколько зачеток. Какая-то вся никакая, ничего примечательного, ни во внешности, ни в характере, ни в способностях. Сейчас даже не вспомнить, что на ней надето было вчера. Единственное, чему косвенно научила ее в этом семестре – обращаться по имени-отчеству в письмах по е-мейлу. А простого слова «спасибо» за высланные учебные материалы и пособия, за бесконечные разъяснения даже заполночь так и не дождалась. Удивленно поднимаю брови:
- А где остальные зачетки?
Виновато улыбаясь, пожимает плечами, спрашивает:
- А пересдать когда можно?
- Cегодня. Или двадцатого.
 Вздыхает:
- Я двадцатого приду.  Лучше подготовлюсь.
- Хорошо.
Четверокурсник Рустам тоже с курсовым. Небольшого роста, приятная восточная внешность, живые умные глаза.
-Здравствуйте,  Ольга Михайловна!
- Здравствуйте-здравствуйте! Что ж так поздно? И в семестре столько пропусков!
- У меня жена беременная была, на сохранении лежала, я к ней бегал постоянно, лекции носил, не всегда на свои пары получалось. Но вот теперь дочка родилась, мы по очереди с женой бегаем, «хвосты» закрываем. У меня только этот курсач остался!
-Вот это да! Поздравляю! Молодцы какие! Успехов вам, терпения, а дочке – здоровья!
- Спасибо, Ольга Михайловна!
Выставляю зачет без лишних вопросов. Счастливый папа и счастливый студент в одном лице убегает.
Заходят еще двое. В спортивных штанах с вытянутыми коленками, у одного в глазах – честная открытость, ничего тайного, потому что и скрывать-то нечего, лишних знаний и мыслей не водится. Полноценный для него потолок - 61 балл - выставляю в зачетке. У другого – иначе. Те же баллы, но…
- Саша, а Вы почему не старались лучший балл получить? Вы способны на большее!
- Понимаете, Ольга Михайловна, я как получил по другому предмету за тестирование тройку без права пересдачи, лишился стипендии на следующий семестр, так и перестал стараться.
- Жаль, очень жаль. Но в следующем семестре  не сдавайтесь!
- Хорошо, Ольга Михайловна, я тоже так решил! С Новым годом!
Тем временем приходят со счастливыми лицами студенты с пересдачи. Б-чин – с вожделенными 61 баллами; Даша, которая не хотела сегодня сдавать – с 76-ю. То есть каждый получил, что хотел, всем сестрам по желанным серьгам.
Вернулся Руслан, обсудили экзамен.
- Ну, как  Б-чин себя вел? Выпрашивал, наглел?
- Нет, явился тише воды - ниже травы. Попросил только выбрать за него билет, полегче. Ну, я дал ему второй. Сидел, пыхтел. Помог ему, конечно, вытянул на трояк.
-А Даша?
- Тоже вытянул. Что-то знает. По крайней мере спросила, где взять кривые для расчета нагрузок, пример хотела привести. У меня методичка всегда с собой.
Немного отдохнув, собрав ведомости в папку «На подпись» для зав.кафедрой, сложив конспекты и ноутбук в сумку, одеваемся на выход. В дверях – еще пара припозднившихся.
- Ольга Михайловна, еще можно выставить в зачетку?- спрашивает, поздоровавшись Петр без особой радости на лице.
- Ладно, давайте, еще успели. Как настроение?
- Да какое там. 63 балла.
- Понятно.
Достаю ноутбук, открываю файл с ведомостью. Напротив фамилии Петра стоит 76. Серьезный, хороший студент. Округлила до четверки в окончательном варианте. Выставила в зачетку. Я  тут не при чем. Это проделки Деда Мороза!
В холле второго этажа сверкает огнями красивая елочка, но удобные мягкие диванчики непривычно пусты. Никого. Сфотографировалась у елочки. Приятно хотя бы немного побыть Дедом Морозом!