СКВ и автомобилестроение в России

Наталья Наринян
СКВ и автомобилестроение в России

На основе ежемесячных краткосрочных показателей Росстата определена внутригодовая корреляция  между курсами доллара США, Евро  к рублю и объёмом производства легковых автомобилей в России (рис. 1).
Выявлено, что тенденция предполагаемого влияния курсов доллара США и Евро между собой и каждой рассматриваемой валютой на производство легковых автомобилей изменяется в каждом последующем отчётном году, нередко в противоположную сторону.
 
Рис. 1 – Гистограмма переменной внутригодовой корреляции объёма производства легковых автомобилей в России (LA) и курсов доллара США и Евро к российскому рублю.

Например, в 2005 г. между объёмом производства легковых автомобилей в России и курсом доллара США к рублю наблюдается положительная корреляция (0,35), а в следующем – отрицательная (-0,78) (с ростом одного показателя наблюдается снижение другого).
По объёму производства легковых автомобилей Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уступая, в основном, государствам с твёрдой, свободно-конвертируемой национальной валютой: С. К. Великобритании, Испании, Франции, США, Германии, Японии.
 
LA $ E
2000 1,57 4,30 -4,00
2001 5,47 7,03 1,34
2002 -4,01 5,44 24,99
2003 3,16 -7,33 11,21
2004 9,68 -5,77 2,69
2005 -3,69 3,71 -9,57
2006 10,20 -8,51 1,49
2007 9,85 -6,76 3,54
2008 13,60 19,67 15,34
2009 -59,39 2,93 4,71

Рис. 2 – Темпы прироста производства легковых автомобилей (LA), курса $, курса Евро, %%
Мы видим, что на фоне прироста курса основных свободно-конвертируемых валют по отношению к российскому рублю, в 2008 - 2009гг. зафиксировано резкое снижение показателей производства легковых автомобилей в России (рис. 2).
Данные по производству легковых автомобилей в России включают сведения о производстве иностранных филиалов на её территории  (Ford, Hyundai Motor Company и др.). При этом очевидны тенденции формирования на территории России достаточного количества автомобилестроительных комплексов уже зарекомендовавших себя брендовых моделей, в соответствии со стабильным спросом на такого рода продукцию.
По данным таблиц «Затраты-Выпуск» представлена динамика доли собственных внутренних затрат отраслей промышленности (рис. 3). Рассматриваются отрасли, затрачивающие на собственное производство более 3% (по отношению к общим затратам на промышленность), связанные с производством машин и оборудования. На фоне существенного роста доли собственных затрат отрасли «Цветные металлы» с 3,48% в 1996г. до 8,09% в 2003 г., в отрасли «Машины и оборудование, продукты металлообработки» происходит снижение рассматриваемых затрат с 10,51% в 1996г. до 9,46% в 2003г. Это может говорить о некотором увеличении доли импортных комплектующих изделий как по отрасли «Машины и оборудование, продукты металлообработки» в целом, так и по включавшемуся в отрасль производству легковых автомобилей.
 
Рис. 3 – Доля собственных затрат отраслей промышленности, %%, данные Росстата

При этом получается более выгодным для национальной промышленности максимально возможное увеличение конкурентоспособного и эффективного производства комплектующих изделий внутри страны, что может уменьшить как показатели по импорту, так и в большей степени задействовать связанные с производством легковых автомобилей отрасли.
С другой стороны, импортозамещение комплектующих изделий может снизить показатели по торговле транспортными средствами из-за более низких цен на комплектующие автокомпоненты внутри государства по сравнению с аналогичными импортными изделиями.
Многие аналитики производят попытки объяснять рост либо падение курса СКВ (как предпосылки низких результатов отечественной промышленности) по отношению к курсу национальной валюты с помощью мониторинга экспорта. Но на сегодняшний момент становится очевидным такой факт, что и сам по себе экспорт государства формирует свои результаты под влиянием массы предпосылок, не исключая и такие тривиальные, как сезонные влияния (Наринян Н.Е., 2010).

ЛИТЕРАТУРА

Наринян Н.Е. О влиянии курсов валют на производство легковых автомобилей // Материалы Симпозиума № 11 «Стратегическое планирование и развитие предприятий», ЦЭМИ, 2010.
Наринян Н.Е. Открытие оптимальной точки отсчёта внутригодовой экономической динамики Российского экспорта // Сборник трудов 33-й Международной научной школы-семинара имени академика С.С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов», г. Звенигород, 2010.
Наринян Н.Е. Функциональные модели на основе показателей Системы национальных счетов // Сборник трудов 33-й Международной научной школы-семинара имени академика С.С. Шаталина «Системное моделирование социально-экономических процессов», г. Звенигород, 2010.
Краткосрочные экономические показатели РФ, Москва, Росстат, 2010.
Рохлин Д.Б. Исследования по теории арбитража в стохастических моделях финансовых рынков. М.