3. Первый условный

Ник Пичугин
Проект «Ребенок»

    Не хочется отходить от этого величественного зрелища, подобного взрыву Сверхновой. За всю оставшуюся жизнь с человеком не происходит ничего существенного, если сравнивать с первыми мгновениями его жизни… просто он забыл. Мы забываем все, что нас не беспокоит; и этот колоссальный шок от внешнего мира мы сумели пережить и приспособиться. Мы сублимировали хлынувшую в нас информацию в действия – сначала бессмысленные рефлекторные движения, а затем целесообразные поступки условного рефлекса.
    Я хочу понять, какая же программа включается в момент рождения, и что же всасывается с молоком матери, буквально. Кстати. Достаточно вспомнить физический механизм сосания, чтобы понять, что сосательный рефлекс возник уже в пожилом возрасте, минуты через полторы. А вот дышать ребенок научился в первые свои мгновения в этом суетном мире – под влиянием кислородного голодания и асфиксии после перерезания пуповины. Иногда первый глоток воздуха он делает при содействии акушера, но, как правило – самостоятельно, вследствие «первичного процесса» (какое удачное название!), сформированного творческим инстинктом.  Среди всех беспорядочных мышечных сокращений находится дело и для мышц дыхательных путей. Первый глоток воздуха предшествует глотку молока.
Так формируется «рефлекс среды»… А дальше? Как работает условный рефлекс. Давайте сюда микроскоп, мы рассмотрим детали. Условный рефлекс привносит порядок, последовательность и целесообразность в действия ребенка. Творческий инстинкт здесь бесполезен, это генератор хаоса. И он не нужен. «Управляющая инстанция» дуги условного рефлекса создается инстинктом приспособления, стремлением вернуться к состоянию блаженного гомеостаза, «как у мамочки». То есть избавиться от всех раздражений внешней среды. Здесь два пути: либо заблокироваться от этой пассивной информации – либо устранить ее источник. Это очень сложный – через внешнюю среду – способ управления хаосом, но блокада по многим причинам еще хуже.
    Рано или поздно оказывается, что «как у мамочки» все равно уже не будет, что кислородное голодание будет возвращаться, но закрепленный рефлекс избавляет от этой докуки. Не совсем покой, но разумный компромисс.

Е. Мы забываем о том, что нас не беспокоит. 

    Первый условный рефлекс? Сейчас опишу. Когда малыш, приподняв головку, тянется за игрушкой – и упирается лобиком в решетку кроватки, пытается снова и снова, по-всякому, но у него ничего не получается, и не получится, пока… Вот в таких ситуациях и возникают  различные «блокады»: торможение, смещение, перенесение, вытеснение… Но ребенок не торопится обзавестись комплексами, у него есть другой путь, принципиально отличный от двигательной рефлексии. Он начинает плакать! Сами все принесут и все дадут. Это один из первых его опытов управления людьми. Рефлекс плача возник одновременно с первым дыханием, с первым глотком воздуха. Но, в отличие от дыхательного, не законсервировался, не впал в гомеостаз… Вот это и есть первый условный рефлекс – Второй сигнальной системы.

Дополнение к тексту  (2021)

     Перечитывая тексты проекта, я понял, что так и не объяснил читателю толком, что такое «первичный процесс».  Непростительное упущение! Ведь он происходит – даже не в «куколке», а – в «личинке» Второй сигнальной системы. С него начинается – и им продолжается – разум! Нет, давайте я сначала расскажу, что такое «вторичный процесс» – это проще. Если поступающий извне сигнал удовлетворяет условиям возбуждения и не отвечает условиям торможения, то просто срабатывает рефлекс – человек совершает движение… или производит действие… или совершает поступок…
     А если не удовлетворяет? если рефлекс тормозится и не срабатывает? Вот тогда и начинается «первичный процесс» формирования нового рефлекса для новых условий. Человек начинается дергаться, суетиться, метаться и таким образом набирать статистику. Природа рассчитала, что среди всех его бессмысленных метаний случится и «правильное решение», снимающее дискомфорт – после чего человек успокаивается и в дальнейшем будет поступать так же. Рефлекс состоялся, вуаля. В быту это называют «методом проб и ошибок», а психологи, в зависимости от школы, – оперантным научением, «режимом Скиннера», «аккомодацией», «режимом случайных совпадений», эмоциональным поведением…
     Надо понимать, что «первичный процесс» запускается не всякой новой информацией, а только угрожающей либо той, что повторяется систематически – или вовсе непрерывно. Например, чувство голода. Например, сексуального. Это я вам все так утрированно, на пальцах объясняю, а вы почитайте Фройда, который описывал «первичный процесс» в деталях и подробностях – вы узнаете, до чего может дойти человек, когда его попытки не вызывают «подкрепления» со стороны окружающей среды. Когда человек идет до конца.
     Конечно, Фройд описывал крайние, исключительные случаи, в которых сама суть процесса проявляется наглядно. Другое дело Пиаже, который клинической практике предпочитал научный анализ. Он пришел к тем же выводам, обнаружил те же явления и дал им свои имена. Наиболее важным обстоятельством оказалось отсутствие четкой границы между «аккомодацией» (первичным процессом) и «ассимиляцией» (вторичным). Человек «мечется» в «режиме Скиннера» только в переносном смысле; он всегда пытается «опереться на предыдущий опыт»; то есть, использовать наличные рефлексы и при этом действовать по аналогии – согласно смыслу проблемы. Этим он отличается от животного – пониманием смыслов.
     До сих пор все сказанное было справедливо и для высших животных, не способных решать – скажем так – по-настоящему сложные проблемы; поскольку вероятность случайного их решения исчезающе мала, и никакая статистика тут не поможет. Абстрактное мышление позволяет человеку производить предварительный отбор возможных решений, и «метаться» уже в этих сильно суженных пределах. Разум по определению анализирует действительность всегда – независимо от того, сознает он это, не осознает или вообще отрицает ценность анализа и абстрактного мышления. Но это уже другая тема.