Всё к лучшему!

Папины Истории
- Ничего, ничего, - утешал папа всхлипывающую Варю, помогая ей собирать осколки  вазы. – Всё к лучшему.
- Я просто хотела поставить в неё букет для мамы, - плакала девочка. – А теперь, вот... Мама расстроится, и будет ругаться...
- Ну, мы всегда можем сказать, что это сделал я, – предложил папа. – Ты же знаешь, у меня отлично получаются такие фокусы. Помнишь, как на прошлой неделе я разбил маслёнку? То-то было шуму...
Варя с сомнением посмотрела на папу, потом на осколки вазы, а затем решительно покачала головой:
- Нет, я не буду обманывать маму. Пусть ругается... Поделом мне.
- А нельзя её склеить? – спросил Сережа.  – Может, будет не сильно заметно, что она треснула?
- Нет, тут уж ничего не поделаешь, - сказал папа, осматривая остатки. – Разлетелась вдребезги. Только ручки уцелели.
Степашка, доселе прятавшийся под столом, выбрался наружу и ткнулся холодным носом заплаканное лицо Вари, но девочка только грустно вздохнула и продолжила собирать черепки.
- Говорю тебе, всё к лучшему, - снова сказал папа. – Мы купим новую вазу или, ещё лучше, сделаем её своими руками. А, как вам идея?
- Сами сделаем вазу, - подняла заплаканные глаза Варя. – А разве так можно?
- А почему нет? – воскликнул папа. – Глины у нас предостаточно. Краски есть. И печка есть.  Мы вылепим чудесную новую вазу, обожжём её, а потом покрасим.
- В прошлый раз у нас ничего не получилось, - заметил Серёжа. – Да и  мама с того раза строго-настрого запретила нам делать опыты в доме...
- Хм-м-м... – нахмурился папа. – Я  совсем забыл... Ну хорошо, тогда мы сделаем вазу из дерева. Подберём подходящую корягу, очистим её, выдолбим середину, потом  покроем её лаком. Да, так будет даже лучше!
- А долго её придётся делать? – спросила Варя. – К вечеру мы успеем?
- К вечеру... – задумался папа. – Нет, к вечеру, пожалуй,  не успеем. По правде говоря, думаю, мы и за неделю не управимся... Это не так-то просто.
Варя снова вздохнула и шмыгнула носом.
- Ну почему я такая неуклюжая!
- А давайте сделаем вазу из старой лампы, – вдруг сказал Серёжа. – Помните, ту, что пылится без дела у нас на чердаке? Она как раз похожа на вазу.
- Гениально! – воскликнул папа. – Изумительно! Это будет фурор! Мы разберём её, вытащим всё лишнее, обрежем провода и - вуаля, новая, модная ваза для цветов готова! Только нужно будет приделать ей дно, но это я беру на себя. Мы даже можем приклеить к ней уцелевшие ручки!
- А можно будет украсить её бумажными бабочками? – с надеждой спросила Варя.
- Ну конечно, - заверил её папа. – Бабочки, кузнечики, стрекозы, мы наклеим всё, всё, всё. А потом соберём огромный букет полевых цветов, поставим их в неё и подарим всё это великолепие маме. Уверен, это её смягчит.
- Здорово, – сказал Серёжа.
- Да, - согласилась улыбающаяся Варя. – Спасибо, что помогаете мне.
- Не за что, - сказал папа. – Главное всегда нужно помнить слова мудрого Макото Кимура, который любил говаривать, что конец - это всегда лишь только начало.
- Правда? – спросила Варя, утирая слёзы.
- Истинная правда, - подтвердил папа. – А ещё он часто говорил, что в каждой  неприятности скрывается зерно успеха, и чем неприятность больше, тем крупней может быть и выигрыш.
- Как это? – удивилась Варя. – Я не понимаю.
- Раз так, - улыбнулся папа, -  то тебе непременно следует выслушать одну историю, которая однажды случилась с Макото Кимура, когда он был уже достаточно пожилым и уважаемым человеком, хотя и не обладал ещё той известностью, которую получил впоследствии.
- И что же с ним приключилось? - спросил Серёжа.
- А приключилось с ним следующее, - сказа папа, откладывая веник и усаживаясь на табуретку. -  Однажды зимой Макото отправился к другу в гости. С собой он взял небольшую серебряную статуэтку, которая очень нравилась его другу, и которую он давно собирался ему подарить. По пути Макото внезапно вспомнил, что забыл свой меч дома, но так как ушёл он уже довольно далеко, то решил не возвращаться.
«Всё к лучшему, - подумал он и зашагал дальше. – Раз я забыл меч дома, так и должно быть...»
Погода была скверной. Холодный ветер дул Макото прямо в лицо, и оттого шёл он, низко опустив голову, и как-то совершенно незаметно для себя сбился с пути и оказался в малознакомой местности. Легкий снежок припорошил его следы, и он никак не мог понять, в какую сторону ему следует двинуться.
- Что ж, - усмехнулся он, – всё к лучшему. Я никогда не был в этих местах прежде, а теперь у меня есть отличная возможность их посмотреть. Воспользуюсь ей.
Макото пошёл вперёд и вскоре подошёл к мосту через реку, за которым возвышался бамбуковый лес. Мудрец ступил на мост, но, залюбовавшись заснеженным бамбуком – нечастным зрелищем в тех местах – поскользнулся, упал, да так неудачно, что вывихнул ногу и набил шишку.
- Ну ты и мудрец, Макото! – воскликнул он, потирая разбитый лоб. -  Мало того, что ты забыл дома меч, мало того, ты заблудился, мало того, что упал с моста и вывихнул ногу, так ещё и ухитрился набить себе здоровенную шишку! Что бы сказали твои ученики, увидев тебя в таком виде?
Макото рассмеялся, представив себя со стороны, затем встал на ноги, отряхнулся, приложил к шишке горсть снега и, прихрамывая, двинулся в лес.
«Всё к лучшему, - сказал он себе, ломая сухой стебель и сооружая себе бамбуковый костыль. – Обычно я хожу слишком быстро и не замечаю ничего вокруг, но сегодня у меня есть возможность никуда не спешить и насладиться изумительным видом заснеженного бамбукового леса. Это так прекрасно.  В конце концов я скоро обязательно набреду на чьё-нибудь жилище, согреюсь, выпью чаю, высушу свою одежду и завтра буду вспоминать о своём приключении с улыбкой. Нет, Макото, тебе определённо не стоит вешать нос...»
Макото рассмеялся своим тихим смехом и углубился в лес. Он шёл медленно и неторопливо, стараясь не утруждать больную ногу, и забрался весьма далеко, когда внезапно его окружили пятеро разбойников, и потребовали отдать им всё, что у него имелось.
Макото схватился за меч, но вспомнив, что забыл его дома, снова рассмеялся и спокойно протянул разбойникам статуэтку и свою новую тёплую накидку. Разбойников удивил смех мудреца, и они спросили, в чём причина его хорошего настроения.
- Оттого, что всё в этой жизни случается к лучшему, - ответил Макото и поведал разбойникам свою историю.
- Что же тут хорошего?! – сказали они. – Ты заблудился, вывихнул ногу, набил шишку, а в довершение всех неприятностей тебя ещё и ограбили.
 - А вот в чём, - ответил Макото. – Будь у меня меч, я бы непременно вытащил его и сразился бы с вами, несмотря на вывихнутую ногу, и наверняка бы погиб. Моя новая накидка мне совершенно не нравится. Мне её подарили, и я ношу её только из любезности. Теперь, когда вы её забрали, я со спокойной совестью могу купить себе другую, на свой вкус. Что же до статуэтки, что я нёс в подарок другу, то, сказать по правде, я понятия не имею, что хорошего в том, что она перекочевала в ваши руки, но я верю, что в будущем, и это сослужит мне добрую службу. Так что спасибо вам, лесные разбойники.
Разбойники привыкли к другим словам в свой адрес. Посовещавшись, они решили не убивать Макото и ушли, оставив улыбающегося мудреца одного на заснеженной дороге и бросив ему напоследок какие-то лохмотья, чтобы он не замёрз до смерти. Макото приложил новую порцию снега к шишке на голове, накинул лохмотья на плечи, опёрся на свой бамбуковый костыль и заковылял дальше, насвистывая весёлую мелодию.
В сумерках, усталый и продрогший, он наконец-то достиг небольшой деревни на опушке леса и постучался в один из домов. Хозяин  впустил усталого путника, внимательно выслушал его рассказ, горестно покачал головой, напоил мудреца зелёным чаем и уложил спать. Но когда он взялся за одежду Макото, чтобы развесить её у огня, то узнал в старых лохмотьях свою собственную накидку, отнятую у него разбойниками два года назад. Хозяин ещё раз вспомнил неряшливый вид своего гостя, странный костыль, свежую шишку на лбу и он решил, что весь рассказ Макото ложь.
«Скорее всего, он тоже один из лесных разбойников, - решил хозяин дома. – Наверняка он просто поссорился со своими товарищами и теперь только и ждёт удобного момента, чтобы обокрасть меня. Ну уж нет, во второй раз вам меня не удастся ограбить...»
Хозяин тихонько выскользнул наружу и бросился к соседям, а те в свою очередь подняли на ноги всю деревню. Вооружившись кто чем мог, крестьяне ворвались в дом, где мирно спал мудрец, крепко его связали, и пообещали рано утром отдать о солдатам, чтобы те казнили его как грабителя. Они бросили Макото в холодный сарай и ушли спать очень довольные собой, меж тем наш странник и тут не отчаялся.
- Всё к лучшему, - пробормотал он. – После ночи всегда наступает день, а после дождя вновь светит солнце. За сегодня со мной случилось столько неприятностей, что завтра наверняка улыбнётся удача. Нужно только не пропустить её. Радуйся, Макото, что-то хорошее входит в твою жизнь! Выспись хорошенько и будь готов к переменам...
 Макото закатился в углу сарая, прижался к стенке и задремал.
 Утром его разбудил шум за стеной. Толпа селян собралась вокруг сарая и наперебой кричала приехавшим солдатам, что они поймали разбойника. Дверь отворилась,  Макото грубо выволокли наружу и поставили перед командиром небольшого отряда.
- Отвечай, кто ты такой и откуда у тебя накидка этого человека? – спросил его солдат.
Мудрец подробно рассказал свою историю, но командир лишь рассмеялся ему в лицо:
- Макото Кимура мудрый и уважаемый всеми человек, - сказал он. – Он бы не забыл свой меч дома, не заблудился бы по пути к своему другу, не упал бы с моста, не подвернул бы ногу, не набил бы себе шишку, и не дал бы себя ограбить лесным разбойникам. Посмотри на себя,  как можно тебе верить?
- Если солнце закрывает туча, никто не говорит, что солнце утратило свою силу, - возразил на это Макото. – Нужно лишь немного подождать и оно снова засияет во всей своей красе. Будьте и вы терпеливы...
- Мы не можем ждать, - отрезал солдат. – Сюда едет сам император и к его приезду дороги должны быть чисты от всех разбойников. Приготовься умереть.
Макото был не робкого десятка и не раз смотрел в лицо смерти, но всё же такая гибель была ему не по вкусу, и потому он сказал:
- Если дело обстоит так, то я готов, но я хотел бы попросить вас об одной последней услуге.
- Какой такой услуге? -  буркнул солдат.
- Перед смертью я бы хотел увидеть проезжающего мимо нас императора, - ответил Макото.
- Хорошо, - подумав, кивнул солдат. – Мы казним тебя, как только император скроется за поворотом.
- Благодарю вас, - улыбнулся мудрец. – Кажется, всё и вправду к лучшему...
 Солдат удивился странным словам осуждённого, но потом решил, что тот слегка помешался от страха, и оставил его в покое, а Макото принялся беспечно разглядывать облака.
 Император прибыл около полудня. Кавалькада всадников предшествовала его появлению, а затем во главе своих советников и генералов появился и он. Все склонили головы, приветствуя его и Макото, который стоял в первых рядах, сделал то же самое, но перед этим, на секунду встретившись глазами с императором, он незаметно ему подмигнул...
Это была неслыханная дерзость со стороны простолюдина, на которого Макото в данный момент очень походил, и император конечно же не мог такого вынести. По его требованию движение прекратилось, и наглец был немедленно доставлен к нему.
- Кто ты такой? – спросил император.
- Всё зависит от того, кому верить, - с улыбкой ответил Макото. – Если послушать крестьян, то я лесной разбойник, промышляющий на дорогах, и потому заслуживающий смерти. Если же поверить мне, то я Макото Кимура, доблестно служивший вам в течение 30 лет, а сейчас мирно живущий неподалёку.
- Что, - удивился император, – ты мудрец Макото Кимура? Быть того не может! Как ты очутился здесь в таком виде?
Макото поведал императору свою историю и тот не мог сдержать смеха, но потом вновь стал серьёзным.
- Ты всё время говоришь, «всё к лучшему», но посмотри, куда тебя привела твоя мудрость? – сказал император. – Ты на волоске от смерти. Разве может настоящий мудрец  попасть в такую ситуацию? Что ты на это скажешь?
Макото склонил голову и почтительно ответил:
- Я скажу лишь одно, что как белая лошадь остаётся белой даже во мраке ночи, так и настоящая мудрость остаётся мудростью, сколько бы бед не обрушивалось на её голову. Но ночь не длится вечно...
Император задумался, разглядывая странного старца, стоящего перед ним без тени смущения и страха, точно он и вправду знал нечто такое, что было недоступно остальным.  В этот момент послышался конский топот и на дороге показались всадники, среди которых был друг Макото, к которому мудрец шёл в гости. Увидев императора, друг немедленно соскочил с лошади, приблизился к властителю и почтительно склонился перед ним.
- Назови своё имя? – сказал император.
- Моё имя Мито Саяки, - ответил друг.
- Отчего ты так взволнован, Мито?
- Вчера я ждал в гости своего друга, Макото Кимура, но он не пришёл, – начал рассказывать Мито. – Зная мудрость своего друга, я не стал понапрасну волноваться, но вечером мои слуги поймали шайку лесных грабителей и у одного из них нашли серебряную статуэтку, в которой я немедленно узнал ту, что хранилась дома у моего товарища. Я решил, что с Макото стряслась беда, и поскакал на его поиски. По счастью, в соседней деревне я узнал, что крестьяне поймали лесного разбойника и собираются казнить его. Я сразу догадался, кто этот разбойник и поскакал сюда и кажется, успел вовремя...
На этот раз император не улыбнулся, а посмотрел на Макото с уважением.
- Ты был прав, мудрец, - сказал он. – Всё, что случилось с тобой, было к лучшему. Ты не роптал на мелкие неприятности, ты с улыбкой принимал удары судьбы, ты не утратил достоинства перед лицом смерти и за это Макото Кимура, я назначаю тебя своим новым советником. Подайте ему лошадь и новую накидку!
Затем император поманил мудреца к себе и негромко добавил:
- И всё же, Макото, признайся, не подмигни ты мне тогда и тебе не миновать смерти...
- Признаю, государь, - ответил Макото. – Но с другой стороны,  не сделай я этого, вы могли бы совершить ужасную ошибку, позволив этим людям меня казнить,  а я, как ваш будущий советник, никак не мог вам этого позволить...
Неизвестно что сказал в ответ на это император, но с той поры Макото всюду сопровождал его и служил ему верой и правдой ещё много, много славных лет.
- Так значит, - недоверчиво спросила Варя, - это к лучшему, что я разбила мамину любимую вазу?..
- Всё зависит от того, как ты на это посмотришь, - ответил папа. – В любом случае, если что-то нельзя склеить, то не стоит понапрасну лить слёзы. Нужно действовать.
- Тогда все на чердак! - скомандовала Варя. –  Мы сделаем такую вазу, что мама ахнет от удивления!
- От чего это я тут ахну? – сказала мама, появляясь на пороге кухни. – Что вы тут опять натворили, а, признавайтесь?
Папа и Серёжа сконфужено переглянулись и хотели что-то сказать, но Варя храбро выступила вперёд.
- Мамочка, прости меня, пожалуйста, но я разбила твою любимую вазу. Но это к лучшему!
- К лучшему? - удивилась мама.
- Да, - кивнула девочка. – Потому что мы сделаем тебе другую. Сегодня. Честное слово!
- Ну, раз к лучшему, тогда, конечно, ладно... - неуверенно пробормотала мама. – А нельзя ли как-нибудь, «к лучшему», вообще ничего не портить?..
Папа протёр очки и твёрдо ответил:
- Нет. Потому что всё в этой жизни должно идти своим чередом. За мной, друзья, у нас полно дел, а не то не сносить нам всем головы!