Мои публикации. О совести газета Молодой дальневос

Андрей Крикливый
О человеке и животном
Хабаровск стал «героем» средств информации России, словом, прославился… Но не стараниями городской власти и благими делами большинства жителей, а первобытной жестокостью отдельных его обитателей, истязавших несчастных животных перед тем, как убить. Кстати, спутников  человека на протяжении тысячелетий, для многих – лучших друзей.
Сегодня многие недоумевают: как так могут вести себя существа, принадлежащие к роду человеческому, выросшие, вроде бы, в нормальных условиях: без войны, голода, отсутствия самого необходимого для жизни?
На самом деле – ничего не обычного в их действиях нет. Это, очень, даже понятно…если, конечно, есть жизненный опыт и понимание сути бытия. Мне, оставившим позади непростую жизнь, это понятно. Попробую поделиться с вами своими мыслями.
Не мною определено: человек, это, в принципе, животное - высшее. По  физиологии ничем не отличается от других высших животных. Разница только в свойствах мозга. Если поведение животного на 80-85% определяется врождёнными инстинктами, а 15% - формирует среда обитания, то в поведении человека - всё наоборот: 15-20% - это врождённые инстинкты, остальное – следствие влияния СРЕДЫ обитания. Собака она везде будет собакой. Человек – будет только по внешнему виду человеком, а по поведению…как сложится.
Именно Средой формируется, что выросший в китайской культуре, становится китайцем, в индийской – счастливым индусом (хотя и  спит вместе с коровами на тротуаре), выросший в джунглях среди обезьян, будет всю оставшуюся жизнь получеловеком, полуобезьяной – Маугли… Один из Хабаровских психологов говорит, что девушкам-чудовищам нужна психологическая помощь… Никакая психологическая помощь не изменит их психологию – она уже сформирована ещё в раннем  детстве… Их можно успокоить, запугать, научить, что нужно говорить, чтобы избежать наказания… Но изменить психологию можно, если мамы родят их вновь. Такова суровая, правда, жизни. Конечно, с возрастом они могут изменить своё поведение, хотя и не обязательно.
Среда, формирующая человека – это семья, детский сад, школа, окружение - «улица», транспорт, кино, телевидение, компьютер… всё вносит в развивающуюся память ребёнка свою лепту. Если дома пьют, ругаются, относятся друг к другу как враги, вообще не считаются ни кем, и ни с чем… у детей формируется психология – копия окружения. Если дети смотрят фильмы, где вместо живых существ инопланетяне, монстры, искусственные существа… сформируется психология, не видящая разницы между живым и компьютерным. Когда родители, в благих целях – для, якобы, приобщения детей к природе, ведут их в передвижной зверинец – это сооружение из железных ящиков, в которых заключены полуголодные, ободранные,  забитые звери-узники, используемые только для наживы существами в человеческом обличье, дети воспримут это, как данность, как норму обращения с живыми существами. Если люди изо-дня в день смотрят криминальные истории: убийства, кровь, лёгкие победы сыщиков и прокуроров над нехорошими людьми, сформируется психология лёгкого отношения к ценности жизни - убийство будет восприниматься как повседневность, а преступники и полицейские будут восприниматься в зависимости от симпатий к тому, или иному артисту…   При этом формируется определённое отношение к авторитетам (вожакам) – часто оно носит характер подчинённости. Всё, что сказал «вожак», воспринимается, как правильное. В роли «вожака» может быть родитель, учитель, приятель, киношный или телевизионный герой, может быть и  телеведущий или, например, депутат. Это, как «карта ляжет». Поэтому, так важно, чтобы люди с экрана, с трибуны, в интернет-сети понимали последствия своих слов.  Не исключаю, что эти девочки начали свои подлые «подвиги» после того, как Краевая Дума приняла и легализовала в средствах информации документ, позволяющий убивать бездомных собачек,  а по телевидению прошла шумная волна – против, и за. Ведь, именно в то время появились слухи, что подростки убивают бездомных бомжей, и  кто-то разбрасывает отравленные приманки для собак – даже и слово «модное» начали использовать - догхантер.
Возможно, это просто совпадение, возможно…  Но, вот совсем недавно  ведущий одной из телевизионных программ с манерами, уставшего от тупых студентов профессора, сообщил «новость», что, оказывается у кондуктора трамвая нет узаконенного места, а то что оное оборудовано, это незаконно - самодеятельность! Буквально на следующий день я стал свидетелем, как разбитная девица демонстративно уселась на место кондуктора, а когда женщина-кондуктор, в три раза старше  девицы попросила освободить место, та ответила: «А у вас нет места – вы должны ходить по вагону, а если хотите сесть,  садитесь на свободное…»
Безудержный рост средств информации, в частности – телекомпаний, привёл к тому, что туда пришло работать много молодежи часто, имеющей только начальный жизненный опыт, зачастую плохо или односторонне образованных. Но компания (хозяин)  требует результата - постоянно выдавать информацию – иначе, зачем, же она создана? Для работы над серьёзной информацией у многих сотрудников нет ни жизненного опыта, ни времени, ни желания. Потом это приходит в систему верхоглядства и легковесности, становится привычкой. Сегодня многие средства информации, например,   газеты, представляют собой «винегрет» из случаев, происшествий, без анализа и поиска причин. Выдают «на-гора», что попадёт под руку. Журналистика стала почти повсеместно низшего уровня, и отвечает только на вопросы: что, где, когда, но почти никогда на вопрос «почему»?
Многое из того, что печатается, показывается, произносится  вообще не нужно сообщать или показывать большинству людей. Смакование «места происшествия», криминальных событий, разборки водителей на дорогах…  откладывается в неразвитых головах – человек обучается. Если показывают, как школьники издеваются над пожилой учительницей или подростки забивают досмерти бездомного – обязательно найдутся последователи. С каждым показом происходит обучение и формируется в развивающихся мозгах: это, при определённых условиях, можно делать.
Неотвратимость наказания может принести результат в предотвращении преступлений, если… если возмездие наступает сразу же после преступления. Но наши правоохранители, наши суды работают не просто медленно, а преступно медленно. Ну, казалось бы, что целый год расследовать, например, избиение врача в приёмном покое пьяными оболтусами? Есть потерпевший, есть свидетели, есть регистрация видеосредствами… Но будут расследовать, тянуть месяцами, а в это время идёт обработка свидетелей – в ход идут угрозы, лесть, деньги, «административный ресурс»… Потом появятся новые события, а о том преступлении большинство забудет. Результат будет тогда, когда материалы через неделю поступят в суд, а через две недели вынесен приговор. Кстати, в этом смысле нам нужно учиться в американских правоохранителей – там подобные преступления доходят до суда через неделю…
Тысячи лет люди пытались выработать законы, по которым люди могли сосуществовать друг с другом. При том, чтобы эти законы были не на бумаге, а внутри каждого. Такой универсальный закон был найден. Называется он СОВЕСТЬ. По-крайней мере, два последних тысячелетия совесть, как мерило взаимоотношений между людьми, культивировался и внедрялся, часто и насильственно.  В роли главного источника совести выступала Христианская религия. Нам бы осмыслить этот исторический опыт, а мы начинаем мусолить: нужно, или не нужно преподавать в школе Основы религий.
Где хабаровские девочки-садистки получили первые установки звериного: дома, в школе, во дворе…? Может быть и в школе. Сегодня Российская школа утратила традиции русской школы, в основе воспитания которой было, в первую очередь, развить в человеке чувство совести, готовившей граждан, патриотов Страны. Часто можно услышать, как восторженные интеллектуалы поучают неразумных, что патриотизму не нужно учить, прививать – это должно быть у каждого в крови… Лукавство и глупость – одновременно. В крови есть только содержание составляющих, а всё  то, что «записывается» в мозгах – оно поступает из окружающей среды.
На протяжении последних 50-60 лет качество образования в России только ухудшалось. Сначала ликвидировали школы, по половому признаку, хотя многие народы, в том числе и в России испокон веков знали, что мужчин и женщин нужно воспитывать по-разному. Совместное воспитание девочек и мальчиков формирует усреднённые личности: толи, женоподобных мужчин, толи, мужиковатых женщин. Сегодня доля курящих, пьющих, дерущихся женщин, в частности среди славянской части  населения России  приблизилось к доле мужчин. Курение среди женщин стало массовым, и многие приобщились к этому пагубному наркотику именно в школе.  Ликвидировали школы, обучающие по склонности (способности) к усвоению знаний – гимназии и реальные училища.    Кто-то умный, или лукавый, решил, что все дети могут поэтами, музыкантами, художниками, инженерами и врачами. Теперь в наших школах многие не учатся, а мучаются. Знаю по себе: мне крайне трудно давались абстрактные науки, каковой, например, является математика. Мы всё время экспериментируем со школой, от того топчемся на месте в развитии. В то же время, например в одной из самых стабильных стран Мира – Англии на протяжении столетий образование, в своей основе не меняется. Сначала детей определяют в infants school – детскую школу, затем primary school – начальную школу. После этого идёт выбор в зависимости от склонности, способности и желания. Одни дети идут в secondary school – обычную среднюю школу, другие в secondary modern school – реальную среднюю школу, готовящую учеников к профессиям, связанным с физическим трудом или деловыми профессиями, третьи идут в secondary grammar school – гуманитарную школу, готовящую учеников для поступления в колледж или университет.
Если в Российской школе дети получают установку только подготовиться к угадыванию правильных ответов, они, вряд-ли будут способны анализировать последствия своих действий. Скорее всего, они будут похожи на массово внедряемых в нашу жизнь, роботов. А, ведь, способность предвидеть последствия своих действий, это основное отличие человеческого мозга от мозга животного.
Воспитанием из детей граждан современная школа не занимается, если и занимается, то формально – для галочки. О Сути, Цели и бесценности жизни там никто и не упоминает. Думаю, что многие  учителя и сами этого не понимают – их тоже этому не научили – в институте такие же преподаватели. Основные разговоры об образовании свелись у нас к оплате труда учителей. Достойная оплата труда, это важно, но платить нужно тоже за результат, а не за отбываемые на работе часы…