В одну телегу впрячь не можно... Часть 1

Иван Краснов 2
          Забылся  я  неосторожно.
 Теперь  плачу  безумству   дань.
 В  одну  телегу  впрячь  неможно
  коня  и  трепетную  лань.
               
 А.С. Пушкин, «Полтава»

Я  часто размышляю над  проблемой,  почему  у  нас  так  много  несчастливых  браков. И  хотя  высказывание  великого   писателя  Л.Н. Толстого  о  том, что  «все  счастливые  семьи похожи друг на  друга, каждая  несчастливая семья  несчастлива  по – своему».  Тем  не  менее, а  анализ классической литературы  и  мои  собственные  наблюдения  дают  мне  право  вывести   определенные  закономерности,  почему  же, так  часто  молодые  пары, и не  только  молодые,  бывают  так  несчастливы  в  семейной  жизни. 

Все-таки  предпосылки  семейных  неудач   чаще  всего  закладываются   уже  в  самом  начале   создания   молодой  семьи.   Ведь  не  зря  в словах   А.С.  Пушкина,   взятых в качестве эпиграфа, заложен  глубокий  смысл: нельзя    соединить  в   семейную    пару  (в  одну телегу)   двух людей, один из которых имеет  сугубо  прагматичный  характер, лишенный  эмоционального   восприятия   мира,   а  другой наоборот -  человек      эмоциональный,  любящий    поэзию,  музыку.

В   60-е  годы  прошлого   века    интеллигенция  вела   споры  о лириках  и  физиках  Мне  мои  читатели  тут же  могут привести   примеры   счастливого   супружеского  союза   известного   ученого-физика  и   талантливой  актрисы,  Но   нет  правил  без  исключения.  Я  же  говорю  о    правилах   как  закономерностях. Если  люди  вступают в супружеский союз,  то  в  начале   их  жизненного   пути   они   могут  и не  заметить  разницы    в   их  взглядах   на    мир,  события,  жизненные  пристрастия. Со временем  же эти  разночтения  будут  все  больше  и  больше  влиять  на  их    отношения  и   затем    уже    перерастут  в  неприязнь  друг    к  другу. Супруги   перестают  понимать  друг  друга,  становятся  равнодушными  друг к другу,  и  их  союз  или разрушается,  или   сохраняется только  внешне  для  посторонних; на самом же деле  его   уже  нет.

 Кстати,  недавно  я  нашел  интересный   материал  исследования    английских  ученых,  о  котором  рассказала    писательница  Нелли   Шульман  в  колонке  газеты «Деловой   Петербург»,  № 203  от   2.12. 016 г.  Оказывается когнитивные способности человека– способности к обучению,  интеллектуальные способности, определяются его генетическими особенностями. Думается,  материал   этой     статьи  будет   интересен   читателям, и я  приведу  его полностью.
«Рыбак  рыбака   видит  издалека» - говорит   русская   пословица,  но  как  выяснили  в  Университете  Восточной  Англии,  издалека  видят  друг  друга  и  мужчины  с  женщинами,  обладающие  сходными   способностями  к  обучению.  Человек  выбирает  себе  партнера  не  случайным   образом, а  основываясь  на  схожих  генетических  характеристиках.  Ученых  давно  интересовало, насколько  в  наших   генах  отражается  наш  интеллектуальный   потенциал  и   является  ли  он   одним  из  решающих   факторов   в  ходе  поиска  возможного  спутника  жизни.   Ученые  отобрали   1600  женатых  или  проживающих  в  гражданском  браке  пар - участников  долгосрочного  социологического  исследования  по  выявлению   новых  тенденций  развития   общества   в  Великобритании.    Пары  попросили  сдать  генетический   материал.  Биологи   выделили  из  него  гены,  ответственные за  когнитивные  способности и  сравнили  уровень  этих  генов  в    каждой  паре.  Выяснилось,  что люди   с  похожим уровнем  способности  к  обучению  действительно     стремятся   формировать  пары   с  себе  подобными.    Проще  говоря,  аспиранты  предпочитают  ходить  на   свидания  с  аспирантками, а  вовсе не  работницами  хлебозавода.
 
С  точки  зрения  выбора  партнера  стремление  к  образованию  и  когнитивные  способности  ничем не  отличаются  от  социального   происхождения     или   имущественного   ценза. Как   показало  исследование,  в  ситуации  поиска   наиболее  подходящего   партнера  мы  проявляем  генетически  запрограммированное  стремление  к  созданию  пары  совсем,  как  принято  думать не с  нашей  противоположностью.  Пресловутые    браки  аристократов  и  крестьянок  остаются   уделом  художественной  литературы  и  кинематографа».

Если   не  принимать  во  внимание  краткосрочные  связи, то  мы  предпочитаем  партнера,  происходящего  из  одинакового  социального   слоя,  с  похожими   когнитивными  способностями. Когнитивные   способности  человека -   это способности, в какой  степени  человек  в   состоянии     воспринимать  знание и  информацию  и    перерабатывать их.   Когнитивные  способности  определяют   мышление,  понимание, речь,  пространственную   ориентацию,  способности   к  обучению и познанию  нового.

Анализ  произведений   классической  литературы  и   мои   собственные  наблюдения  неудачной  семейной жизни   моих  товарищей  и   родственников     показывает,  что  при  выборе  партнера    были  нарушены  основные  закономерности   этого выбора.  По  этому поводу   В.Г.Белинский  говорил,  что  для  счастливой  жизни  любящие    должны  смотреть    не  в  глаза  друг  друга, а - в  одну сторону. Сергей  Есенин эту  мысль  выразил словами
 -Лицом к лицу  лица не увидать. Большое  видеться на  расстоянии.      Письмо  к  женщине ) 

Итак, мне  бы  хотелось  остановиться  на  тех  правилах  или  закономерностях,  которые  чаще  всего  нарушают  пары,  вступающие в совместную жизнь без  учёта уровней  своих   когнитивных  способностей. Ниже  я  постараюсь показать,  как  это  правило  действует в  жизни  на  примере   моих   близких  друзей. Я  буду вести  рассказ  от  первого   лица  с  разрешения моих  героев.
Пример  первый
 Он - полковник ,   43  года,   Михаил   Иванович  Шумилов, заместитель  начальника   инженерной   кафедры   высшего  военного   училища.
 Она, Шумилова  Ольга  Григорьевна, 33   года.  До  приезда  в Ленинград   работала   на    Украине     экскурсоводом  в   музее.
Мы  встретились  с Михаилом   в  военном  училище  в  1979  году.    Я был  в  этом   же училище  заместителем  начальника  кафедры   общественных  наук.    Мы  быстро  подружились  с   Михаилом.  Он   был  высокого  роста,  стройный   подтянутый   офицер,  очень  спокойный,  уравновешенный,  рассудительный.  Михаил   с  большим  уважением  относился  ко  мне  за то,  что   я, не  имея   никакой  поддержки  со стороны,   закончил  к этому  времени   государственный  университет,  военно-политическую  академию,  защитил  диссертацию.  У него  же   была   большая  поддержка  старшего  брата - генерала,  начальника  одного  из  военных   училищ.

Мы  с  Михаилом  получили  одновременно   квартиры  от  училища  в  одном  подъезде и  теперь  мы  виделись  с   ним  не только на  службе,  но   и   в  нерабочее  время.  Как-то  Михаил  предложил  мне  отметить  новоселье, или  по-русски  - «обмыть  квартиры»,   только при условии, что это «обмывание»    пройдет  у  него. -Твое  новоселье     мы   устроим  после, - сказал  он. Я  ответил   согласием  и  стал  ждать,  когда  Михаил   пригласит  на  вечер.

Как-то   в  один  из выходных  дней   я   увидел  около  нашего  дома    незнакомую  женщину.   Она   явно    кого-то   ожидала,   незнакомку   раньше   я никогда в нашем  подъезде не  видел. Это  была   очень   интересная   женщина  лет  тридцати  пяти.    Привлекал  её     необыкновенный  внешний  вид. Она была  одета     в  осеннее    пальто  серого  цвета,   которое  красиво облегало её стройную  фигуру;  на  шее   незнакомки      был   накинут  шелковый  платок  голубого  цвета. Но не  одежда  привлекала  взгляд   окружающих,  а  её  лицо.  Черные  густые  волосы  падали  на  её  плечи,   её    голубые  глаза  светились  каким-то   внутренним  огнем   и  выдавали   незаурядный   ум. 

Понятно, что   глаза  и  взгляд    человека    сразу  много   говорят  о личности.  Холодный   безразличный   взгляд   сразу   отталкивает  нас    при  первой встрече.   По    глазам  и  взгляду  мы  сразу  можем  сказать  об    интеллекте,  характере и  душевности  человека.  Ведь не  зря  говорят в народе:   «Глаза - зеркало  души   человека».
 Незнакомка сразу приковала  к себе мое   внимание.  Я невольно  залюбовался  ею и   продолжал  стоять  на  одном  месте, не  отводя  взгляда  от её  лица,  уже  чувствуя     определенную  неловкость за  свое   состояние. 
 
 - Не   смущайтесь,  Павел   Иванович,-   первой   прервала   наше  молчание  незнакомка, -  мне  Миша    рассказал о  Вас и о том, что  Вы  служите  в  одном  училище с ним.  Я  подошел  к  ней,  поздоровался. - Меня   зовут  Ольга-  представилась   она.   Мы  только  что  вернулись   из  загранкомандировки  и   сейчас   обживаемся  на  новом  месте.             
 Не  зря  говорят,  что  первое  представление  о человеке   является    определяющим   надолго.  Ольга  сказала,  что  сейчас  они  проводят  косметический  ремонт   квартиры,  как  только   наведем  порядок  в  квартире,  мы   будем  ждать  вас  в  гости.

 Через  пару  недель    Михаил   сообщил  мне,  что  в  субботу  они  ждут  нас  с  женой   к  себе. В очередную  субботу   в  назначенный  час   мы  поднялись  в  квартиру   Шумиловых. Я  принёс  с  собой бутылку  коньяка,   а  для  хозяйки - букет  цветов.  Хозяева   квартиры    встретили  нас  при  входе.   Михаил был  одет в  обычный   костюм  при  галстуке,  зато  Ольга   была    празднично   одета  в  роскошное  платье, особенно  её   украшали   красивые  серьги и  нитка    бус.  Поскольку  я   уже  был  знаком  ранее   с   Ольгой  и  Михаилом, я  представил   им     свою      жену,  вручил  хозяйке  букет  цветов,  а   Михаилу    коньяк. 

Нас  пригласили  к столу,    за  котором  уже   сидел   старший  брат  Михаила -  генерал-майор,    и   его  жена. Мой   коллега   представил  нас   своему   брату.   Генерал  был  гораздо  ниже  ростом  Михаила, но   плотнее,  коренастее   и  более  полным,  что  делало   его  старше  своих  лет.  Самой  оживленной и  веселой  в нашей  компании    оказалась    жена  генерала. Как  и  положено  быть  жене генерала,  на  ней   было  много   золотых украшений:  золотые  кольца на  пальцах,   серьги,    ожерелье  из  бус. Она  много  говорила  и  смеялась.

Из   беседы  за  столом   выяснилось,  что   квартиру   Михаилу  помог   получить    его  брат,  который  хорошо  был  знаком с  нашим    начальником  училища.  Чувствовалось,  что  старший   брат   был  хорошей   поддержкой  Михаилу в  его  продвижении  по  службе.  Я  часто  взглядывал  на  Ольгу,  она  непроизвольно   приковывала  к  себе    внимание    окружающих.    В  какой-то  миг  наши   взгляды    пересеклись  так,  что  оба  почувствовали  пробежавшую  между  нами  искру. Но  эту  искру   заметила  и моя жена,  и не  только  она,  но и  все  остальные    почувствовали что-то  не  совсем   обычное   произошедшее в   нашей    компании.   Видимо,  я не  мог  скрыть  свое  волнение,   да и  Ольга   как-то стала  вести   себя    очень  сдержанно. 

Запланированная   скромная  встреча  явно была  нарушена.  Я   поспешил  завершить  теперь  уже  ненужное  наше   пребывание в  гостях  и  заторопился   домой.  Смущенно   попрощавшись  и   поблагодарив   хозяев,  мы с  женой  ушли  домой.   Как  только  мы  вошли  в  свою  квартиру,  жена  объявила,  что     никакого  ответного  «обмывания  квартиры»    у нас  для  Шумиловых не  будет.

Я  не  стал  спорить,  она  была права:  между  мной и  Ольгой  пробежала не только   искра, а  вспыхнуло  пламя.  - Не  будет, так  не  будет, -  ответил я.   Жена   выражала  мне  явное  недовольство   нашим  посещением    новых соседей.  Дома  в  этот  вечер  повисла  неприятная  тишина,  и  если   разговаривали, то на  отвлеченные  темы.
Через  два  дня  я    вечером  я  зашел  к  Шумиловым,  объяснил    ситуацию  в  семье: жена  не  хочет  устраивать   ответный  вечер по  поводу   получения  квартиры,   ревнует  к  Ольге.  Михаил     меня  успокоил: - Павел, не  переживай.  Ничего  страшного,  впереди   у нас  времени  много,  как- нибудь  соберемся. У  нас  сейчас    другая  важная   проблема,   Ольге нужно   помочь  найти  работу. Если  будет  возможность, помоги,.  ты  ведь  уже,  можно сказать,  ветеран  а  этих  краях.

Я  обещал   помочь.  По  образованию  Ольга  была  преподавателем литературы, но в  школе   работать  она не  хотела.  Пока  я   пытался  найти  работу Ольге,  она  уже  сама  нашла  работу  недалеко от  дома.  Её  пригласили    в  отдел  милиции  инспектором  по  работе  с  несовершеннолетними  детьми.  Через  неделю  в  отделе  милиции произошло   событие,  которое на  время  сняло  проблему  работы  Ольги. В один  из  вечеров    она     допоздна  задержалась на   работе.   Михаил  очень  переживал  из-за её   долгого  отсутствия    и пошел    встречать   жену  к  отделу  милиции.  Отойдя  от  дома  метров  триста,  он  увидел,  что  Ольгу  провожает  домой старший  лейтенант  милиции.
-  Миша,  я   задержалась на  работе   в  связи    с   неординарным  поведением    школьника, и   меня  решил  проводить    домой   мой  коллега  по   работе Николай  Павлович. Михаил   сухо  поздоровался  с  коллегой  жены и  пошёл с  Ольгой  домой.

Я - то   понимал,  что  на  любой  работе    найдется  не  один  мужчина,  который с  первого  взгляда  влюбится   в Ольгу. Не  стал  исключением  и  отдел   милиции, где  нашелся   мужчина,  который не  смог  устоять от её  красоты.    - Да, трудно  быть   мужем  красивой  женщины, - подумал я.

На  другой  день    Михаил  не  разрешил  жене  выходить на  работу. Сам   позвонил  в  отдел  милиции,  представился   и  заявил,  что  его  жена  Шумилова  Ольга  работать  у  них не  будет,  эта  работа не  для  неё.

Я   в  это  время  занимался  разработкой  методического   пособия   по   политологии,  которую   преподавал в  училище.   Времени  почти не  было.  Для  получения  ученого  звания     «доцент»  мне   нужно  было    где-то     издать   свое  учебно-методическое  пособие.  Начальник  учебного  отдела   училища   пообещал  мне    «прокатать» мое  пособие  на  репринте,  если  оно  будет   четко    отпечатано  на  машинке.   Я вспомнил,  Ольга   мне  говорила,  что   хорошо    печатает  на  машинке.

Вот  я  и  обратился к  ней с  этой  просьбой,  она с радостью  согласилась  помочь.
- Павел,  приносите   мне  домой машинку,  бумагу   и   рукопись   учебно-методического    пособия,  я  Вам его напечатаю.   Иногда  она  звонила  мне  домой  для  выяснения  каких-то    вопросов   по  пособию.  Я   поднимался  к ним  в  квартиру  и мы уточняли  неясности ,  а затем немного   беседовали   о  литературе,  истории.   Ольга  неплохо   знала  историю  России,  поэзию  золотого  и  серебряного   века.  Разговор  иногда  затягивался  на  два-три  часа,  её  интересовала     история   России,    русская  и зарубежная    литература. Наши    беседы  по литературе  мало    интересовали    Михаила    и  он  иногда  один   уходил  на  прогулку.
 
В то  время   среди    нашей  интеллигенции  были в  большой  моде  произведения  немецкого  писателя  Эрих   Мария  Ремарк.    Я  рассказывал  Ольге  о  произведениях  Ремарка  «Три  товарища». « На западном  фронте  без  перемен», о  том,  что  в  ГДР,  где  я  служил  в  ГСВГ,  не издавали   Ремарка.  Я  также  рассказал   содержание  биографической  повести  о  жизни  и  творчестве   замечательного   немецкого   поэта   Гёте,  как  он в  свои  семьдесят  пять  лет  влюбился  в   восемнадцатилетнюю  графиню и  даже   сватался  к ней,  но  мать  девушки,  которая была  моложе  Гёте, не  дала  согласие на  такой  брак. Ольга  с  большим  вниманием  слушала    мои   «лекции»  по  литературе,  а  мне  все  больше  нравилась   моя   «студентка».  Мне  нравились   наши  внезапные  встречи  и  беседы. Михаилу же всё это не нравились, но  он очень любил  свою  жену и не  мог  ей ни в  чем   отказать, хотя и   чувствовал, что  я  отрываю  у  него  жену. 

Вот,  как раз здесь,  я  могу  напомнить  моему  читателю  слова  А.С. Пушкина:     « В  одну телегу  впрячь   не можно  коня  и  трепетную   лань».   Михаил  и  Ольга явно не  должны  были  быть  в   этой  телеге,  так как  явно не  подходили  друг  другу.
А  ведь,  сколько  таких  пар  с  трудом   едут  в  одной    телеге,  которая  идет по  жизни   со  скрипом,  но  в  советское  время  семья - ячейка  общества,  держалась  на   запретах разводов.  Эта    пара    тоже  держалась   на  запрете   развода, тем  более   офицеру Советской  армии,  коммунисту и  еще  и  полковнику    даже нельзя  было,  и  думать о  разводе,   В  такой  семье    счастья  было  мало.

Через неделю  Ольга  отпечатала  прекрасным  шрифтом  и  по  всем  правилам   машинописи   мое   учебно-методическое  пособие. Я  горячо  поблагодарил    её  за  сделанную  для  меня  работу.  Помимо   моей  подписи,    как автора  работы , стояла  фамилия  и  Ольги  как   исполнителя  этой  печатной  продукции.
 -  Оля,- обратился  я к ней,  Вы   не  только  сделали  мне  работу,  но   и   показали  работодателям образец  мастерства    секретаря-машинистки. Мои  слова  оказались  пророческими.  Впоследствии   именно  эта   исполненная   Ольгой  работа стала  решающей  для  принятия  её на  работу  секретарем  кафедры по  моей  рекомендации.

После  службы  в  ГСВГ,  где  мне  много  пришлось  сутками  без  сна  нести  службу   оперативным   дежурным, у  меня  появились  частые  головные  боли. Как-то  я  об  этом  рассказал  Ольге,  и она предложила   делать мне морковный  сок  на соковыжималке. Ольга  уговорила  меня  приходить  к ней  по   утрам вместо  зарядки, и она делала мне  этот  сок.   

К  этому  времени  я в  училище  получил  звание   «доцента» и  оставался  за  начальника  кафедры,  который  иногда  болел  по  несколько  месяцев. Начальник  училища  требовал  от  меня,  чтобы  я  ставил  курсантам  больше  хороших и  отличных  оценок    на  экзаменах, а я   ставил   те  оценки,  которые   они  заслуживали . Мой  конфликт с  начальником  училища   принял  уже   характер непримиримых  противоречий,     и   я    написал  рапорт  об  увольнении   в  запас. 

 Это  было  в  1981  году,  я  нашел  даже   место  доцента  в  текстильном  институте.  Заведующий  кафедрой в этом  институте   торопил  меня  с  увольнением. Но  когда  дело  дошло  до  управления  кадров   Сухопутных  войск,  меня  быстро  перевели в  военную академию и сразу  же  послали  на  курсы  повышения  квалификации   преподавателей  общественных  наук   в  военно-политическую  академию  им. В.И.Ленина.  Там  я  проучился  пять  месяцев  и    вернулся  в  военную академию  на должность  доцента  кафедры.

В это  время  на   нашей  кафедре  общественных  наук   в  академии   все    преподаватели  по  заданию   начальника   кафедры  профессора  Добрынина   Геннадия  Ивановича     искали    грамотного  и  подготовленного  секретаря - машинистку.  Я  спросил  у  Ольги,   не  желает ли  она   пойти  работать  на кафедру общественных  наук  военной  академии   секретарем-машинисткой.  Она   согласилась    поработать  в  военной  академии.

В назначенный  день  и  час  я  привел  на  нашу кафедру    в академию  Ольгу  для  представления  её   начальнику кафедры. И  вот эта  встреча  двух  интересных   личностей  состоялась.  Она оказалась  роковой  как  для   Ольги,  так и  для    Геннадия  Ивановича. Поскольку  в начале повести  я   уже  описал нашу  героиню, то  теперь  мне  хотелось   бы   рассказать   и   о    Геннадии   Ивановиче. Но  об  этом  я  напишу  во  второй  части  повести.