Созидание Глава 14 1973 г. Часть 10 мама Вера и се

Дудко 3
НИКОЛАЙ, РИТА и НАТАЛЬЯ ГРИГОРЧУК
Снимок сделан ориентировочно в 1963 году
за 10 лет до развода Коли и Риты.


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 14  1973 год

ЧАСТЬ  10   МАМА  ВЕРА  И  СЕСТРА  РИТА

   
   
 ВСПОМИНАЕТ  ИРАИДА...

 По-прежнему приходили письма от родителей Виктора.
   
  Письмо в Дзержинку из Каменец - Подольского.
   
  21.01.1973 г.

   ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ МОИ ВИТЯ, ИРА, ЭЛЯ И ОЛЕЖЕК!


  Как морозы? Здоровы ли дети и Вы? Как у тебя, Витя, с защитой?

  Зимние каникулы я провела у Риты в Полоном. У неё дела плохи. И как ей помочь, ума не приложу. И всё, конечно, нервы в первую очередь.
  До лета ехать на консультацию не хочет, и не может.

  Лия прислала мне новогоднюю поздравительную открытку, а вот работает ли она ещё в институте, не знаю. Может быть, знаете Вы?

  У меня временами стал сильно болеть язык.

  Но со мной одно, а с Ритой другое.

  Вы приглашали её в Москву, спасибо Вам, но там много но...

 Я подала заявление об уходе на пенсию с 1 июля 1973 года. Нагрузка у меня не большая, а подготовок много, так что, в материальном отношении почти ничего не выигрываю, но надо тянуть до конца. Пишите о себе. Очень жду. Целую.

   ВАША МАМА И БАБУШКА.

  Простите меня за то, что я не поздравила с днём рождения Олежку и Иру, но у меня всё вылетело из головы из-за болезни Риты. Тяжело ей, очень тяжело.

  Пока всё. Целую ещё раз.

 
   
   
   
   Письмо от Риты приводим полностью, поскольку это не письмо, а вопль о беде.

Для всех было полной неожиданностью известие о том, что у Коли с Ритой наметился разрыв. Как всегда, она откровенно не хотела писать нам обо всём. Мы узнали подробности уже позже, когда встретились с ней лично.
   
  Письмо в Дзержинку из Полонного.
   
  14.05.1973 г.
   ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИРА, ВИТЯ, ЭЛА И ОЛЕГ!

  Как идёт у Вас жизнь? Как здоровье и самочувствие? У Вас уже 30 градусов.

  Я так просила Вас позвонить, но Вы не сделали этого. Почему? Правда, и причин можно назвать много, но...

  Мне очень, очень плохо. Живя так далеко друг от друга, и не поддерживая регулярно связь, мы мало знаем друг о друге. А сейчас, я говорю, мне плохо, а Вы и позвонить не могли.

  Что Вы знаете обо мне и моей жизни?!? Мне писать больно и стыдно. И всего я написать не могу. Спросите его сами.

  Начну с конца, и, если сумею, кое-что напишу. Он уехал, не посоветовавшись со мною. Я понимаю, что нужно это, но и без этого можно. А он решил всё сам.

О нас нет речи, и не будет, потому что он поступает, как ....

  Мы ему не нужны. Уехал и не строчки, ни привета. Разве так поступают?

Видите ли, ему нужно. А мне, что ни раз - сюрпризы преподносит.

  Он уехал сдавать, а люди уже отвернулись. А что они говорят? У нас маленький городок, и все обо всех знают.

  Преподнёс он мне ещё один сюрприз, да такой жестокий. Как я ещё держусь, то не знаю. Совсем больна. Всё болит, а какая я стала. Позавчера было плохо. Еле отошла. Сколько могу пить лекарства?

  Как-то ты Витя говорил, чтобы не забывала Ваших детей, а теперь я прошу, если что случится, то воспитайте Наташу. Она девочка хорошая, и всё понимает, многого не знает, но чувствует. Если бы не она, я бы и не жила. Это страшно, но часто приходит мысль об уходе из жизни. Это страшно.

  Если он уедет, то я не выдержу. Держусь на одной тоненькой ниточке. А к этому идёт. Он специально уходит отсюда, ибо ему нельзя тут.

  А что мне сегодня сказали о нём?!

  Это вечная моя работа и занятость... Плохо. Больше не могу об этом писать...
Опять сердце. Спросите его обо всём. Он мне голову морочит, а сам наперёд всё знает.

  И по телефону много не скажешь, а у нас ещё телефонистки всё слушают.

  Все мысли смешались. Не знаю, что писать и как, но плохо, плохо, плохо. А он всегда себя выгородит, и будет прав. Это всегда ему удаётся.

  Как-то он говорил мне о том, что ему нужно уехать отсюда, и он избрал этот путь. А что делать мне? Как быть? Как жить?

  Я же говорю, что всего не могу сказать. Узнайте, что и как? Сколько лет учиться, где жить? Сколько человек в группе, а сколько женщин? Далеко ли от Вас, где учится. И как туда добраться?

  Он поступит в Академию. А мне хотя бы знать - где будет, и что будет делать. Пишите. И скорее, не откладывайте. Что делать мне? Где и как жить? Что посоветуете? Тут мне не с кем? Многие прямо радуются, что так произошло.

  Пишите. Привет всем.

   ЦЕЛУЮ - РИТА,

  Интуиция у меня сильно развита, что мне страшно.
   
 
   
   
ПРОДОЛЖАЕТ  ИРАИДА…

   История семьи Григорчуков была банальная, как тысячи и миллионы других подобных историй.
   
   Рита с Колей Григорчуком познакомились ещё в Черновицком университете.

По окончании поженились и вместе поехали работать в школу в какое-то село.

Коля был членом партии, украинец-западник по национальности. Западник - означает, что родившись в западной Украине, он всегда будет считаться "своим". Люди, объединенные этим понятием, всегда исповедовали настроения, схожие с теми же, которых придерживаются прибалтийцы. У западников очень развит дух единства, они всегда стараются поддержать друг друга. Это позволяло и Коле быстро подниматься по карьерной лестнице. Он стал директором школы. А позже его перевели на партийную работу в г. Полонное. Он работал вторым секретарем горкома партии, и отвечал за идеологическую работу.
   
   Кстати, простой пример. Когда мы приехали вместе с Колей на машине в Полонное, его и нас вместе с ним пригласили в гости к первому секретарю горкома партии - Колиному начальнику.

   Там к обеду собралось все основное местное руководство. Всё проходило чинно. Поднимались разные тосты, но, когда "настроение за столом "потеплело", я заметила, что один тост повторялся чаще других. Кто-нибудь выкрикивал - "Хай жэвэ!..."... Я потом у кого-то спросила - почему они говорят - "Хай жэвэ!", а дальше не договаривают - кто пусть живет? Оказалось, конец тоста подразумевался сам собой - "Пусть живет независимая Украина!".
   Ну, теперь, зато этой независимости у Украины - сколько хочешь. А, впрочем...
   
   "Подпольной" (неофициальной) стороной Колиных обязанностей, как ответственного за идеологию, была - организация отдыха местных властей и их гостей. Встречи эти и "досуг руководства" обычно проводились за городом, в охотничьем домике, который использовался как маленькая база отдыха.

   Гостям предоставлялись все услуги, в том числе и - местные путаны.

   В качестве "обслуживающего" персонала туда "вывозились" молодые женщины. Среди них была пионервожатая, которая быстренько положила глаз на Колю. Влечение оказалось обоюдным. Роман затянулся. Она уже имела ребёнка. Ей хотелось завести семью. Она решила Колю женить на себе. Для этого надо было развести его с его женой. Она сама же и сделала так, чтобы "слухи" об их связи дошли до Риты.
   
   Коля оттягивал этот момент, как мог дольше. Ведь, когда он учился в Москве, в Академии, сначала ни мы, ни Рита ни о чем даже не только не догадывались, но не могли даже предположить, что Коля уже жил на две семьи. Даже тогда, когда Рита уже узнала обо всем, и она и мама Вера нам ничего не рассказывали. Но, даже, если бы и мы и узнали эту горькую правду, едва ли мы чем-нибудь сумели бы помочь, кроме высказывания сочувствия и кучи советов...

   Естественно, когда всё стало известно Рите, дома разгорелся скандал. Сначала Рита пробовала уладить всё тихо. Но это не устраивало соперницу. Рита обратилась к руководству, постаралась решить вопрос с их помощью. Но они-то все варились с Колей в "одном котле". Поэтому они Рите пообещали "направить Колю на праведный путь". А сами "прикрыли" направив его на учёбу в Москву,  в Академию общественных наук при ЦК КПСС.
   
   В Москве Коле, как и всем слушателям, дали общежитие. Называлось оно, правда, гостиницей. Поскольку учёба проходила в Высшей Школе при ЦК, то и на занятиях, и в гостинице был строгий режим. Те, кто хотел вызвать семью в Москву на эти два года учёбы, должен был снимать комнату или квартиру в частном секторе.

   Мы советовали Рите, что в этой ситуации нужно жить с Колей в Москве.

Предлагали даже поселиться на это время у нас. Может быть, всё и наладилось бы. Но Рита выставила против этого варианта кучу доводов. А самым главным было то, что невозможно оставить свою только что полученную квартиру.
   
   Рита не могла оторваться от своей первой квартиры, которую они тогда получили в элитном доме (ему, как секретарю горкома с семьёй была положена квартира).

 Это тогда он был элитным, а теперь это старый двухэтажный дом. Отопление было не централизованное, а устроено за счёт установленного индивидуального отопительного котла, расположенного на чердаке. Поэтому надолго оставлять квартиру Рита не решалась. Зимой, действительно, рискованно было оставлять газовый котёл работающим без присмотра. Но можно было бы пустить кого-нибудь пожить на это время. В общем, Рита с Колей не поехала. А что бывает, когда женатый мужик получает свободу? Два года без жены... Ну, приезжали Рита с Наташей несколько раз в Москву. Останавливались у нас. Приезжал и Коля к ним в Полонное. Но чаще Риты приезжала к Коле его "зазноба". А когда у Коли были каникулы, он приезжал в Полонное, проводил там несколько дней, а потом мчался в село, где жила эта женщина.

   А в результате получили то, что получили... Рита осталась с квартирой, а Коля со своей новой женой.

 
   
   
   Дописав о своем видении всей этой грустной истории, я поняла, что немного запуталась в последовательности изложения событий. Что -  за чем следовало. По логике - двойная жизнь Коли, затем - поступление в Академию, потом наша совместная поездка в Каменец вместе с ним и его друзьями к Рите, потом - Ритино письмо, которое мы показали Николаю, и дальше катастрофический взрыв, когда его вторая жизнь стала достоянием общественности.

   Интересно, что выстроить все эти события в один логический ряд, в единую их последовательность, мне помогли опять же надписи на этикетках, и даты, проставленные на них.
   
   
   "АЛИГОТЭ" Московский межреспубликанский винзавод
   Марка - "Донвино".
   
  20.05.73 г.
  После сдачи немецкого Коля был в воскресенье.
   Дали ему прочесть Ритино письмо. Он был "убит".
 « Убит»  наповал.

   
   KEVEDINKA belo vino VINO DE YOUGOSLAVIE
   
  Июнь 1973 года.
  Приезд Коли Григорчука для поступления в Академию наук при
  ЦК КПСС с 08 - 22 июня.
   
  "РИСЛИIНГ КРИМСЬКИЙ" укрголоввино кримрадгоспвинтрест
   
  06-08.09.73 г.
  Праздник ПОБЕДЫ и Григорчука для поступления в аспирантуру общественных наук при ЦК КПСС
   
  "УКРАИНСКАЯ СТЕПНАЯ" горькая настойка мпп РСФСР росглавспирт
  Цена 2 р. 38 коп. без стоимости посуды
   
  07.10.73 г.
  Взяли только в порядке ознакомления на Таганке. Не стоит того - вкус полыни. Встреча с Колей и его товарищами.
  Обмывали приобретённые на премию - костюм и две пары ботинок.

   
   "КОНЬЯК" кримський радгоспвинтрест укрголоввино три звездочки
   
  04.11.73 г.  Гостили в Полонном.
  Коля угостил 50 грамм коньяка после поездки за хрусталём и стеклом заодно.
  Вот это поездка! 13 км. тряслись туда и обратно по плохой дороге.
   
  Водка "СТАРОКИIВСЬКА" укрлIкергорIлка
   
  07.11.73 г.
  Встреча праздника у первого секретаря Григорчука.
  Первая стопка СТАРОКИЕВСКОЙ водки - почти старки, но несколько лучше её. Г. Полонное.
   
  "КУБАНСЬКА" любительська укрлIкергорIлка
  Ена 3 крб. 58 к.
   
  07.11.73 г.
  Встреча праздника у 1-го секретаря Григорчука.
  Заключительная стопка. Г. Полонное.
   
   
  "РКАЦИТЕЛ IНКЕРМАНСЬКЕ" укрголоввино
   
  08.11.73 г.
  Куплено в Киеве. Праздник в Полонном.
   
  "РКАЦIТЕЛI" столовое УКОРГОЛОВВИНО
   
  08.11.73 г.
  Завершение праздника. Мойка машины. Г. Полонное.
   
  "КОНЬЯК" 4 звездочки ОДЕСЬНИЙ ВИНО-КОНЬЯЧНИЙ КОМБIНАТ
   
  08.11.73 г.
  Последний глоток выпили во время праздника в доме Григорчука, после мытья машины. Г. Полонное.
   
  Ну, вот, вроде бы все правильно, но - грустно.
   
   
      
   ПРОДОЛЖАЕТ ВИКТОР
   
   Пытаясь как-то повлиять на данную ситуацию, в одну очередную поездку к Рите в Полонное, я побывал в доме первого секретаря райкома, где меня радушно встретила его семья. За столом мы долго беседовали, но ничего толком не решили (или, как говорит Ира, - "поезд ушёл").
   
   Когда он окончил учёбу с защитой диссертации и должен был пойти на повышение в Хмельницкий, он прямо сказал Рите что уходит от неё.

   Рита решила пойти "в разнос". Она написала - заявлении куда только можно (и в ЦК КПСС, и в Комитет народного контроля, и в ЦК КПУкр, и в ВАК СССР, и в ...), в частности,  упоминая, конечно, и тех, кто в своё время "кутил" с Колей.
 
   Не отреагировать в Хмельницком не могли. Выдали всем "по мозгам".
 
   Колю исключили из партии, и, естественно, уволили с работы. И поехал он со своей новой семьёй работать учителем истории в дальнюю обычную сельскую школу.
   
   Позже до Риты дошли слухи, что скоро он стал опять директором школы, а потом его восстановили в партии, и он опять пошел на повышение. Возможно, он до сих пор работает в Хмельницке. А, может быть, давно уже на пенсии...
   
 
   
   
   
  Письмо в Дзержинку из Каменец-Подольского.
   
   23.08.1973 г.
   ЗДРАВСТВУЙТЕ,  ДОРОГИЕ  МОИ  ВИТЯ,  ИРА,   ЭЛЯ  И ОЛЕЖЕК!

  Очень давно от Вас нет вестей. Как идут Ваши дела? Как здоровье? Дети, наверное, в пионерском лагере. Как они себя чувствуют?

  Я съездила в Минск. Приняли меня хорошо. Была на даче, ела клубнику. Зоя очень постарела, плохо слышит, но    по прежнему хлопочет с утра до ночи. Таня - спокойная, воспитанная девочка, но очень худенькая. А Павлика Вы видели. У Юры - лоренгит. Нэля была с артистами в Польше. Она совсем не постарела. Сохранила фигуру.

  18 июля я возвратилась домой в Каменец-Подольский, где меня ожидал сюрприз. Дверь из коридора в кухню была закрыта, а остальные двери и шкафы были взломаны. Кто-то проник в квартиру, и проверил содержимое. Я вызвала милицию, составили акт о взломе замков. Всё более или менее ценное, я отнесла к знакомым (шуба, пальто). Но кое-что оставалось. Как будто ничего не пропало. Почему, не известно. Или кто-то помешал, или искали ценности и деньги.

  Пережила я ужасно. Стала беспрерывно болеть голова. Две ночи ночевал Володя Плешаков ( И. В. - Мой двоюродный брат), так как мне было плохо. Он говорит, что "гости" поработали солидно, и удивительно, что соседи не слышали, как ломали замки, и ходили по квартире.

  Володя сменил наружный замок. Добрый он парень. Мне очень жаль его. Алла (жена Володи) подала на развод, и чувствуется, что он переживает. Он сказал - "Теперь только рыбалка осталась у меня"...

  К Рите я ещё не ездила, и поэтому ничего о их жизни не знаю. Наташа - в местном пионерском лагере, а Рита проводит отпуск в четырёх стенах.

  У меня сломался зубной протез, и сделать его здесь не могут, возможно, придётся снова ехать в Москву, но это дело будущего.

  Во-первых, надо дождаться возвращения Оли (квартирантка), так как, квартиру оставить никак нельзя. Видимо, проведу сигнализацию.

  Я уже пенсионер. Получила пенсию за июль месяц. Как-то надо укладываться. Трудно придётся на первых порах.

  Видите, как я расписалась, что значит, стать пенсионеркой. Пока всё.

  Крепко всех Вас целую. Пишите или звоните.

   ВАША МАМА И БАБУШКА.

  Да, у меня появилась на щеке небольшая опухоль. Предлагают в сентябре удалить.

  В общем - дела неважные во всех направлениях. Но надежда на лучшее не покидает меня.

   МАМА.

 
   
   
     Письмо в Дзержинку из Каменец - Подольского.
   
  30.09.73 г. ДОРОГИЕ МОИ ВИТЯ, ИРА, ЭЛЯ И ОЛЕЖЕК!

  Итак, Вы теперь знаете, что я болею сердцем второй месяц. Очень трудно было особенно первые две недели, потом стало лучше, а потом опять состояние ухудшилось.

  Диагноз: тяжёлый гипертонический криз. На дому сделали кардиограмму и анализ крови. Предполагали инфаркт стенокарда, но пока остаётся первоначальный диагноз.

 Два раза была скорая помощь по вызову, приходит участковый врач. Мне выписывали различные лекарства, чтобы сбить давление: раунатин, папазол, короктик, винкатон.

 Потом назначили 60 уколов: 30 уколов кокарбоксилазы и, и 30 уколов АТФ, последнее дефицитное лекарство, но я его, к счастью, получила.

 Ежедневно приходит из больницы медсестра, и делает мне два внутримышечных укола. Я приняла 12, следовательно, осталось 48 - это примерно месяц. Главное, говорят медики, - это режим и покой.

  Месяц сидела на голодной диете, ухода нет, даже в магазин не могу сходить. Всё надо всех просить: соседей, знакомых. Сколько можно? Почему не положили в больницу, не знаю. Нет мест, больницы переполнены, надо хлопотать, а некому.
 
  У Ларисы Георгиевны (моя подруга) очень болен муж, лежит в больнице после операции - непроходимость пищи. У неё своё горе.

  Участковый врач сказал, что поставит меня на очередь в больницу. Но пока буду дома.


  Как быть с квартирой, тоже не знаю. Я вам писала, что летом была у Зои, и после возвращения застала в квартире взломанные замки в дверях и шкафах, но ничего не взято. Или помешали, или ещё что-то. Возможно, это проделки соседки, которая хочет занять мою квартиру.

  Причины моей неожиданной болезни - неизвестны. У Зои я хорошо отдохнула. От Риты я приехала весёлая, с подарками. Правда, там пришлось немало пережить, глядя на переживания и страдания Риты.

  Выхода из создавшегося положения не вижу. Спасибо за приглашение ехать к Вам, но много - но...

  Вам самим тесно, да и обузой для Вас я не хочу быть. У Риты много места, но нет хорошей медицинской помощи. Лучше всего жить в одном городе, но на разных квартирах. И в тяжёлых моментах жизни помогать друг другу. Но моей проблемой никто из детей не занимается.

  Я уже сообщила Вам, что Юра (сын сестры Зои – племянник в Минске) едет в ГДР на три года,  работать журналистом. Пока один, а потом поедут Нэлля с Таней (дочка), а Паша (сын) с Зоей останутся. Зоя очень переживает, боится - не доживёт до встречи с Юрой. Такой страх и не очень понятен. У меня тоже бывают приступы такого страха, что я умру, не увидев своих детей, на чужих руках. Хотя, они и не за рубежом. Врач даже выписал мне лекарство (седуксен), которое снимает страх, но я пока его не принимаю.

  Завтра Оля (квартирантка) уходит в общежитие, взамен оставляет свою двоюродную сестру - Марусю, она учится в медучилище. Конечно, это не Оля, которая знала заведённый порядок, да и одна она не останется в квартире. А ещё подобрать трудно. Не хотят носить воду, топить печь и т.д.

  Вот, как я расписалась. Пользуюсь случаем, пока могу писать.
Пишите о себе. Как отдохнули, как дети? Как идут Ваши дела? Пять месяцев от Вас ни строчки. Получила ли Эля письмо? Пусть напишет мне.

  Пока всё. Целую. Вас и Эллочку и Олежка.

  Пишите и звоните, из Москвы легче получить Каменец, чем наоборот. Если будет Коля, то передавайте ему привет.

   Ваша МАМА.

  Вспомнила, как в прошлом году рубили и складывали дрова. А в это лето я не заготовила. Сейчас стоит солнечная погода, а я больна. Скоро придёт дождь, слякоть, а я без топлива. Вот мои дела и заботы.

  Пишите. МАМА.

  Извините за долгое и скучное письмо.