Клошар 1. Сыр в мышеловке

Алексас Плаукайтис
Трёхнедельная щетина, некогда светлые, а сейчас просто спутанные, седые и грязные волосы, морщинистое лицо. Старик слезящимися глазами с тоской всматривался в пламя догорающей кладбищенской свечи. Ещё какой-то час, и его поглотит кромешная тьма сырого подземелья.  Каменные влажные стены придвинутся ещё ближе, и до утра  старческое тело будет мучить промозглый холод. Но выше сводчатого потолка старого канализационного коллектора ещё хуже, там мороз и ветер, там жизни ночью нет. Старик откашлялся, сплюнул мокроту в протекающую мимо зловонную жидкую муть и,  прислушиваясь к знакомому попискиванию крыс, начал сооружать себе лежбище из полусгнившего гофрированного картона.

Сегодня старику не повезло, он не сумел раздобыть ни одного лита, не нашёл ни одной бутылки недопитого алкоголя, да и с едой не подфартило – то, что находил, оказывалось таким мизером, что «заготавливать» впрок не имело смысла, съедал на месте. А с одной свечкой, украденной на кладбище, его коллеги в свой рай – теплофикационную камеру, не приняли. Хотя может быть не пустили ещё и потому, что появились две относительно молодые женщины их же сословия. И хотя у тех отсутствовала половина зубов и распухшие физиономии отливали синевой от некачественного алкоголя, всё же они оказались предпочтительней доходяги-старика с одной полусгоревшей свечой.

Не попав в тепло, старик озадачился ночлегом. Вопрос помогли решить знания и навыки приобретённые  ещё на работе, кажущейся такой по-времени  далёкой и почти нереальной. Хотя прошло всего два года.

Два года назад Руслан Игоревич Долгих владел элитной трёхкомнатной квартирой расположенной рядом с торговым центром, ездил на престижном внедорожнике «Honda CR-V», руководил техническим отделом Водоканала, а главное считался  лучшим специалистом по подземным коммуникациям города. Этому способствовала приобретённая в Вильнюсском инженерно-строительном институте специальность инженера-сантехника и тридцатилетний опыт работы  в «Vilniaus vandenys»(Вильнюсский водопровод).
 
Имел когда-то Долгих и семью, но дети выросли и разлетелись, а с женой они полностью потеряли к друг-другу интерес и тихо разошлись, поделив имущество поровну: ему досталась квартира, а ей садовый участок. Дачу жена продала и переехала в Минск, присматривать престарелых родителей.

Сейчас Руслану на вид можно было дать все семьдесят лет, хотя на самом деле в этом году исполнилось только пятьдесят пять. Три года назад он сошёлся с молодой тридцатипятилетней женщиной, симпатичной, энергичной и весёлой. Его пустая квартира опять наполнилась жизнью и радостью, а существование смыслом. 
Познакомился он с Элеонорой случайно, в нотариальной конторе, когда оформлял с женой раздел имущества. Нора там работала помощником нотариуса, и что примечательно, первая проявила к нему интерес, то есть дала повод для близкого знакомства. А так как она оказалась родом из Клайпеды и в Вильнюсе снимала жильё, то очень быстро, как бы само-собой, перебралась к нему.
 
Всё в Норочке Руслана устраивало, и неконфликтность, и оптимизм, и хозяйственность, не говоря уже о внешности и темпераменте при интимной близости. Но была в ней и какая-то загадка. Ничего не знал о её прошлом, ничего не слышал о родных. К тому же удивляло, что столь привлекательная женщина, с чудесным характером,  никогда не была за мужем и не стремилась иметь детей. Правда позже она ему поведала, что бесплодна. А так он только знал, что закончила юридический факультет университета и после этого работала в Вильнюсе, проживая на съёмной квартире.

Однажды Норочка задержалась на работе. Дома появилась радостно-возбуждённая и за ужином поведала:
- Слушай, Русланчик, у нас появилась редчайшая возможность быстро разбогатеть. Как я тебе раньше говорила, мне позвонил из Варшавы бывший сокурсник Марьян. Мы ещё хотели пригласить его на ужин, когда он объявится в наших краях. Так вот, сегодня он появился в конторе, я его угостила кофе и он сделал нам предложение, от которого невозможно отказаться.
- Я уж подумал, что он тебе сделал предложение руки и сердца. – заулыбался Руслан.
- Ну что ты, его жена чуть ли не в двое моложе меня и наверное красавица, впрочем я её не видела.  Так вот, он занимается торговлей оргтехникой. В Литву приехал заключать договоры по поставкам с такими нашими торговыми гигантами как  «Topocentras» и  «Elektromarkt».
- А мы то тут причём?
- А вот тут самое главное. У Марьяна не хватает оборотных средств для уплаты аванса корейской фирме-изготовителю. И он может взять нас в долю на очень выгодных условиях. В цифрах это выглядит так: мы его субсидируем на 300 тысяч литов, а после реализации товара, которая займёт примерно три месяца, они превращаются в 450 тысяч. Но такие сказочные метаморфозы не возможны простым одалживанием. На эту сделку мы будем полноправными компаньонами, точнее ты будешь компаньоном. Причём  Марьян честно признаётся, что эта операция одноразовая, на следующую поставку у него уже будут свои деньги. То есть это единственный шанс, который  упустить никак нельзя.
- Всё хорошо, но где же взять деньги?
- Ну тут достаточно просто. На три месяца берём ссуду под залог твоей квартиры. Рисков никаких. На все финансовые операции будут нотариально заверенные договора. Есть только одно но. Банки на столь короткий срок такие суммы не одалживают,  даже под заклад недвижимости. Но это я беру на себя. Из своей клиентуры нахожу физическое лицо – временного финансового донора, под два процента месячных.
- Как то боязно, такие большие деньги ...
- Доверься мне, как специалисту более десяти лет  занимающегося нотариальным оформлением финансовых операций. Хотя нотариально заверять документы будем в другой конторе, чтобы у меня на работе не пошли сплетни. Есть такая новая, номер 43, недавно открылась и меня там пока никто не знает. А присутствовать при сделках мне нужно обязательно, как консультанту, чтобы не было никаких недоразумений.

Через три дня все документы были подписаны, деньги получены, обналичены и переданы Марьяну. По этому случаю устроили дома сабантуй с участием благодетеля. Тот внимательно осмотрел квартиру и очень её расхвалил - и место расположения, и просторную планировку, и высокие потолки.  Даже заметил, что стоимость квартиры превосходит сумму залога вдвое. Норочка же вся светилась от счастья и строила радужные планы по поводу предстоящего  внушительного денежного прибавления к их бюджету.

Вильнюс, 30 декабря 2016 года
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/12/30/1649