Авиакатастрофа Ту-154. О черных ящиках

Поисковая операция по нахождению останков и поднятию обломков самолета продолжается. Постоянно мелькают кадры с места крушения, журналисты наперебой выдают любую, практически всегда непроверенную информацию.
То найден основной черный ящик, то эксплуатационный, то хвостовой, то звуковой. То обломок длиной 60 метров отыскали (при длине Ту-154 в 48 метров).

Напомню читателям, что на самолете Ту-154 установлена магнитная система регистрации параметров МСРП-64 (регистрирует 64 канала).

Система МСРП состоит из двух блоков: аварийного МЛП-14-5 и эксплуатационного МЛП-14-6.
МЛП - это механизм лентопротяжный.
Аварийный МЛП находится в титановом бронекорпусе, эксплуатационный не защищён.

Почему эксплуатационный? После прибытия самолета на базу необходимо в обязательном порядке расшифровать параметры полетов, оценить работоспособность систем и технику пилотирования экипажа.

Добраться до аварийного МЛП очень сложно. Именно он расположен в хвосте, над воздухозаборником среднего двигателя. Нужна высоченная стремянка, обученный техник, демонтаж всего блока. Это часы работы.

Эксплуатационный расположен в доступном месте, примерно в средней части фюзеляжа, под полом, в техотсеке. Из него легко извлекается кассета, вставляется чистая и самолет готов к новым полетам (после расшифровки, разумеется).

Вот мы и насчитали два черных ящика. Аварийный в хвосте, эксплуатационный в середине фюзеляжа.

Что же ещё за таинственный третий черный ящик? Этот прибор называется речевой самописец МАРС-БМ. Он регистрирует (записывает на магнитную пленку) переговоры экипажа с диспетчером и внутрикабинные разговоры (в кабине обычно установлено три открытых микрофона). Пленка движется по кругу, записывает последние 30 минут полета.

Все три самописца - пленочные! Используется обычная старая советская ферромагнитная пленка шириной 19 мм. Никаких флешек, дискет, дисков и прочего на самолетах советской серии нет! На Ту-154 кстати нет и проволочных носителей (тонкая с волос стальная проволока).

И ещё одно важное замечание! Устройства МЛП аварийный и эксплуатационный внешне похожи (оранжевые, цилиндрические). Различаются только трафаретом на крышке: МЛП-14-6 эксплуатационный, МЛП-14-5 аварийный.

МАРС-БН внешне также похож на устройства МСРП, но у него на крышке только трафарет "аварийный самописец". Шильдик МАРС приклепан сбоку.

Теперь о пленках и кассетах. В более поздних выпусках Ту-154 вместо эксплуатационного МЛП установлен "продвинутый" кассетный бортовой накопитель КБН-1. В нем используется практически такая же кассета как в видеомагнитофонах (которые совсем недавно были пределом мечтаний советских граждан). На верхнем левом фото она слева (плохо видна). Записи хватает на 25 часов, потом идет затирание.

Левое фото вверху: кассета эксплуатационного МЛП (плохо видна), кассета речевого МАРС, кассета аварийного МЛП.

Правое фото вверху: речевой самописец МАРС БМ

Слева внизу аварийный самописец МЛП-14-5

Справа внизу - пленка аварийного самописца МЛП-14


Рецензии
Дмитрий,но ведь пленочные регистраторы очень уязвимы. Почему там не поставили электронку? Это невозможно на ТУ ? Объясните темной,а то столько ядовитых брызг в сети по поводу "древних ящиков".

Гелена Труфанова 2   01.02.2017 08:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Гелена!
Носители информации помещены в бронированный корпус. А чем более уязвлены пленочные носители? Удар они переносят отлично, а в огне сгорит все, даже микросхема. Другое дело, если пленку не менять 30 лет, тогда ничего и прочесть не удастся. Но это вопрос к эксплуатации.
Открою Вам страшную тайну: достаточно много Эйрбасов и Боингов до сих пор летают с такими же пленочными носителями. И никто не собирается их заменять. Смысла нет.
Техник из Пулково рассказывал, что база данных А-320 загружается с архаичной гибкой дискеты (флоппи диск) диаметром 3,5 дюйма. Такие в домашних компьютерах уже лет 10 не используют.
А в самолетах все это "старье" прекрасно работает. И дискеты до сих пор производят, поставляют.
Если Вы имели ввиду "сенсационные сообщения" о расследованиях по Сочинскому Ту-154 - то это умелый увод обывателей от причин трагедии. Точнее, от одной причины. Но эту причину по понятным причинам нам никто не назовет.
С уважением!

Дмитрий Ятокин   01.02.2017 11:38   Заявить о нарушении
спасибо вам. Как обычно считается у нас все древним и варварским,а зарубежное передовым. Хотя это часто не так.

Гелена Труфанова 2   01.02.2017 11:56   Заявить о нарушении
Автору.
Обсуждение гибели экипажа и борта с врагами народа и Родины, которые издеваются над всем русским и русскими - недостойно летчика. Я не говорю уж о офицере.
Стыдно и позорно. Зарабатывать авторитет и баллы на гибели товарищей.
Или не товарищей?

Игорь Донской   29.10.2017 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.