Придорожное озеро

Евгений Лапшин 2
    

На автодороге Москва – Челябинск, километрах  в десяти западнее Кузнецка – второго по величине города Пензенской области, расположено село Благодатка. Ничем не примечательное село. Два ряда похожих друг на друга деревянных домов вытянулись по обеим сторонам дороги. Подле домов лишь изредка можно заметить деревца. Пустота улицы усиливает  ощущение скучного однообразия. В окрестностях села нет хотя бы малой речушки, по каким раньше селились люди. До самого горизонта не видно леса, кроме рукотворной полосы вдоль железной дороги, проходящей невдалеке. Небольшие, в два-три оконца, дома под двускатными крышами построены экономно, что характерно для безлесной местности. На фасадах домов почти не встретишь резных наличников, карнизов с узорчатыми подзорами или других деталей домовой резьбы, на которую горазды жители окрестных сёл. Пензенская область издавна славилась умелыми чистодеревщиками.

Рельеф местности здесь спокойный, обширные поля раскинулись на всю видимую даль. Лишь за восточной окраиной села видна пологая возвышенность, господствующая над местностью. Когда-то там стояла ветряная мельница, которую давно разобрали. Теперь на  том месте возвышается ретранслятор.

Автотурист непременно обратит внимание на красивое название села, которое пробуждает в сознании образ благодати. Однако, миновав село и не найдя ничего райского или чего-то особенного, красивого, турист разочаруется и обязательно спросит: «Чего ради название села связали с понятием благодати?».

Местные острословы рассказывали по этому поводу старинную байку.

Давным-давно, когда Московия ещё только осваивала Приволжье, ехал на телеге мужик с семьёй в поисках свободной земли. Проезжая мимо холма, остановился, поднялся на его вершину, поглядел по сторонам и восхищённо воскликнул: «Какая благодать, всё далеко вокруг видать!». Спустился с холма, распряг лошадь и остался здесь жить. Так возникло поселение с гордым названием Благодатка.

В неприметной Благодатке  есть одно, загадочное место – небольшое озерцо, расположенное посредине села, рядом с дорогой. Ни один ручеёк не впадает и не вытекает из него. Вода в нём всегда была чиста и холодна. Пологие берега покрыты травкой без зарослей камыша или другой растительности, какая, обычно, густо заполняет прибрежье озёр и болот. Уровень воды сохранялся неизменным и в морозные зимы, и в жаркие лета. Лишь весной, от притока талой воды, озерцо притопляло берега, но скоро возвращалось  к обычному состоянию. Жители  брали из озера воду для хозяйственных нужд и благодарили природу за то, что дала им этот, единственный на всё село открытый водоём.

О маленьком придорожном озере ходило много разных слухов. Возможно, жители окрестных домов не замечали ничего таинственного, но в рассказах тех, кто жил дальше, особенно в соседних деревнях и сёлах,  преобладала дьявольщина. Говорили, что озеро бездонной глубины; что иногда в безлунные ночи закипает озеро бешеным водоворотом,  выходят на берег омерзительные ведьмы, а среди волн можно разглядеть головы утопленников. Об утопленниках говорили больше всего. Тонули в озере, якобы, не только озорные мальчишки, но и взрослые мужики, почему и запрещали детям играть на берегу и заходить в воду.  О том, когда родилась и откуда пошла  пугающая слава озера, ходило много легенд, и среди них была одна, которую пересказывали в разных вариантах.

В далёкие годы, о которых не помнили даже деды прадедов, жила в селе девушка, дочка бедного крестьянина. Молва о необыкновенной красоте девицы вольной птицей летала по селу из края в край. Радовались родители, ожидая, как окрепнет дочка и посватает её хороший жених.

Полюбил юную красавицу сын местного помещика. В тайне от всех,  смотрел на неё, любовался ею, неудержимое волнение наполняло его сердце. Может быть, ветер или птички летучие  рассказали девушке о его страсти, и она полюбила юношу. День ото дня крепла их любовь. Короткие  тайные свидания были для них счастливейшими минутами. Они поняли, что не могут жить друг без друга!

О тайной любви сына узнал отец, запретил встречаться с простолюдинкой и объявил, что отправит его в город, подальше от неразумных соблазнов.

Последний раз встретились влюблённые тёмной ночью. Поведал юноша о родительском  запрете, и решили они – если нельзя им быть мужем и женой, то жизнь больше не нужна.  Задумали проститься с белым светом и вместе утопиться в озере. Пришли они  на берег, и первым кинулся в воду юноша. Но озеро было в те времена мелким. Смелый юноша стоял на коленях, с камнем в руках пробовал сесть или лечь на дно, но вода выталкивала его на поверхность.
 
Бросилась в воду девушка. Вода расступилась и приняла девицу. Волны сомкнулись над её головой. Испуганный юноша ждал и не дождался, когда появится над водой его возлюбленная. Закричал он в страхе, стал звать на помощь. Прибежали люди, хотели найти и спасти девушку. Но дно озера провалилось в неведомую глубину.

На другой день увезли юношу в город, чтобы учился там и служил какому-нибудь делу. Но свихнулся барич, помутился его разум, стал он убогим.

С той поры пошла шепотливая слава о Благодатском озере.  Никто не доставал его глубокого дна – боялись люди. Тех, кто осмеливался – озеро оставляло у себя. Но забирало к себе только мужчин, юношей или мальчиков. Говорили также, что ненастными, ветреными ночами слышался иногда над озером  надрывный, испуганный мужской голос, зовущий на помощь…

Недавно проезжал я той дорогой. Сильно уменьшилось придорожное озеро. Вдоль берегов обнажилась широкая полоса илистого дна. Зарастает прибрежье камышом, а поверхность воды кое-где зазеленела болотной ряской. Своенравное и когда-то чистое озерцо стало больше похоже на  болото, о котором, наверное, уже не рассказывают таинственных легенд.