Глава 1. Земля обетованная

Григорий Люблинский
ГЛАВА 1. ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ
                Не ходил бы ты, Ванёк, в сионисты
       
  О трудностях выбора

Первая и бОльшая часть моей жизни протекала на моей доисторической родине. Вторая, и пока меньшая часть, которая, надеюсь, перерастёт в бОльшую, проходит на исторической родине, в Израиле. Все великие русские писатели начинали мемуары  с воспоминания чуть ли не о дне своего рождения. Я же, пользуясь тем, что пока не великий, перепрыгну большую часть жизни и начну с периода, когда в стране восторжествовала суверенная демократия. Тогда, со слезами на глазах (ещё не догадываясь, что слёзы наворачиваются не только от горя), мы с моей женой Майей решили расстаться с Россией, которая в то время производила впечатление великой державы. Больше, к сожалению, она ничего не производила.
А всё началось с высказывания одного великого русского деятеля о том, что свобода лучше, чем несвобода (кто же мог такое предположить?). И мы, как верные его адепты, захотели последовать этому мудрому изречению. На первом же семейном совете обсудили, где свобода более свободная. И решили остановиться на центре мировой свободы и цивилизации - Германии. Но Германия не согласилась с нашим выбором и дала нам от ворот поворот. И тут любимая жена вспомнила про мою историческую родину, о которой мы только и знали, что там израильская военщина притесняет бедных палестинцев.
Я с большой неохотой достал карту мира и стал искать государство под названием Израиль. Кто ищет, тот всегда найдёт. Нашёл с трудом,  и  с ужасом обнаружил, что название страны не вмещается в рамки её границ. Только цифра и сноска, что это Израиль. А я-то думал, что редкая птица долетит до середины Израиля. Пришлось поинтересоваться у жены, что будет, если самолёт промахнётся, и мы приземлимся в другой стране, название которой помещается на карте.
    Мы начали обсуждать вариант репатриации, но я всё ещё пытался сопротивляться и спросил, как мы сможем жить в стране, где у мужчин такие имена, как Мойша, Хайм, Шлёма, Мордехай и, прости Господи, Сруль. Но моя эстонская жена стала меня убеждать, с уже еврейским акцентом, что таки надо ехать. И все мои контраргументы не увенчались успехом. Так моя мудрая жена с умными еврейскими глазами одержала очередную в нашей жизни победу. И значит, извечный еврейский вопрос в пределах одной ячейки общества  был решён в её пользу. Скрепя сердце, мы поехали влачить жалкое существование на чужбину.
На чужбине мы сначала  осмотрелись, потом огляделись, потом пригляделись и с ужасом обнаружили, что нет никакого ужаса. А Мойши, Хаймы и прочие, не к ночи будет сказано, Срули, не такие уж срули, а даже очень неплохие люди. Более того,  израильские эфиопы, которые поначалу таки меня очень удивили (да, не позавидуешь: мало того, что негры, так ещё и евреи –  вдвойне не повезло),  оказались вполне  симпатичными ребятами. 


О пугающем чувстве безопасности

      Первое, что мы почувствовали в логове израильских агрессоров – это повсеместное отсутствие агрессии. Мы не могли понять, как израильтяне, которых многие "добрые" люди сравнивают с фашистами, в основном живут мирно, дружно и даже весело.
Что такое жить весело, мы увидели в первый же израильский праздник Пурим. В этот день с утра во всех городах проходят весёлые карнавальные шествия. Дети целый год ждут этот праздник  и начинают загодя готовиться к нему. Повсюду продаются карнавальные маски и костюмы. Но высшим шиком (и полетом буйной фантазии)  считаются самодельные костюмы. На автовокзале в Тель-Авиве, например,  мы увидели  солдата с рожками на голове и крыльями бабочки на спине. Завершал всю эту картину автомат, который болтался на заднице бабочки (или солдата?). В России такого солдата определили бы в сумасшедший дом, но без автомата.
      Непривычное чувство безопасности в первые дни было  действительно пугающим. Даже ночью можно спокойно ходить  по городу (что мы не раз уже делали) и никто  не спросит, как пройти в библиотеку? Дети здесь (во всяком случае у нас в Эйлате)  гуляют без сопровождения взрослых даже поздно вечером. Но в городах, где поблизости арабские поселения, к сожалению, совсем небезопасно.
    В первый год жизни в Израиле нас повезли на празднование Дня Победы 9-го мая в Иерусалим. Палестина предупредила о возможном теракте на параде. Но русские, даже в Израиле - русские. Все ветераны и мы, более молодое поколение, не обратили на эти угрозы никакого внимания. С нами в автобусе ехала вооружённая охрана, парад охраняла израильская армия, а на крышах домов находились снайперы, в небе барражировали вертолёты. В очередной раз Палестинцы выставили себя обыкновенными болтунами. Но самое главное, народ Израиля верит в силу и профессионализм своей армии.

Особенности национальной истории и современной
действительности
 
    Приехав в Израиль, мы поняли, что вся страна пропитана историей. Изучая же в школе "Историю древнего мира", мы даже не слышали слово "Иерусалим". Как же так, место есть, а слова нет? (Как в анекдоте про Вовочку.)А здесь едва ли не каждая автобусная остановка имеет многовековую, а то и библейскую историю. Так, например, Армагеддон, который воспринимался как битва добра со злом, оброс для меня конкретными историческими фактами – израильтяне у горы с этим названием неоднократно одерживали победы над врагами. Здесь даже общепринятые ругательные слова приобретают вовсе не ругательный смысл. Когда мы в Иерусалиме поднялись на гору Сион и прошли через Сионские ворота, нам объявили, что мы стали сионистами, а когда мы побывали на месте древнего Содома, мы удостоились высокой чести называться содомитами.
И, как мне кажется, многие элементы русской культуры зарождались на этой древней земле.  Такое родное русское слово «халява», как оказывается, заимствованно из иврита. И означает молоко (халав на иврите), которое еврейские цари бесплатно раздавали по праздникам всем страждущим. А до боли знакомое слово «шмон» тоже пришло к нам из иврита, где звучит как «шмонэ», с ударением на первый слог и переводится как цифра - восемь. В тюремных учреждениях царской России, досмотр заключенных проводился в 20:00, или иначе говоря, в восемь часов вечера. А русская народная мудрость «Семь раз отмерь, один раз отрежь» наверняка родилась в Израиле при подготовке к священному обряду обрезания.
    Кроме исторического прошлого, Израиль поражает и фантастическим настоящим.  О научно-технических достижениях и военных победах  можно прочитать в любом справочнике. Хотя увиденное  своими глазами затмевает любое прочтение в любом справочнике.  Поэтому не удержусь и опишу пару незначительных на первый взгляд эпизодов, которые мне врезались в память. В военном порту Эйлата часто несут боевое дежурство два ракетоносных корвета. Иногда они ходят с "дружеским" визитом в Персидский залив. Однажды они исчезли и вернулись только через неделю. Вернулись не одни -  под конвоем вели сухогруз, битком набитый ракетами, минами и другим оружием. В 1500 км от Эйлата в Красном море они встретили корабль, под панамским флагом, идущий из Ирана в Палестину. В условиях открытого моря они провели досмотр груза и вскрывали только ящики с белой полоской. В них-то и оказалось оружие. Так что "Моссад" не зря ест свою мацу и вряд ли свой профессионализм разменивает на рэкет и "крышевание" бизнеса.
     А вот другой эпизод, который удивил меня, но оставил равнодушными израильтян. Дочка замминистра МВД Израиля культурно отдохнула в ночном баре Эйлата, а  "по утру" села за руль папиного автомобиля. По дороге домой  её остановила полиция и отправила на медицинское освидетельствование. Освидетельствование, широко раскрыв глаза, засвидетельствовало бурно проведённую ночку. И даже хорошо известная фамилия не повлияла на решения полицейских и судьи.  Папа было дёрнулся защитить честь дочки и конфискованной  машины, но вынужден был подать в отставку.
 И ещё. Возвращался я как-то из больницы Тель-Авива. В аэропорту  встретил мэра Эйлата. Рейс был местный, знакомых у него оказалось много, и с каждым  вторым он здоровался, со мной тоже. Он всегда бывает на наших праздниках русской диаспоры, вот и запомнил меня. Но дело не в этом. А в том, что он был один, без охраны, без свиты, без VIP-зала. Прилетел, а там тебе ни оркестра, ни красной ковровой дорожки, ни эскорта. Сел в припаркованную рядом с аэропортом собственную машину и уехал.  Как простой советский инженер. Вот бы и в России так. Достойное окончание зарисовки – недавно из прессы узнал, что за превышение скорости мэр был остановлен полицией и оштрафован. Закон есть закон.
 Израиль - это цветущий сад. И особенно это заметно (слава Аллаху) на фоне нищеты и запущенности на территории Палестины. Просто поражает вид оазисов в пустыне, где выращивают столько овощей и фруктов, что можно обеспечить ими весь Эйлат и половину Европы, включая Россию. И, может это покажется смешным, в пустыне разводят осетров.  Мало того, что разводят, так ещё экспортируют чёрную икру в Россию.

О том, как живётся в раю

 Когда мы приехали в Эйлат, то поняли, что попали в рай. Недаром же знающие люди утверждают, что Эдем находился где-то здесь. По моим представлениям, рай - это цветочки, пальмы, поющие птички и регулярная выплата пенсии, а так же, как бесплатное приложение, великолепное море. Всё это нас ждало и таки дождалось в Эйлате.
 Эйлат - особый город. Географически -  как Камчатка для России, а как место отдыха - Сочи. Считается высшим шиком на выходные смотаться в Эйлат,  оттуда обзвонить знакомых и скучающим голосом небрежно сказать: "Да вот, решил погреть свои старые косточки на Красном море".
 Эйлат - это не совсем Израиль, от основной страны он отделён пустыней. И религиозные порядки здесь ощущаются меньше. Бог даже разрешает евреям работать в шабат - ничего не поделаешь,  бизнес.
Но даже в раю существуют свои недостатки – здесь жарко, как в преисподней. И главная проблема в Эйлате - "перезимовать" лето. Летом в городе  жарко, как на сковородке. Но мы не огорчаемся, ведь это хорошая тренировка перед сковородкой в аду (на рай мы как-то не рассчитываем).
 Эйлатский анекдот: Вовочка приехал отдыхать в Эйлат. Разговаривает с мамой по телефону:
- Мама, у нас тут такая жара, +45 в тени.
- Вовочка, а ты в тень не ходи.

 Действительно, у нас даже в тени можно сгореть – «спрячь за высоким забором девчонку, выгорит вместе с забором».
Правда,  есть ещё проблемы, но помельче - зимние холода. Когда температура падает аж на 10 градусов, женщины снимают босоножки и переходят на сапоги. Ну, а шубы ждут своего часа, когда температура упадет ниже +20  (так как это бывает редко, то у моли праздник - есть, где развернуться). А многие хозяева собак при таком «морозе» надевают им жилетки.

Ох уж этот иврит

Еще до приезда  в Израиль меня стали пугать некоторые вещи (или скорее отсутствие их). Как можно жить без зимы, мороза, снега? Как мы, заядлые грибники, обойдёмся без леса и грибов (а значит и без закуски под водку)? А родные берёзки? Но больше всего меня волновал иврит. Уже по ночам снилось, что я пытаюсь прочитать задом наперёд (в иврите - чтение и написание справа налево).  И я просыпался в холодном поту: до чего довели меня эти ужасные сионисты, даже ещё не зная, что я приеду. Ну, ладно, если в кране нет воды, это можно пережить, а вот задом наперёд..., садизм какой-то. Но что же оказалось на самом деле? Зима, морозы, снег - даже не вспоминаем. Лес и сбор грибов для нас большая потеря. Солёные грибы, впрочем, как и сало, привозят многочисленные гости. (Надо признаться, что столько сала как здесь, я не ел даже в России.)
Берёзки не снятся, ну не снятся и всё тут. А вот ивритофобия прошла уже в ульпане, где мы изучали иврит,  -  через пару месяцев читали справа налево, как будто так и надо. Сам язык, если честно, мне давался непросто. Удивительно легко и спокойно его взяла моя жена. В иврите нет падежей, поэтому, как сказала Майя, после 16-ти эстонских падежей  это семечки.
При изучении другого языка  всегда можно попасть впросак.  И забавных историй  у меня накопилось немало.
Направил меня доктор на какую-то сложную проверку сердца. Накануне звонят из поликлиники и что-то говорят на иврите. Я ответил, чтобы они перезвонили моему двоюродному брату, который  хорошо знает язык. На иврите двоюродный брат звучит как "бен дод", что означает сын дяди. Я с перепугу забыл про «дод» (дядю) и сказал, позвоните «бен», т.е. сыну. Сказано, сделано. Звонят брату и объясняют ситуацию: вашему папе назначена завтра проверка сердца, но оборудование вышло из строя и  мы ему назначим другое время. Успокойте отца.
Брат позвонил отцу и между ними состоялся следующий диалог:
- Папа, назначенная  проверка сердца откладывается, сломалось оборудование.
- Сынок, мне никто ничего не назначал.
- Папа, мне звонили из поликлиники и просили передать тебе, т.к. ты не знаешь иврит.
- Сынок, да я не помню, чтобы меня направляли на проверку.
- Папа, у тебя, наверное,  уже маразм.
- Да, сынок, наверное, маразм.
На следующий день ситуация благополучно разрешилась. Все были довольны, особенно папа (и с чего бы это?).

 В иврите нет обращения «вы» к одному человеку, только «ты». Звоню я как-то своей знакомой. Трубку берёт её четырёхлетний внук.
- Здравствуй, это говорит дядя Гриша, позови, пожалуйста, бабушку.
- Глиса? А ты кто такой? Бабуска, ты знаес, кто такой Глиса?
- Да, да, я знаю кто такой Гриша, только ему надо говорить «вы».
- «Вы»? А что, их много???
У нас есть друг. Солидный человек, профессор-юрист из Москвы. В Израиле живёт не так давно. С ивритом не дружит. Как-то пришёл  он в поликлинику и  хотел узнать, кто последний (т.е.  "ахорон"), но ошибся и спросил: ми арон? (в переводе на русский означает «кто шкаф» или в другой интерпретации «кто гроб»). У пациентов это вызывало лёгкое недоумение и нервозность. Он понял, что сказал что-то не то и прибежал к Майе за разъяснениями.
Не менее забавная история произошла  с ним в ресторане, где он ужинал с дамой. Ему всё понравилось, и кухня и сервис.  Он решил отблагодарить официанта за хорошее обслуживание  (т.е. шерут), но произнес: шерутим (туалет). Опять прибежал к Майе  с недоумением: официант деньги взял, но посмотрел на него как-то нехорошо.
Но и с русским языком происходят не менее смешные вещи. Один наш израильский друг, с которым мы каждый день встречаемся на пляже, иногда интересуется, что означает то или иное русское слово.  При чтении  книги советского диссидента Владимира Максимова, которая переведена на иврит, у него, естественно, возникало  много вопросов:
- Грегори, а что такое "совхоз"?
- Ну, это кибуц, только плохой, - отвечаю я.
Читает дальше.
- А что такое "колхоз"?
- Это тоже кибуц, только ещё хуже.
- А что такое "завхоз", это ещё хуже "колхоза"?
Проходит некоторое время.
- Грегори, а что такое "шалтай-болтай"?
О, Боже, тут по-русски не объяснишь, а с моим ивритским лексиконом тем паче.
- Ну, - говорю я, - это когда болтаются туда-сюда.
- А, понял: это как бедуины.

Как-то сидевшая рядом с нами женщина  сказала: " Я пошла", имея в виду, что пошла в море. Друг поинтересовался, что означает "пошла"? Я перевёл и автоматически пробормотал: "Пошла муха на базар и купила самовар". Он и это попросил перевести. Я не думал, что введу его в ступор. Он сразу начал рассуждать, почему муха пошла, а не полетела? Разве муха может покупать? И как она могла купить самовар, который такой большой, а муха такая маленькая?
 Бедный Чуковский, если бы он знал, чем пичкает наших детей. Но языковая эпопея только начиналась. Наш друг,  коверкая язык, похвастал своими познаниями первому же русскому: " Пашла мюха на пазар", тут он запнулся, а русский продолжил: " И купила самовар". Друг удивился такой эрудиции и повторил то же самое другим  русским. Те также легко выдали концовку стихотворения. Как? Откуда вы все знаете? Эта чушь -  русская литературная классика?
Вот так великий и могучий перехлестнулся с древним и богоугодным.
Часто бывает, что русские подсовывают израильтянам дезу. Как-то израильский инструктор по дайвингу заявил русской группе: "В очередь, сукины дети". Все были шокированы. А оказалось, что его специально научили этому, а перевели как "подходите по одному".
В Израиле многие дети русских репатриантов  плохо говорят по-русски. Вот дословно, что я услышал, как мальчик, посмотрев фильм «Золотой телёнок», рассказал маме известный эпизод с Паниковским: «Има, има, один адони украл авас и побежал, а за ним бегут кибуцники и кричат: отдай авас, отдай авас». И грустно и смешно.

В семье не без урода, в Израиле не без недостатков

Израиль можно не только хвалить, его нужно и ругать, и это израильтяне любят. Но ругают его совсем не так, как в России ругают Россию. Ругают, как своего несмышлёного, но любимого ребёнка, в отличие от соседа хулигана. Если несведущий приезжий человек послушает израильское телевидение или почитает газеты, то придёт в ужас - власть кроют почём зря. Но если случается, не дай Бог, война, весь советский народ как один, тьфу ты, весь израильский народ поддержит свою власть. А пока, слава Богу, нет войны, власть надо бить по голове, от этого она становится крепче.
Израильтяне, как и многие южные народы, немного напоминают собой цыганский табор: крик, шум, а драки нет. Так и хочется вспомнить слова великого русского поэта: «Евреи шумною толпой толкали в гору «Студебекер».
По чистоте, если говорить мягко, Израиль  отнюдь не напоминает Германию. Но если сравнивать с арабскими поселениями, то появляется гордость за страну. Да, прав был старик Эйнштейн в своей теории относительности.
Люди очень любят разговаривать по мобильному телефону, впечатление такое, что они рождаются с мобильником и умирают с ним же. Нам с Майей, людям с нордическим характером, трудно привыкнуть. Если женщина стоит у кассы в супермаркете и у неё зазвонил телефон, вся очередь ждёт - святое дело.  Если к кассиру подошла подруга, то пока не обсудят, кто от кого и когда забеременел - очередь  тоже ждёт. Если два встречных автомобиля останавливаются и водители  обсуждают  последние новости, то выстраиваются две колонны машин и только минут через 5 раздаются первые робкие сигналы от наиболее нетерпеливых. Никто не возмущается, потому что завтра сами окажутся в роли этих персонажей.
Израиль очень религиозная страна. Как плюс могу отметить, что никто никого не заставляет ходить в синагогу и носить кипу и пейсы. Для меня это очень важно, так как я, слава Богу, атеист. А большим минусом является то, что религия не отделена от государства. Религиозные партии заседают в кнессете и влияют на принятие жизненно важных для не религиозных людей законов. Браки и разводы здесь только через раввинат, в шабат не работают магазины, не ходят автобусы, не летают самолёты и т.д. В одном городке мэром стал религиозный деятель и сразу запретил в русских магазинах продавать свинину. Многим людям, в том числе и мне, это очень не нравится. Если я люблю сало, то никто и ничто не заставит меня его не есть. Но и здесь русские ищут лазейку: они говорят, если сало положить на мацу и мацой накрыть, то это будет кошерно. А другие вообще утверждают, что на халяву всё кошерно. Мы поддерживаем как первых, так и вторых.
 К недостаткам израильтян могу отнести необязательность. Если тебе что-то пообещали, это вовсе не значит, что исполнят. Надо много раз напоминать.
Есть у них и слабости. Хлебом не корми, но дай пролезть без очереди, даже если в очереди один человек. И причин для этого у них сразу сто. Что делать, менталитет.
Здесь, в Израиле, я понял, что евреи очень яркие люди - если умный, то очень умный, если дурак, то яркий дурак.

Страна коммуникабельных людей

Израильтяне - очень коммуникабельный народ. Их и здесь хлебом не корми,  но дай поговорить с кем-нибудь. Им даже не интересно, слушают их или нет.
          Однажды, когда я уверенно мог только сказать "я не говорю на иврите", ехал из Тель-Авива в Эйлат, и  мне попалась словоохотливая соседка. Когда она начала монолог "про жизнь", я ей выдал свою отточенную фразу. Но её это не смутило. Как интеллигентный человек, я слушал минут 15 (у нас, интеллигентов, так принято) и даже кивал головой, затем незаметно вставил наушники аудиоплеера. Под приятную музыку  невзначай и уснул. Проснулся  от того, что голос моей собеседницы зазвучал намного жёстче и громче. По всей видимости, это была кульминация  рассказа о нелёгкой женской доле. Я, как учили нас, интеллигентов, опять закивал. Спас меня от её удивительно захватывающей и душераздирающей  истории  только приезд в Эйлат.
Если израильтянину не удаётся найти жертву на расстоянии вытянутой руки, то он находит эту жертву по телефону. Коренного жителя страны невозможно  представить без мобильника. Сразу вспоминается анекдот: летит самолёт в конце декабря из Европы в Тель-Авив. Перед посадкой стюардесса говорит: "Господа, прошу застегнуть привязные ремни и оставаться на своих местах до полной остановки двигателей самолёта."
 Как только самолёт коснулся посадочной полосы, опять раздаётся голос стюардессы: "Господа, тех, кто стоит в проходе и разговаривает по телефону, экипаж самолёта поздравляет с Ханукой (израильский праздник в конце года), тех, кто остался на своих местах - с Рождеством, а тех, кто не вяжет лыко - с Новым годом". Приехавшие из бывшего Советского союза тоже быстро меняются и становятся более общительными.
Сижу как-то в поликлинике.
- Вы давно в Израиле? - пытается познакомиться соседка.
- Четыре года.
- А с кем Вы приехали?
- С женой.
- А что, жена у Вас, наверное, еврейка?
- Нет, это муж у неё еврей.
- А-а, а вы кем доводитесь её мужу?
До сих пор не могу найти ответа.
 Решили мы с Майей обзавестись собакой.  В зоомагазине  были очень милые и забавные щенки. Выбрать трудно - все хорошие. Но я хотел только кобелька. На вопрос, есть ли здесь кобели, продавец, выдержав паузу и гордо запрокинув голову,   с достоинством ответил, что в этом магазине единственный кобель - это  он. Его мы покупать не стали - не прокормить. Да и мне конкуренция ни к чему.
 Еду как-то в лифте. Со мной вместе едет приятная девушка с собакой. Этажом ниже заходит молодой человек, на вид русский, и, желая познакомиться и памятуя, что самый близкий путь к сердцу девушки лежит через её собаку, обращается к псу на иврите: «Келев, келев тов (собака, хорошая собака)». На что девушка кокетливо заявляет: «Моя собака говорит только по-русски». Все довольны, контакт налажен.  Так и напрашивается счастливое окончание этой истории как в хорошей мыльной опере -  в конце (на первом этаже) они поженились.
 На пляже познакомились мы с одной семейной парой. Они приехали из Киева в гости к маме. Рассказали, что мама одинокая и хотела бы познакомиться с  одиноким мужчиной. А у нашего соседа такая же проблема. Мы и предложили его кандидатуру. Но спросили, не смущает ли их, что  «жених» – профессор (у каждого свои недостатки). Нет, замахали они руками, мама с повышенным интеллектом, даже кроссворды разгадывает. А за добрую услугу  дадим сала. Я нехотя отнекивался, но слюнки уже текли. Долго сопротивляться  не мог, и мы таки решили продать профессора за кусок сала, но ему ничего не рассказали – пусть будет сюрприз.
Утром следующего дня привели  жертву на пляж на встречу со своим счастьем.  Первым делом мне незаметно вручили настоящее украинское сало (утром деньги – вечером стулья).  Жертва, правда,  не понимала, что она жертва и не проявляла никакого интереса к любительнице кроссвордов. Намёки и подталкивания не принесли результата. Приближалась трагическая развязка. Во мне заговорила совесть – ведь сало встанет поперёк горла. Но я убедил её, что работал повременно, а не сдельно. Совесть успокоилась, а вместе с ней и я. В конце концов, отрицательный результат – тоже результат, подумал я, закусывая превосходным  украинским салом русскую водку.
Можно шутить и смеяться над всеми  эпизодами,  но эта коммуникабельность помогала нам жить. К вам всегда придут на помощь и подскажут, как поступить в той или иной ситуации. Особенно это ощущалось в первые годы нашей жизни в Израиле.

Что в России смерть, то в Израиле – диагноз

Одним из семи чудес света я бы назвал израильскую медицину. После российской, где меня не только не смогли вылечить, но даже в больнице заразили гепатитом В, израильская кажется сказкой. Всю медицину можно разложить на четыре составляющих - врачи и медперсонал, техническая оснащённость больниц и поликлиник, инфраструктура (здания медицинских учреждений, гостиницы при них, питание, обслуживание и т. д.) и лекарства. О каждой составляющей можно говорить много и долго, но  в рамках литературного жанра я постараюсь отдельными штрихами и коротко всё это описать.
Прежде всего замечу, что во всех четырёх составляющих  Израиль достиг определённого совершенства (действительно, что бы смогли сделать хорошие врачи, если бы у них не было наисовременнейших приборов и оборудования или хороших лекарств?). Начну с врачей и медперсонала. Большой процент среди них - русские. Это они, в значительной мере, смогли поднять израильскую медицину на такую высоту. Например, семейный врач в нашей поликлинике - профессор, из Москвы, там же и заканчивал мединститут. Это только в России в поликлиниках работают «врачи–неудачники», и зарплаты там ниже, чем в больницах. В Израиле врачи и медсёстры получают достойную оплату за свой труд, хотя они время от времени бастуют с требованием  её повысить, т. к. во многих европейских странах зарплата ещё выше.
 В Израиле четыре медицинские фирмы. Каждый человек волен отнести свой полис в любую из них, и если ему не понравится, он может забрать его и отнести в другую фирму. Поэтому здесь жёсткая конкуренция: если какая-то фирма что-то улучшает, другие тут же пытаются её превзойти. Иначе не выживут. Затем, внутри выбранной фирмы каждый человек выбирает себе врачей. Не понравится врач, можно и  его поменять. А зарплата врачей напрямую зависит от количества пациентов, и приходится им бороться за свою клиентуру (или пациентуру?). Если в Эйлате нет нужного врача или  не могут сделать определённую процедуру и обследование, нас отправляют в Тель-Авив, причём полёт на самолёте при этом бесплатный.
О достижениях израильской медицины можно судить на моём личном примере. У меня обнаружили рак. Если в России, как правило, это смерть, то в Израиле - диагноз. Но тогда я ещё не догадывался, насколько этот диагноз окажется крепким орешком для врачей. Из-за моих других заболеваний операцию исключили (дважды собирался консилиум, и дважды подтверждали  её невозможность). Химиотерапию исключили из-за гепатита, облучение – из-за  метастаз в костях. Тупик. Для выхода из этого тупика была создана специальная группа врачей, которая две недели разрабатывала план моего лечения. В России это практикуют только в Центральной Кремлёвской больнице.
Меня положили в Тель-Авиве в онкоцентр. Палаты  на двоих пациентов. Питание, как в ресторане:  меню, официанты. Добавку  приносил сам повар, чтобы поблагодарить за высокую оценку его труда. Фрукты, овощи и все молочные продукты - без ограничения. На выходные нас отпускали домой. За всеми приезжали родственники. Я же решил, пока ноги двигаются, добираться своим ходом. Мне и моему сопровождающему, если бы таковой был, самолёт бесплатный, от больницы до аэропорта в Тель-Авиве и от аэропорта до дома в Эйлате - такси, тоже бесплатно. И мне, как бывалому российскому пациенту, сразу вспомнились петербургские больницы, где еду привозили жена и друзья, потому что больничную есть нельзя, где я покупал почти все лекарства, шприцы и даже скальпель, которым мне делали операцию. В русском языке есть такое сравнение: "Как небо и земля". Вот так израильская медицина отличается от российской.
Вспоминаются случаи из моей медицинской истории, которые вызывают улыбку. В онкоцентре лежало человек пятьдесят и со всеми, кроме меня, работал психолог. Мой лечащий врач спросил, откуда такая крепкая психологическая конституция, если  не нужен психолог? Я ответил, что у меня есть мною же разработанная теория "принцип разделения проблем" и тут же пояснил,  видя его заинтересованность: моя проблема заболеть, и я это делаю быстро и качественно, а проблема  врача меня вылечить, и сделать это  он должен тоже  быстро и качественно. Врач, профессор, со смехом пообещал ввести мою теорию в курс, который он читает студентам. Без ложной скромности я попросил  назвать  её "теорией Люблинского".
Другой случай. Четыре раза в год я прохожу проверку у врача-офтальмолога.  Демонстрируя свою память, он каждый раз говорил:
- А я Вас помню - у Вас правый глаз плохой.
 Мне это надоело, и я ему ответил:
- Плохой, зато красивый.
Он стал меня встречать фразой:

- А я Вас помню - у Вас правый глаз плохой, но зато красивый.
 Мне и это надоело. Я ему сказал, что женщины считают его даже красивее левого. Теперь его приветствие стало ещё длиннее.
Но наступил чёрный день. Глаз надо ампутировать, а  я  отказывался.
- Но он всё равно не видит, - настаивал  доктор.
- Да, но он мне дорог, как память, - всё ещё сопротивлялся я. -  К тому же девушки перестанут меня любить.
- Для мужчины Вашего возраста  это даже благо, - философски заметил он.
Мой семейный врач, с которым я дружу, гениальный диагност, как-то поинтересовался:
- А какой диагноз тебе поставили по глазу?
- Очень мудрёный, ты не поймёшь.
- Я не пойму?! -  обиделся он.
- Да, глаз правый, а всю жизнь смотрел налево. Диагноз – раздвоение личности правого глаза.
 Однажды при просмотре результатов моих анализов он вдруг нахмурился и сказал:   - Григорий, у тебя проблемы.
- Доктор, это у тебя проблемы, - подхватил я неунывающим тоном.
 В каждой шутке есть доля шутки, остальное – правда (русская народная мудрость). Так вот, эта истина заключается в том, что в Израиле голова должна болеть в первую очередь у врачей, а лишь потом у пациентов.
В другой раз,  изучая очередные результаты, он покачал головой.
- Что-то плохое?-  спрашиваю я.
- Есть отклонения.
- Но я буду жить?
- Будешь.
- А с кем?
- Ну, конечно, с Майей.
- А кроме Майи?
- Ну, втихаря с кем-нибудь.
- Нет, мне Майя втихаря не разрешает, только, кого доктор пропишет.
- Григорий, мне за такие разговоры жена бы голову оторвала. Как только Майя тебя терпит?
Сам до сих пор не пойму, как.
А вот с одной болезнью израильская медицина справиться не может. Есть такой диагноз в Израиле, очень редкий для России, про который там многие и не слышали. И называется он, не знаю как на латыни, а в просторечии - алкоголизм. Болеют им почему-то только русские (наверное, тоска по родине мучает). Такая им досталась доля – им не прожить без алкоголя!
Но в отличие от их первой родины, здесь, при постановке этого диагноза,  им дают инвалидность и платят пенсию. И пенсию  выплачивают не один раз в месяц, как другим инвалидам, а раз в неделю, чтобы не пропили всё сразу. Живут они в парках и скверах, кормятся в бесплатных столовых, одёжку подбирают в "мусорках", так что вся пенсия уходит на "лекарства" от этой проклятой болезни. В муниципалитете у них есть куратор, который решает их другие насущные проблемы. Короче, живут, как при коммунизме. И в страшном сне им может присниться возвращение в Россию.

Цветы жизни

Дети в Израиле - отдельная тема. Здесь каждая семья имеет троих, четверых, а то и пятерых детей. Это единственная цивилизованная страна, где есть естественный прирост населения. Израиль, говорят, это рай для детей и стариков. Но стариков оставим в покое, а поговорим о детях.
Как правило, дети здесь погодки. Старшие заботятся о младших: любят, тискают, гуляют и играются с ними. Забавно смотреть, как четырёхлетний карапуз везёт коляску с младшим. Обычно за детьми  присматривает отец, в то время как мать пьёт пиво или разговаривает часами по телефону, или делает одновременно и то и другое. Детям позволительно всё. Им не делают замечания, а если сделают, то они не поймут, что от них хотят.
Когда взрослые едят в кафе на пляже, ребёнок может ползать под столом, а затем выползти и грязными руками съесть картофель фри, смачно макая его в кетчуп. И никто не скажет, что надо помыть руки и что в его возрасте надо есть манную кашу. Если дитя захочет попробовать на вкус морскую воду, никто его не остановит - в следующий раз не захочет. А если ребёнок побежал и, о Боже, с плачем упал, родители и ухом не поведут. Поплачет-поплачет и перестанет.
В Израиле к ребёнку нельзя применять меры физического воздействия. В Эйлате один ребёнок пожаловался своей учительнице, что отец его нашлёпал по попе. Учительница обязана была сообщить об этом в полицию. Полиция проверила и передала дело в суд. Суд постановил, что в течение месяца отец не может приближаться к сыну ближе, чем на 50 метров. Несчастный родитель снял номер в отеле и на месяц был отлучён от семьи. Вот такие здесь павлики морозовы в израильской интерпретации.
У израильских детей есть прекрасная возможность проводить свой досуг - парки с тренажёрами, площадки для игр, различные кружки и секции. Много спортивных сооружений. В Эйлате, например,  школьный манеж построен с  таким учётом европейских стандартов,  что там проводятся  даже чемпионаты Европы по лёгкой атлетике для закрытых помещений.
На очень высоком уровне преподаётся английский язык.  После школы израильтянин может читать газеты и Шекспира в подлиннике. Что нельзя сказать о русском языке. Дети выходцев из бывшего СССР, как правило, плохо говорят по-русски, а читать умеют так вообще единицы. Но это им не мешает прекрасно жить в чудесной стране.

Арабский фактор

Арабский фактор можно разделить на две части - внутри Израиля и за его пределами. Израильские арабы доставляют большую головную боль стране. Особенно это заметно в Иерусалиме, где есть арабский квартал, и в городах, где близко расположены арабские сёла. Большая часть арабского населения не  работает и живёт на пособие. Им платят деньги, только бы они не убивали евреев. Всё равно убивают.
 В Иерусалиме у арабов национальная забава - разбивать камнями стёкла машин и трамваев. И так каждый день. Время от времени совершают теракты со смертельным исходом. Города, где недалеко расположены арабские сёла, страдают от безработной молодёжи - воровство, драки. У арабов в Израиле есть свои партии, у которых, в свою очередь, есть свои представители в Кнессете. Эти партии и депутаты открыто проявляют свою враждебность к стране. Стране, которая их содержит и охраняет.
 Во время последней войны с ХАМАСом  арабы провели митинг в Тель-Авиве  под лозунгом "Ракета, упади на Тель-Авив".  Его организовали арабские депутаты. То, что эта ракета может упасть и на головы соплеменников, их не волновало. Цена любой человеческой (в том числе и арабской) жизни  ничтожна.  И этот митинг охраняла полиция. Что поделаешь - демократия.
Самая большая беда арабского населения - нежелание учиться и работать. Их не берут в армию. Но среди арабов есть ребята, которые добровольно идут служить, я даже один раз видел девочку-арабку в военном мундире. Единственно, что её отличало от других,  - юбка до щиколоток. После армии таким арабам прямой путь в институт.
Справедливости ради надо сказать, что есть арабы - врачи, адвокаты, инженеры, фармацевты, которые мало чем отличаются от остальных израильтян. Они приличные люди, лояльны к своей стране и осуждают террор палестинцев. Но таких, к сожалению, мало.
Палестинские  арабы, живущие вне Израиля, в большинстве своём зомбированные исламисты. За шестьдесят с лишним лет сосуществования с Израилем  они не создали своей промышленности и сельского хозяйства. Ясир Арафат (нобелевский лауреат мира на минуточку)  внушал им, мол, незачем строить свою экономику, если завтра мы сметём Израиль в море и будем жить в их домах и кушать их продукты. И сразу станем счастливы. А пока все эти годы Палестина живёт за счёт ежемесячных отчислений Америки, Евросоюза и Израиля. Кроме этого, Израиль поставляет туда воду, газ и электричество (по договору за деньги, но этих денег пока никто не видел). Даже во время многочисленных войн  эти поставки не прекращаются - ведь это не гуманно.
Иной раз слушаешь некоторых европейских защитников палестинцев, и волосы дыбом встают. Оказывается, это плохие израильтяне уничтожают хороших арабов. Мало ли что они выпустили около семи тысяч ракет на Израиль, так они почти не нанесли никакого ущерба, т. к. были уничтожены противоракетными установками "Железный купол". А израильские ракеты в ответ уничтожали бедных женщин и детей, разрушали здания и сооружения, где были сосредоточены ракетные установки и склады ракет.
 «Плохие» израильские военные перед ракетным обстрелом разбрасывают листовки с предложением покинуть данный район, обзванивают по телефону всех жителей. А в ответ на это ХАМАС сгоняет женщин и детей к ракетным установкам и складам и объясняет им, что погибнуть за ислам - это прямой путь в рай. Это ХАМАС уничтожает своих людей, а Израиль своих граждан защищает. Это ХАМАС потратил огромные деньги на  создание ракет и  тоннелей, а на строительство бомбоубежищ для мирного населения у них денег не было. Печально, но и в России находятся подпевалы европейским защитникам палестинцев. Оправдывать палестинских террористов может только тот, кто никогда не вскакивал по ночам от воя сирены.
 Иногда мне хочется задать два вопроса таким защитникам. Первый: что будет с израильтянином, попади он на территорию сектора Газы? Ответ - убьют. А что будет с палестинцем, попади он на территорию Израиля? Ответ - ничего. Второй вопрос: почему в Израиле не готовят лётчиков гражданской авиации, а набирают военных лётчиков с боевым опытом? Ответ - потому, что они умеют уходить от ракеты и владеют навыками противоракетной установки.
Пока цена жизни палестинца не сравняется с ценой жизни израильтянина, пока палестинских детей  будут учить ненависти к евреям   и втолковывать им прелести судьбы шахида, с попаданием в рай; пока они живут с моральной и материальной поддержкой некоторых европейцев и россиян; пока в Кремле будут принимать руководителей ХАМАСа и снабжать их оружием через Сирию и Иран,  - до тех пор не будет мира на Ближнем Востоке. И всей  Европе пора  понять, что  она  существует  благодаря противостоянию  Израиля  мусульманской эскалации, а Россия должна понять, что враги у неё не Украина, не Европа и даже не Америка, а исламский терроризм.


Война и мир

Израильская армия, если кто не знает, считается самой боеспособной в мире. Высокая боеспособность оттачивалась десятилетиями. С первого дня образования и по сегодняшний день  государство  находится в состоянии войны. И поэтому способность армии постоянно быть готовой к боевым действиям - жизненно необходимое условие существования страны. Мне, как сыну офицера, с детства нравилась красивая военная форма, чеканный шаг, а картина приветствия с взятием под козырёк всегда завораживала.
 Израиль вначале меня разочаровал. Форма не от Юдашкина (но очень практичная), солдаты, офицеры и даже генералы носят одно и то же обмундирование, отличие только в погонах. Солдаты (какой кошмар) не приветствуют офицеров и обращаются к ним (кошмар, кошмар) по имени. В бой солдат ведёт командир, а не  «Чапаев с картошкой в мундире». А если солдат, не дай Бог, попадёт в плен, он не должен молчать как партизан на допросе. Никому не нужны напрасные жертвы.  И  задача командира заключается в том, чтобы его подчинённый не знал ничего лишнего.
В израильской армии существует жёсткий закон - не бросать на поле боя ни раненого, ни убитого бойца.  Если кто-то попадает в плен, то могут отменить запланированную операцию, для того чтобы отбить пленного. Жизнь каждого человека в Израиле, а тем более военного, бесценна. Фотографию каждого убитого бойца показывают по телевизору, рассказывают его биографию, а хоронить его собираются по 20 - 30 тысяч человек. И мне ужасно стыдно за Россию, где солдат, погибших на востоке Украины, хоронили тайно, а потом меняли на обелисках таблички с именами и фамилиями на " Солдат №3".
В  госпиталях Израиля  раненых навещают тысячи людей, а когда идут военные действия,   даже в  супермаркетах  можно организовать продуктовый подарок солдатам  - лимонад, конфеты, чипсы, сигареты и т. д. Специальный человек тут же упакует всё в коробку,  и на ней будут написаны имя и фамилия дарителя.  Кассир пробьёт чек, где будет выражена благодарность. А потом по телевизору будут говорить, что не надо покупать больше подарков - солдаты не в состоянии всё съесть.
Один человек поставил на крышу своей машины бак с водой и насос, взял раскладную душевую кабинку и после работы приезжал на фронт и организовывал полевую помывку. Особенно это пришлось по душе девочкам-солдаткам.
Майя как-то наблюдала картинку, как две маленькие девочки подсчитывали монеты, а потом купили пачку чипсов для солдат. Майя расплакалась. Она лишний раз убедилась, что такую страну не победить.

Экономика должна быть экономной

Сколько лет живу в Израиле, не перестаю удивляться потрясающей экономической системе в такой маленькой стране. Есть жизненно важные составляющие израильской экономики, такие, как  медицина, фармакология, сельское хозяйство. Они в первую очередь предназначены для людей. И эти отрасли  - одни из лучших в мире. Сразу возникает вопрос, а что есть лучшего в России? Что сделано для людей? "Когда я итожу, где я прожил, и роюсь в делах - ярчайшие где? Я вспоминаю одно и то же - где, где? – в Караганде" (наше с Маяковским творение). А другими словами - НИ-ЧЕ-ГО! Ракеты не взлетают, а если взлетают, то летят «на честном слове и на одном крыле». Самолёты падают, корабли тонут, "Жигули" не заводятся. Зато заводятся, как блохи на собаке, миллиардеры – друзья президента. И это называется экономика страны с суверенной демократией. Короче – «крокодил не ловится, не растёт кокос».
А в Израиле тем временем (без суверенной, но  настоящей, демократии), производительность труда в сельском хозяйстве в два раза выше, чем в среднем по Европе. И сядьте, если стоите, В 20 РАЗ БОЛЬШЕ чем в России. Наверное, условия в пустыне в 20 раз лучше, чем на чернозёмах. А может быть, потому, что у растений в пустыне таки еврейские корни. Израильская корова даёт молока в 3 раза больше, чем российская. Видно, кроме чтения Талмуда, её ещё и кормят, а российская питается только божьим духом, т.е чтением Библии на завтрак, обед и ужин.
 Израиль -  страна хай-тека и выдающихся научных разработок.  Здесь созданы  лучшие в мире беспилотники и танки.  Любой кризис может пошатнуть отдельные составляющие, но всю экономику поставить на колени невозможно. В России же упавшая цена на нефть поставила страну на грань выживания, потому что кроме нефти и газа в стране нет другой экономики. Рубль рухнул. Появилась новая русская мудрость - не имей сто рублей, а имей сто шекелей.