Сказка о том как организовать свою жизнь?

Михаил Желамский
или  - куда деваться хорошим девушкам и юношам из приличных семей после окончания школы, если они родились в нашем отечестве, но хотят достичь в этой жизни результата выше среднего?

                Моим внукам, внучкам прямым и многоюродным,   
                и всем потомкам - посвящаю…

     Данную статью должны прочитать все – даже те, кто уже знает смысл жизни; или - у кого всё и всегда хорошо; кто не имеет ни слуха, ни голоса и не хочет их иметь; а также те, кто не слушает классическую музыку, не читает литературы, не пишет стихов, не сочиняет, редко смотрит в небо; собирается поступать в любой институт – лишь бы получить диплом, а потом будет работать бухгалтером или в торговле, как и все те, кто не имеет никаких стремлений и увлечений.  А особенно должны прочитать те, кому небезразличны предки, кто любит фантастику, озабочен судьбой родины и знает – где она у него находится, кто согласен полететь в дальний космос без надежды вернуться обратно, и кто, наконец, может уверенно отличить средства от цели!
     Начнем с того, что в действительности никто не знает – в чем состоит цель жизни, ибо она скрыта за пределами жизни. Каждый выбирает себе цель сам, исходя из собственных амбиций, понимания мироустройства и отношений с окружающей вселенной. Важно сделать правильный выбор, по возможности во-время, и, желательно,  на всю жизнь. Для обоснованного выбора целей жизни нужно с молодых лет понимать, что человек растёт и живет в атмосфере, которая включает в себя минимум три различных стихии: эмоциональная, духовная, профессиональная.
     Последняя – профессиональная стихия, самая простая. Это та профессия, то дело, которому мы собираемся посвятить себя для обеспечения своего материального благополучия и удовлетворения своего честолюбия.  Но одной профессиональной подготовки далеко недостаточно для полноценной жизни.      Вторая от конца стихия – духовная, определяет отношения человека с родственниками, живыми и мертвыми, и с Богом.  И, наконец, эмоциональная стихия – определяет отношения с людьми, включая самые близкие.   
     Только овладение всеми тремя обозначенными стихиями, как из соображений здравого смысла, так и исходя из моих результатов -  создаст гармоничного человека, способного прожить свою жизнь интересно, результативно, эмоционально выражено, в гармонии со всей вселенной. Такое развитие избавит человека от фатальных ошибок, от злоупотреблений, от напрасных трат сил и времени на протяжении всей жизни, и даст спокойное и понятное занятие после выполнения всех обязательных жизненных программ, как супружество, деторождение, воспитание детей, производственная активность. Тогда и мужем/женой (другом/подругой) будет правильно выбран увлечённый человек, с которым будет интересно на протяжении значительного периода жизни, и с которым можно без опасения рожать детей.  Рассмотрим каждую из стихий отдельно.

     ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ – самый сложный вопрос. Одни люди считают, что Бог есть, другие думают, что его нет. Ни то, ни другое ни доказать, ни опровергнуть невозможно. То и другое есть вера. Поэтому все люди на Земле верующие. Верит в Бога большинство (>80%) населения планеты, меньшинство не верит. Каждому нормальному человеку необходимо определить свое отношение к данному вопросу потому, что жизнь коротка, и надо пытаться понимать, что было до нас, и что будет после. Прятаться от этого вопроса бессмысленно, так как он всё равно придет с возрастом, и тем сложнее будет на него отвечать.
     Всем целесообразно помнить, что родственники – это люди, в жилах кото-рых течёт, или текла такая же кровь, как и в нас самих, настоенная на общей культуре, традициях, природе, достижениях. Их – родственников, надо любить всех потому, что они помогают жить на этом свете, облегчая наши тяготы жизни, и их опыт (особенно предков) даёт нам опору, одну из немногих, которой можно доверять безоговорочно. Духовное воспитание русского человека традиционно, кроме выстраивания отношений с родственниками – живыми и мёртвыми,  подразумевает приобщение к православному христианству, общение с институтом церкви, со священниками – если это требуется, и с Богом в том или ином виде. Повторю свою мысль – именно родственники-предки  подготовили этот мир к нашему приходу, а теперь они уже в другой жизни снова ждут нас и всё там приготовят к нашему неизбежному приходу правильно потому, что они нас любят и заботятся о нас – им следует доверять.
     Острая проблема современности, на мой взгляд, состоит в том, что дейст-вующая русская православная церковь (РПЦ) не в состоянии вразумительно объяснить суть предлагаемой веры. Мой опыт позволил выявить, по крайней мере, два вопроса, на которые у РПЦ  положительно нет ответов – что такое Бог?, и почему нужно поклоняться священникам? Ничего страшного в этих вопросах нет – обычное стремление познать истину. Если священники не умеют вразумительно объяснить, то я попытаюсь изложить свою гипотезу адресации веры, о которой уже писал (http://www.proza.ru/2012/05/15/1613), и в которую я лично - обоснованно верю… 
     ГИПОТЕЗА   -    На планете Земля научно – технический прогресс, в результате которого мы имеем практически все материальные блага, развивается всего три-четыре сотни лет, начиная с промышленной революции начала XVIII века. За это короткое время созданы такие шедевры человеческой мысли, как телевидение, мобильная связь, космическая и подводная техника, компьютеры и много другое, что вызывает восторг современного человечества. И всё - за четыре сотни лет максимум! По оценкам же астрофизики возраст вселенной составляет примерно 13.5  миллиардов лет. Сравним четыреста и миллиарды! Причем вселенная бес-конечна, то есть в ней есть всё! Всё – означает, что где-то есть такие же люди, которые пишут и читают такой же материал. Безусловно, там, в этих миллиардах,  есть другие миры, цивилизации, живые существа. Нет достаточных оснований не верить в это.   
     Теперь зададимся вопросом – если во вселенной есть всё, то можно ли себе представить другую цивилизацию, у которой прогресс занимает не 400 лет, как у нас, а допустим десять тысяч, или миллион лет? Может такое быть? Почему нет? Я верю, что может! Видите – появляется вера. Каких результатов может добиться цивилизация, активно развивающаяся на протяжении миллиона лет? Что она может сделать? Она может сделать ВСЁ, и достичь вселенского разума, когда каждая точка бесконечной вселенной будет ежесекундно находиться под контролем данной цивилизации. Это и есть Бог! И именно в это я верю!   
     Далее. Зачем и почему существует жизнь на Земле – не знает никто, и не узнает никогда, вернее всего. Но я бы, на месте такого Бога, организовывал полигоны по всей вселенной для моделирования поведения живых существ в различных условиях. Численное моделирование поведения большого сообщества непредсказуемых людей чрезвычайно сложно даже для всемогущего Бога, вот он и организует экспериментальные полигоны, где нам предлагают всевозможные сложные ситуации в виде женщин, выбора жизненного пути, борьбы с обстоятельствами и другое, и за нами наблюдают, а лучшие образцы, прошедшие все испытания, отбираются, в виде смерти, для последующего использования в более сложных проектах. Возможно? Запросто, я бы именно так и сделал!   
     Могла указанная всемогущая цивилизация посещать Землю? Естественно! Палеоконтакт безусловно был, смешно возражать, этому есть тысячи подтверждений. Бог – «Отец», в виде иной цивилизации, уже был представлен на Земле, и все могло происходить именно так, как записано в библии. Экспедиция могла называться «Иисус Христос», а её технологические возможности в виде набора физических полей, дистанционно воздействующих на материальные объекты, следовало назвать «Святой дух», что совершенно естественно. Всё встаёт на свои места, никакой мистики, появляется обоснованная научная гипотеза, которую теперь следует доказывать объективными методами. Храмы – да, остались от экспедиции как места прямого физического доступа к цивилизации – Богу по заранее организованным каналам связи. Иконы – конечно – датчики приближения. Молитвы – заранее установленные парольные фразы, открывающие прямой доступ к Богу. Всё перечисленное уже давно существует в современном земном мире.
     Из предложенной гипотезы становится абсолютно понятно, что материальные блага не могут быть целью жизни, так как их невозможно забрать с собой в следующий проект Создателя. Имеет смысл лишь то, что можно  взять с собой – знания и отношения с людьми и нс предками, что видится важнее всего для предстоящего перехода. 
    А священники, спросите вы? Здесь тоже всё нормально – это люди, которые первыми поняли выгоду  от посредничества между остатками экспедиции и остальными людьми.  Всё было бы хорошо, если бы действующие священники могли обосновать свою близость к Богу. У меня нет никаких сомнений в существовании самого Бога в указанном здесь виде, как и в том, что священники прямого отношения к Богу не имеют. Но они нужны, безусловно – для соблюдения порядка в храмах, для исполнения традиций, но, как говорят американцы “nothing more” – ничего больше. Священники, в своём большинстве – образованные, культурные люди, знающие, как правило, психологию, прежде всего, а также историю.  Я с удовольствием слушаю молитвы в их исполнении, хотя могу и сам прочесть главы из библии. С ними интересно беседовать, как правило. Но к Богу это не имеет отношения, перед которым все люди равны, и находимся на равном удалении, включая и священников. Прости меня Господи, но я лично не вижу никаких оснований возносить священников выше остальных людей на этой планете. У каждого своя работа! Я могу заблуждаться, тогда пусть мне объяснят. Поколебать моё убеждение можно довольно легко - например,  с помощью воспроизводимых чудес в исполнении священников, или объяснением сути мироустройства ими же, либо верным прогнозом, который можно проверить.    Из приведённой гипотезы ясно следует, что официальная религия (РПЦ) не хочет человеческими словами все нормально объяснить, чтобы не потерять влияние на людей. А в остальном я абсолютно верующий человек, чего и  вам, всем желаю и советую. Ничего страшного там нет, уверяю вас – можно спокойно заходить в храмы Божии для расслабления души – главное, чтобы она была на месте.
     Таким образом, в рамках описанной гипотезы я бы лично не рискнул пренебрегать духовной стихией, определяющей, как сказано выше, отношения с Богом, в том самом, теперь всем понятном, смысле. Здесь же и родственники – предки, которые там, где-то у Бога уже находятся, и могут влиять на его решения.  Мне лично небезразлично, куда меня денут в следующей жизни  - пустят на мыло, как злостно нарушавшего на протяжении всей  жизни заблаговременно объявленные заповеди, или возьмут в следующий проект, как прошедшего испытания. Исходя из сказанного, да и из любви к искусству тоже, я постоянно хожу в храмы, возношу молитвы к понятному мне Господу Богу, подхожу к иконам, поминаю предков, родителей, ношу нательный крест, приняв таинство крещения, исполняю заповеди Божьи, которые, выраженные понятным, человеческим языком, имеют следующий простой вид: Бог один, и другого нет; не сотвори себе кумира; не беспокой Бога без необходимости; суббота – для духовных занятий; почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не желай ничего чужого.
      Обращаю внимание на пятую заповедь – не я придумал «…чтобы продлились дни твои на земле» - видно, что у Бога всё под контролем, и решения принимаются им в реальном времени, не исключено, что под влиянием присутствующих там и наблюдающих за нами предков, что полностью совпадает с моей гипотезой. Таким образом,  влияние родственников и ушедших предков, с которыми выстроены нормальные отношения, безусловно, поможет устройству жизни всякого молодого человека – достаточно посмотреть на меня, чтобы в этом полностью убедиться. 
     ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ -   Каждый человек имеет свой характер, как сумму всех возможных эмоций в разных пропорциях, которые (пропорции) определяются культурным воспитанием человека. Эмоции бывают: радостные, например -  восторг, надежда, гордость, нежность, благодарность, восхищение, любовь, умиротворение, умиление, безмятежность, воодушевление, азарт, ликование, симпатия, предвкушение; возмущенные – гнев, раздражение, возмущение, недовольство, отвращение, презрение, бешенство, обида, злость, досада, зависть, негодование, злорадство, неприязнь, ревность; грустные – печаль, грусть, разочарование, тоска, сочувствие, отчаяние, скорбь, сожаление, огорчение, жалость, горе; боязливые – страх, беспокойство, тревога, ужас, паника, испуг, волнение, настороженность, боязнь, опасение, трепет;  виновные – стыд, вина, смущение, неловкость, неудобство. Всех эмоций бесчисленное множество, и на каждую из них можно искать примеры в накопленных человечеством образцах культуры, показывающие правильное поведение человека в той или иной ситуации. Сами по себе эмоции, данные человеку в «сыром» виде при рождении,  не воспитают его в полной мере, так как начального эмоционального запаса недостаточно для гармоничной жизни человека в со-временном сложном обществе. Без должного регулирования весь спектр эмоций может бесконтрольно сложиться в совершенно разные комбинации - от характера жестокого монстра, до совершенно безвольного индивидуума.  И тут следует знать и помнить, что воспитание и оттачивание эмоции человека для создания его креативного и творческого характера – есть назначение культуры, действующей через различные виды искусства.
     Для правильного воспитания собственных эмоций абсолютно необходимо общаться с искусством:  читать художественную литературу, желательно классику; слушать музыку всякую хорошую, но обязательно включая симфоническую; смотреть и знать текущие образцы кинематографа, театра; посещать музеи, театры;  интересоваться культурой во всех её проявлениях; самому (самой) пробовать себя в музицировании, поэзии, сочинительстве, необходимо петь, декламировать, танцевать. На каникулах следует приезжать в СПб для посещения музеев  и театров. Следует покупать и изучать репродукции великих картин, смотреть скульптурные произведения, интересоваться краеведением и всем, что наполняет нашу эмоциональную стихию.
     Тогда и только тогда, на базе отточенных, и как говорят - верифицированных эмоций, возможно формирование таких комбинированных явлений как  любовь, близкие отношения, переходящие в семейные, и дающие основания для согласованного появления детей,  и их последующего воспитания.
     ВЫБОР ПРОФЕССИИ -   И лишь теперь, обладая духовностью в описан-ном выше смысле, и воспитав в себе креативный (созидательный, а не разрушительный, как у некоторых) характер как сумму эмоций, верифицированных на классической культуре, можно приступать к выбору профессии, которая даст занятие для уже настроенного ума на всю предстоящую жизнь. Дело жизни выбираем по интересам, для чего нужно всматриваться в себя, с раннего детства пробовать разные занятия, и, в конце концов, к необходимому моменту выбрать себе дело по вкусу.   Профессия, как и вся жизнь человека, должна быть творческой для того, чтобы делать не то, что скажут, а то, что интересно.
     ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА -  Творчество – это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью.  Основная отличительная особенность творчества – новизна, желательно мировая.     Творчество принято делить на типы – научное, техническое, организаторское, художественное  и спор-тивное. 
      Научное творчество реализуют учёные – самая прогрессивная часть общества в любой области деятельности, путём открытия и исследования новых явлений, создания теорий – их описывающих, и, всё – таки,  определением путей практического использования новых знаний. Следует сразу сказать, что девочкам не следует учиться точным наукам – это не их дело в силу Божьего замысла, ибо в мировой истории нет ни одного примера женщины, которая внесла бы существенный вклад в науку, тем более точную. Мальчики же способны на всё.
     Практическая реализация научных знаний происходит в области технического творчества, подразумевающего изобретательство, создание новых, патентованных технических решений, которые доводят ту, или иную теорию до потребителя практической, промышленной продукции.
     Элементы творчества могут содержаться и в организаторской деятель-ности. Первый очевидный пример – режиссура всех видов – организация творчества есть тоже творчество. Далее, можно предположить, что ведение бизнеса на мировом уровне требует творческих способностей. Однако, глядя на окружающую жизнь, возникают обоснованные сомнения в продуктивности данного направления творческих усилий здесь в России и сейчас в эпоху тотального бизнеса, направленного лишь на увеличение прибыли за счёт снижения затрат. 
     Спортивное творчество – поиск путей к высоким спортивным достижениям, которые, как и любые другие достижения,  невозможны без творческого поиска пути к их получению. Но здесь необходимо понимать, что в  связи со сложностью и напряжённостью современной жизни, результаты в спорте высоких достижений даются, за очень редким исключением, за счёт умственного развития спортсмена. Тут нет ничего удивительного, учитывая, что наоборот - люди умственного труда, как правило, большими спортивными достижениями не отличаются. Всё справедливо – нельзя иметь всё сразу, всегда приходится выбирать. В результате, в лучшем случае, средним спортсменом будет достигнута  одна медаль, но потеряны многие годы жизни и перспектива на стабильное существование в послеспортивный период. Поэтому, спортивная карьера требует очень серьёзного обоснования и обеспечения. Но занятия спортом в разумных пределах, безусловно, следует продолжать, как для здоровья, так и понимая, что  спортивные достижения учтут и при поступлении в ВУЗ.
     И, наконец, художественное творчество  - вид общественно полезной и производственной деятельности, состоящей в создании новых эстетических ценностей и прежде всего произведений искусства.   Искусство – один из спо-собов творческого познания наряду с наукой, образное осмысление действи-тельности, построенное на мастерстве или на воображении, завершающееся художественным произведением.  Все искусства принято условно делить на следующие группы: статические - отражающие пространство и пластику, как  изобразительное, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография;  динамические – создающие художественную композицию, развёрнутую во времени, как музыка, литература; синтетические – зрелищные типы пространственно-временной композиции, как хореография, театр, кино. Только все виды искусства вместе могут передать всеобъемлющую картину мира, всю художественную культуру в целом. 
     Любой творческий процесс  включает в себя этап подготовки — формулирование задачи и  начальные попытки её решения. Затем следует этап инкубации — временное отвлечение от задачи в связи с невозможностью её решения «в лоб». После некоторой паузы, чаще всего, приходит «озарение»  — появление интуитивного решения. И, наконец, проверка найденного решения подразумевает его испытание и/или реализацию.  Метод творческой активности следует воспитывать в себе всю жизнь, и привлекать его к любым задачам, возникающим в её течении.    
     КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ -  Сайтов с перечнем ВУЗ'ов даже в Питере полно - http://vuzoteka.ru/. И по профессиям есть бесчисленное множество сайтов – http://www.examen.ru/add/manual/spisok-professiy.   Самый упрощенный, примерный  список профессий по группам можно представить следующим образом лишь для начального обсуждения:  рабочие профессии, не требующие высшего образования (токарь, пекарь); медицинские (бесчисленный перечень врачей, медсестра); художественные (архитектор, балетмейстер, дизайнер и т.д. и т.п.); научные фундаментальные (физик, математик, астроном и т.д. и т.п.); научные прикладные (энергетика, авиация, судостроение и т. д. и т. п.); научные гуманитарные (археология, филология, история, лингвистика и т.д. и т.п.); искусствоведение (культуролог, музейный работник, реставратор и т.д. и т.п.); технические (электрик, настройщик и т.д. и т.п.); спортивные (инструктор, тренер, спортсмен, каскадёр, учитель физкультуры); юридические (мент, судья, адвокат, следователь, прокурор и т.д. и т.п.); информационные (редактор, оператор, режиссёр кино и телевидения, издатель - полиграфист, дизайнер, диктор, журналист, архивариус, библиотекарь и т.д. и т.п.); педагогические (педагог, воспитатель и т.д. и т.п.); производственные профессии (бесчисленный перечень технологий от виноделии, варки стали до авторемонта и прораба и т.д. и т.п.); сельскохозяйственные (агрономы, ветеринары, тракторист, фермер); обслуживающие профессии (бармен, визажист, дворник, продавец); артистические (актер театра и кино, артист цирка, музыкант, писатель, поэт, художник, скульптор и т.д. и т.п.); транспортные (матрос, лётчик, проводник, стюардесса, экспедитор, водитель, машинист); экономические профессии (менеджер по продажам,  банкир, заведующий складом, маркетолог); военные профессии (боец, командир, ГО и ЧС); ремесленные профессии  (народные, декоративно - прикладные искусства, кузнец и т.д. и т.п.); психологические профессии(работа с персоналом, социальный работник)…   И так далее и тому подобное в комбинациях, для разных областей, перечисленные в алфавитном порядке, например, здесь –  http://moeobrazovanie.ru/professions_all.html … Конца и края нет перечню профессий, но дело не в этом.
     По большому счету не важно, какую профессию выбрать – нужно брать ту, которую подскажет душа, имеющая духовное воспитание и эмоциональную окраску – такой выбор не обманет. При этом важно понимать, что в любом деле нужно проявлять творчество,  везде нужно достигать мировой новизны, каждому полезно найти свой проект, который займёт без остатка все его силы и время, а цель будет недостижимой, и будет бодрить всю жизнь.
     ОСОБЕННОСТИ -    Но при этом обязательно нужно с самого начала знать и учитывать особенности национальной организации профессионального роста в условиях наёмного труда, некоторые из которых можно сформулировать в виде следующих тезисов:  всякая работа в нашем отечестве организована по принципу - «всё отдай и пошёл вон»;  никому ничего не нужно, кроме своего;  никто вам ничего не сделает;  у всего есть хозяин – ничто здесь не моё; наибольших средних результатов достигают конформисты; для выдающегося результата необходим риск, которого никто не любит; отношения с начальством влияют на служебное положение больше, чем достигаемый результат, поэтому ничего и нет своего, а всё заимствованное; любому нормальному человеку всегда нужен «свой» про-ект», который будет всех раздражать; на самом деле всё не так как кажется;  слова значат гораздо больше, чем дела; любой ваш результат никому не нужен, если начальник не может его сразу продать в свою пользу; у каждого будет начальник, которого следующий начальник назначил себе в подчинённые, исходя из его личной преданности; начальник может сделать любую гадость, и ему за это ничего не будет; каждый должен с 8-ми и до 5-ти сидеть в конторе, даже если никакой работы нет… и многое другие.  На начальном этапе любой профессиональной деятельности придётся мириться с данными неизбежными особенностями. Но затем, по мере развития, творческий выбор обязательно позволит достичь независимости, свободы и откроет путь к достижению мировой новизны, ради чего и затевалось всё предыдущее воспитание и обучение. И все будут рады и довольны – и сам автор, его родственники, предки, и Господь Бог, придумавший зачем-то всю эту затею под названием жизнь, о чем мы узнаем уже в следующей жизни…
     ВЫВОДЫ -  Располагая такими начальными знаниями, как описано в дан-ной работе, любой начинающий человек может рассчитывать на устройство своей жизни без потрясений и разочарований, ожидать достижения результатов не хуже средних по региону, а при некотором старании и  более высоких, и спокойно проживать выделенный ему отрезок времени, зная, что предки не в обиде на него, и потомки воздадут должное, будучи воспитанными в том же духе.
     Тогда, почему данный материал называется «Сказка…», спросите вы? Да потому, что в жизни так не бывает. 
     Под образованием все понимают только выбор профессии, ни слова не упоминая о других, упомянутых выше, стихиях. Поэтому люди с высшим образованием работают в торговле после окончания своих профильных институтов, а некоторые вообще стесняются своей профессии.
     О духовности нигде и речи нет из-за невнятной позиции церкви – я, например, так и не смог понять, во что они призывают верить?  Светская этика в данной области тоже результатами не блещет. Поэтому – родители брошены и забыты, не говоря уже о других родственниках, дети и внуки растут в деформированной среде, о родине предков среди большинства окружающих меня людей и родственников нет никаких разговоров на протяжении всей жизни, а только удивлённые и ироничные взгляды при попытке их инициализации. Церковь же все обходят стороной, как  из-за непонимания её сути, так и страха получить очередного начальника в лице священника, и тут я вижу прямую недоработку РПЦ.
     А что касается воспитания эмоций, то связь своего личного характера с числом прочитанных в детстве книжек я установил не так давно, и чисто эмпирическим путём. Наука педагогика нигде ни разу не обмолвилась на этот счет. Прекрасно помню учителей литературы, которые в школе вбивали в голову, что  «Катерина – луч света в тёмном царстве»,  не объясняя  - зачем вообще всё это нужно. Что бы стоило им тогда сказать, что речь идет о воспитании моего характера, а не о теме очередного сочинения. Поэтому и сегодняшние люди на пожелание эмоционального воспитания удивительно единогласно восклицают, что эмоции – это плохо. Бог с нами со всеми! Тогда нечего удивляться растущему числу разводов, кошмарной атмосфере внутри современных «семей», детям – растущим в условиях эмоциональной убогости и примитивности, преобладанию единолично изобретённых систем ценностей, типа «живи своей жизнью» или «не лезьте в мою жизнь», которые всякий раз гарантированно заканчиваются, в лучшем случае – ничем.   
     Спросите – а сам – то что? Да уже, намучился, «по полной…», начиная с такой педагогики и воспитания, но теперь – то всё в порядке, слава Богу, поэтому и пишу, чтобы других предостеречь. И я убежден, что кто-то должен говорить такие слова, обобщающие разрозненные понятия, которые в отдельности, вроде, очевидны, но общей картины составить не дают. А речь – то идет, ни много ни мало, о создании гармоничной личности, о выборе способа жизни, где ничем пренебрегать нельзя. Поэтому, уж извините за беспокойство те, кто дочитал до конца – может что-то отложится в памяти, и передастся другим, а это уже и есть польза… 

СПб,
канун 2017-го