Глава 6

Лена Брязгина
Неделя вынужденного отдыха незаметно прошла. Максим все это время ничего не делал, как обычно бывает, когда получаешь внезапный отгул и не представляешь, как распорядиться свалившимся на голову временем. Сидел дома затворником и звонил всего-то пару раз — секретарю Татьяне, чтобы предупредить ее не соваться раньше срока в офис — мало ли что, и Оле, своему давнему другу, потому что скоро наступал ее семнадцатый день рождения, и Максим просто не знал, что ей подарить и решил спросить у нее самой. Разумеется, говорили они не только об этом — юноша рассказал и про Виктора, и про офис, и многое они успели обсудить, поскольку не виделись и не говорили довольно давно. Про Яна она, разумеется, не узнала — слишком хрупкой казалась Максиму эта история, и он чувствовал, что не сможет правильно объяснить Оле, кто этот человек и почему он вдруг решил нанять его на работу.

Как бы то ни было, неделя прошла — и теперь с утра юношу снова подвозил в офис личный водитель. Возле бывшего места преступления все стало, как было до убийства Виктора, Максим зашел в офис молодой компании «Нова» и даже удивился тому, как легко может забыться смерть человека. Папки с бумагами стояли в абсолютном порядке, пол вычищен до блеска, никакой крови и грязных следов от ботинок следователей. Кроме него в такое раннее утро никто еще не работал — Максим специально приехал раньше других своих сотрудников, чтобы собраться с мыслями и прояснить для себя ситуацию еще раз. Было немного страшно и волнительно заходить в свой кабинет. Как можно работать за столом, на котором раньше лежал труп? Оказывается, можно. В кабинете царил абсолютный порядок, и даже непонятно, кто его наводил — следователи не стали бы заниматься этим, и так дел хватает. Кстати, Светлана, старший следователь, которая занимается делом Виктора, до сих пор не звонила. А ведь говорила, что если что-то узнает, непременно сообщит.

«Неужели, все так запутанно и убийцу не смогут поймать?» — подумал Максим, проверяя все папки с документами и убеждаясь, что никто ничего не украл. В конце концов, что, если преступнику нужен был не Виктор, а он сам, ведь все-таки в его офисе и в его кабинете все произошло, и человек, не знавший Максима в лицо, мог спутать юношу с Виктором. И что, интересно, понадобилось Виктору в кабинете Максима?

— Здравствуй, — тишину, окутавшую мысли парня, нарушил мягкий голос Яна. — Я пришел, а почему никого, кроме тебя, нет?

— Рано еще, — удивленно ответил Максим. — Все приходят к девяти, а сейчас только восемь. Ты-то почему к восьми пришел?

— Боялся опоздать. Можно я присяду на диван, да? — спросил он и сел, не дожидаясь разрешения. — Из полиции ничего?

— Ничего. Не знаю, что делать теперь. И еще… Виктор был зол на меня. И, наверное, именно из-за этого он приехал в офис той ночью. Хотел переворошить тут все, порвать бумаги, наверное. Потому что я спровоцировал его. Он… Подумал, что я строю против него планы. Поэтому, наверное, я частично виноват в его смерти…

— Постой-постой, — вмешался в мрачные мысли юноши Ян, — Он же угрожал, что убьет тебя. Слушай, Виктор был плохим человеком и, можно сказать, получил по заслугам. Ты ни капельки не виноват.

Максим посмотрел на мужчину, оценивая его слова, и кивнул.

— Да. Правда. Ладно, надо работать, раз ты тоже рано пришел, — сказал парень, отгоняя невеселые мысли. — Сейчас ты отвечаешь за рекламу. Поищи, где мы можем дать объявления, составь список самых удачных вариантов и приходи ко мне. На сегодня все.

Его новый друг и сотрудник ответственно кивнул и вышел из кабинета директора фирмы.

***

К четырем часам дня все дела были переделаны, все текущие проблемы компании решены, и заняться было абсолютно нечем. Ян принес свою работу еще в полдень, и сделана она была замечательно, что и придраться не к чему. Татьяна и другие работники офиса занимались своей рутиной, а вот Максим уже успел составить планы на месяц вперед, сбегать за булочками в ближайшую кофейню и подумать над подарком Оле. Девушка сама сказала ему, что хочет хорошую книгу.

«Можно заехать после работы в торговый центр, — решил Максим, — А можно и не дожидаться конца рабочего дня, а съездить сейчас, все равно дел никаких».

Подумав еще немного, юноша покинул свой кабинет и заглянул в соседний — Ян расслаблялся в кресле, будто медитируя. Глаза его были закрыты, в ушах — наушники. Аккуратно подойдя к мужчине сзади, Максим резко положил руку ему на плечо и сжал пальцы.

— Хм, ты меня напугал, — отреагировал Ян, нисколько, впрочем, не показав испуга. — Что-то случилось?

— Нет, я просто решил съездить в торговый центр, который недавно открылся… Пока делами мы не загружены. Мне нужно выбрать книгу для подруги, а ты вроде как гуманитарий. Может, поможешь, если нетрудно? — чуть смущенно предложил парень.

— А то, давай, — с легкостью согласился он. — Я ни разу не был в том центре, хотя и слышал о нем. Говорят, там приличный книжный.

Ехать решили на машине Яна, все-таки личного водителя лишний раз беспокоить не хотелось. Дорога выдалась неблизкой, поскольку торговый центр построили на краю города, чтобы аренда земли стоила дешевле. В салоне тойоты играла приятная ненавязчивая музыка, Максим расслабился и задремал. Ян что-то рассказывал ему в дороге, не замечая, что его собеседник спит.

— … А люди, как выяснилось, не терпят этого, — сквозь дымку сна юноша все же различил конец фразы. Он открыл глаза и увидел, что Ян смотрит на дорогу и качает головой, будто бы осуждая что-то. Максиму сделалось стыдно, что он заснул и не слышал слов, обращенных к нему, поэтому твердо решил больше в машине не спать.

— Ян, прости, что ты говорил? — переспросил парень, протирая глаза и фокусируясь на собеседнике.

— Да ничего, сам с собой говорил. Ты, смотрю, любитель поспать, — усмехнулся мужчина. — Ну, я просто думал, как было бы хорошо на свете, не будь в людях тщеславия и гордыни. От стольких проблем бы избавились.

— Ты философ, что ли? — улыбнулся Максим, — Хотя, наверное, ты прав.

— Философ тот еще, люблю поболтать о морали и грехах. Но ты представь, что было бы, перестань человек угождать своей гордыне. Люди сплотились бы в одно непобедимое целое, не было бы ни зависти, ни ревности —, а значит, не было бы предательств, убийств, краж и клеветы. Можно сказать, идеальный мир, где все друг друга уважают, — активно жестикулируя одной рукой, а второй не выпуская руль, рассуждал Ян.

— Сомневаюсь, что такое возможно, — скептически хмыкнул парень. — Сам понимаешь, что каждый человек хочет быть лучшим, достичь чего-то запредельного. Даже если не думает об этом прямо, но в глубине его души все равно ведь есть такое желание. Человек хочет признания, хочет, чтобы им восхищались, и, наверное, это естественно. Сама природа наградила нас тщеславием и гордыней.

— Да ты такой же философ, как и я, — рассмеялся Ян, — И как, чувствуешь ли ты в себе тщеславие?

— Хм, я хочу добиться многого, конечно, но… Тщеславие — возможно, но я уж точно не гордец. Я люблю себя, знаю, что я достоин хорошего, но не считаю других людей хуже меня. Наверное, я мыслю как большинство людей.

— Возможно. Да, интересный ответ… Но на что ты способен, чтобы достигнуть того, чего ты достоин? Достигнуть своей главной цели?

Максим задумался. А существует ли для него главная цель? Да, конечно, стать уважаемым и богатым бизнесменом, как отец, но… Неужели, это все?

Ян достал зажигалку из кармана пиджака и зачем-то чиркнул ею пару раз в воздухе.

— Я не знаю, — честно ответил юноша. — Думаю, я мог бы пойти на многое, но в пределах разумного. Я не стану добиваться своей цели нечестными путями, особенно преступными.

— А если, например, пойти к колдунье? Чего ты смеешься? Не веришь в колдовство? — с деланной серьезностью спросил мужчина, глядя на рассмеявшегося Максима.

— Ага, к колдунье. Но вообще-то это тоже нечестно, — отсмеявшись, ответил парень. — Колдуньи, демоны, кто там еще… Вампиры и ясновидящие. Вот так вот скажу колдунье — пускай наколдует мне десяток лучших менеджеров по продажам. Просыпаюсь на следующее утро, и они тут как тут, за меня всю работу сделали.

На этот раз рассмеялся Ян. Вернее, аккуратно усмехнулся, только глаза слегка потеплели.

— Ну, а что? — продолжал Максим. — Было бы гораздо легче, если бы такая помощь действительно существовала.

— То есть, по-твоему, она не существует? — спросил мужчина, усмехаясь.

— Нет, конечно. А по-твоему?

— Не знаю, я с этим не сталкивался, — ответил Ян, продолжая теребить зажигалку. Достал из того же кармана пиджака пачку сигарет, и не отрывая одной руки от руля, вытащил сигарету и поджег. — А смог бы ты, скажем, продать душу за свою цель? Если бы такая помощь существовала.

— Хм, возможно, — задумался юноша. — Я все равно не верю в эти штуки, поэтому какая разница, что будет с душой после смерти. Так что да — за хорошую жизнь я бы продал. Страшно звучит, правда?

Мужчина улыбнулся и закурил сигарету, слегка опустив у себя окно, чтобы дым не наполнял салон. Морозный декабрьский воздух врывался в машину, но не мешал дыханию. Впрочем, уже через несколько секунд Ян потушил сигарету и поднял окно, подъезжая к торговому центру на парковку.

— А ты? — спросил Максим.

— Что?

— Продал бы душу?

— Не знаю. Неважно — мы уже приехали, — пожал плечами Ян и аккуратно припарковался возле входа.

***

Книгу, которая в силах заинтересовать девушку, они нашли не сразу и еще долго не могли прийти к согласию, что именно она хотела. Максим знал, что Оля любит приключения с детства, а еще она увлекается всем старинным и особенно темой средневековья. Ян, услышав это, сразу же предложил «Трех мушкетеров», но выяснилось, что девушка уже прочитала все книги Дюма. Совместными усилиями они все же выбрали что-то новое для нее, по крайней мере, та книга лежала в разделе «новинки», и вряд ли Оля успела уже с ней ознакомиться.

В торговом центре делать было особенно нечего, поэтому стоило возвращаться в офис. По дороге обратно Максим все же не спал, а Ян говорил ему о каких-то странных, не интересовавших его раньше вещах, которые, если задуматься, все же имели смысл. Еще юноша думал об этом их разговоре, который на счет продажи души и сверхъестественной чепухи, и все больше ощущал, что сболтнул Яну лишнего, в то время как его собеседник о себе ничего толком не сказал, отделываясь лишь общими фразами. Но Максим не придавал этому значения — в конце концов, это просто разговор.

Едва вернувшись в свой кабинет, парень получил звонок от Татьяны, а спустя пару секунд секретарь сама зашла к нему, держа в руках папку с документами.

— Это насчет продаж, — пояснила она. — Кстати, есть большой прогресс. Можно расширять сеть, хотя это вам решать, конечно. Вот, держите.

Максим поблагодарил ее и взял в руки увесистую папку. Потом посмотрел на часы и отложил документы на край стола — поздно уже работать, пора домой. Завтрашний день обещал быть тяжелым, а еще он хотел навестить Олю перед ее семнадцатилетием.

Покидая офис, он глянул в соседний кабинет — Ян что-то печатал на компьютере. Юноша решил не тревожить его и просто повесил ключи, которыми нужно закрыть офис, на крючок у двери его кабинета. Затем Максим вышел на вечерний морозный воздух, и, удивившись его бодрящей свежести, пошел до дома пешком, любуясь красотой города. Почему-то именно в этот вечер ощущалось сильное желание все чувствовать и жить.