58в. Что наши дети должны знать о сексе

Дава Аутрайт
Как правильно ответить малышу на вопрос: откуда я взялся? Что сказать ребенку, когда он начинает интересоваться различием полов и интимными отношениями? Как заговорить с подростком о нежелательной беременности и венерических заболеваниях? И надо ли? На эти и другие вопросы в пресс-центре «Комсомолки» ответили врач-сексолог Центра психотерапии и социологии больницы имени Бехтерева Константин Суслов, детский гинеколог перинатального центра Наталья Присмотрова и психолог-консультант Центра социальной и психологической помощи детям, подросткам и молодежи Мария Колчанова.

— В каком возрасте нужно начинать разговор с ребенком об интимных отношениях и как это лучше сделать?

Константин Суслов: — Частое заблуждение — половое воспитание надо начинать в подростковом возрасте. С самого рождения этим надо заниматься! Для каждого этапа есть темы, которые родители должны затрагивать в разговоре с ребенком. Помните: отдельно полового воспитания не существует — это часть воспитания нравственного и физического. И происходит оно непрерывно. В два года, например, ребенок четко понимает, мальчик он или девочка.

Мой комментарий.

Просто знание этого ребёнком ещё ничего не значит для решения, говорить ли с ним о чём-то подобном. Важно не упустить первый его вопрос об этом и умно отбить охоту «лезть дальше». Никакой теоритизации в этом моём утверждении нет. Только личный опыт. Наша кукла рвалась к нам в кровать перед сном. Не прогоняя её, мы пытались ограничить время, которое ей можно будет быть с нами. Сначала поставили условие, чтобы она научилась понимать время на часах. На это у неё ушло 3 дня. Потом предложили ей самой определить время, которое она хочет быть с нами. Ей пришлось лежать с нами и смотреть на часы. Через 5 минут ей это надоело. Так и осталось – 5 минут, которые ей пришлось отслеживать по часам. Потом она прибегала к нам на 1-2 минутки и сама убегала, обцеловав нас. Интерес к разному устройству мужчины и женщины у неё возник в 4 года. Она, как и я – жаворонок, любит ложиться рано, но и встаёт тоже рано очень легко. (А мой М и сын – совы). Однажды я проснулась и увидела её стоящей в ночной рубашке около спящего М с молитвенно сложенными руками и с очевидной любовью вглядывающуюся в него. Я постаралась сделать строгое лицо, приложила палец к губам, призывая молчать, а потом указала пальцем на дверь. Полное молчание, глаза наполняются слезами, глядя на меня медленно-медленно уходит. Слёзы уже льются по щекам, я не выдерживаю и маню к себе. И мы вместе любуемся им спящим. Похоже, он почувствовал наши взгляды и чуть пошевелился. Она буквально вылетела из нашей спальни. Почему? Что подсказало ей, что в таком разглядывании есть что-то запретное? А потом наедине вдрууг сказала мне – правда наш папа самый красивый мужчина? Мне захотелось объяснить ей, что нечего в таком возрасте даже думать об этом, поэтому сказала – ты то чего разговорилась об этом, как будто уже навидалась красивых мужчин. А она усадила меня в лужу, заявив, что «ведь самые красивые всегда на картинках, а я много видела их в твоих художественных альбомах». На мой вопрос, с кем же она сравнивала, через пару дней она показала мне скульптуру Леонардо «Давид» и скульптуру Челлини «Персей с головой Медузы». Мы немножко поспорили о Давиде, и я великодушно с ней согласилась. А через год довольно частых таких «смотрин» случилось несчастье. Когда я загляделась на неё личико, глаза её буквально полезли из орбит. Оказалось, что у моего М началась утренняя эрекция. Я в ужасе осторожно вскочила, чтобы его не разбудить (хотя я знала, что в такой момент его нелегко разбудить) и уволокла её за собой. Я чувствовала, что должна что-то сказать ей. Первое, что пришло на ум сказать, это что папе просто во время сна захотелось по-маленькому. Но мужчины очень стесняются, если женщины видят это, и поэтому я никогда не говорю ему, что видела такое. Надеюсь, она тоже не хочет, чтобы папа всегда переживал, что и она увидела такое. Она так затрясла головой, что больше никаких разговоров уже не потребовалось. Больше она к нам в спальню не заглядывала. Но зато она уже не давала ему прохода потом, вешаясь на шею, как только появлялась возможность. А потом она снова раскопала скульптуру Давида и, показав мне, спросила, такая же у папы красивая пися, как на картинке, и что там такое под ней. На счёт «красоты» я сказала, что даже папа считает это уродством (на что она возразила папиным тоном – "да? странно"), а на счёт яичек я, не мудрствуя лукаво, просто сказала «у женщин яички спрятаны внутри, а у мужчин – вот здесь». Наверно, назначение яичек у неё не вызывало интереса - или было понятно по аналогии с куриными?

Конец комментария.

Следующий возрастной этап — ролевое поведение. Обычно это происходит в возрасте от 2 до 12 лет. А говорить о сексе нужно, когда ребенок старше. И эта беседа не должна быть навязана. Пусть ребенок сам спросит о том, что его интересует. Здесь важно, какая между детьми и родителями степень доверия. Если в 5 лет ребенок рассказывает вам о своей детской любви, нужно отнестись к этому с пониманием. Если вы посмеетесь или не выслушаете его, желания общаться, делиться проблемами больше не возникнет.

Мой комментарий.

Мой сын заговорил о своей детской любви в 7 лет, попросив стать и его женой тоже. На мой резонный вопрос, а как же папа – он, смутившись, предложил «а давай мы ему ничего не скажем». Когда я ответила согласием, он закатил такую пляску с подпрыгиванием, кувырканием и возгласами «ура», что я сама начала его обнимать и целовать, еле успокоила. Потом он втайне от папы прибегал ко мне и замирал у меня в объятиах на груди. Так длилось почти 6 лет – пока у него не появилась первая девочка. Я почувствовала это, когда он покраснел от моего объятия и неуклюже попытался освободиться. Тогда я и почувствовала первый укол ревности, что больше он уже не мой.

Конец комментария.

— Как объяснить ребенку, что такое секс? И как начать разговор?

Константин Суслов: — Разговаривать нужно соответственно полу и возрасту. С детства в мальчиках нужно воспитывать мужественность, стремление защищать даму, в девочках — женственность. Непримиримость между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте нужно сглаживать. Подростку нужно рассказывать о гигиене, не забывая о чувственности отношений.

Мария Колчанова: — Дети очень любопытны, и всю информацию, поступающую извне, проверяют у родителей. Это главные эксперты для ребенка. И родители должны быть готовы к тому, что он спросит у них, откуда он взялся. Уже в 2 — 3 года дети задают такие вопросы. Важно информацию выдавать частями. Не углубляясь, нужно правдиво ответить на вопрос. То есть, никаких «нашли в капусте» и «аист принес» быть не должно, иначе дети не будут вам доверять. Не нагнетайте напряжения вокруг темы секса: это естественная вещь. На физическом влечении мужчины и женщины и на инстинкте выживания держится вся наша жизнь. Получается, тема секса — одна из ключевых в жизни. А как преподнести все ребенку? На улице увидели: пара держится за руки — объяснили, что люди любят друг друга; заметили беременную женщину — рассказали, что у нее скоро родится ребенок.

А какие подобрать слова? Прежде всего скажите, что секс — это существенная часть взрослой жизни. А взрослая жизнь — это и взрослая ответственность. Физиологию описывать не стоит, а вот о проблемах поговорить надо. Если подросток вступает или вступил во взрослую жизнь, он должен быть и к этому готов.

— Когда можно начинать половую жизнь?

Константин Суслов: — На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Некоторые подростки в 16 лет и морально, и материально готовы создать семью, а некоторые до пенсии остаются юношами, которые не привыкли брать ответственность за сексуальные отношения на себя.

— Как вести себя, если ребенок увидел фильм сексуального характера? Выгнать его из комнаты?

Константин Суслов: — Ни в коем случае. Очень мягко и ненавязчиво объяснить, что это взрослая жизнь, ничего там страшного нет. И ребенок может просто не заострить на этом внимания. Самое главное — не создавать вокруг этого панику. Есть такое понятие «родительские запреты»: что запрещено, то и хочется узнать.

— Много ли случаев ранней беременности и венерических заболеваний в городе?

Наталья Присмотрова: — До 14 лет — примерно 3 — 4 случая в год. А до 18 лет — намного больше. Заканчивается это, как правило, абортом. А самые частые венерические заболевания у подростков — хламидиоз и уреаплазмоз.

— Как родителям реагировать, если подросток рассказал о чем-то подобном?

Наталья Присмотрова: — Самое главное — не дать ребенку почувствовать, что он никому не нужен. Помочь ему, поддержать и не дать понять, что секс — это плохо. Нужно объяснить, что раз он вступил во взрослую жизнь, то и ответственность он несет взрослую.

Мария Колчанова: — Такая ситуация должна заставить родителей задуматься, что толкает подростка на ранний секс. Если это просто интерес, то значит, любопытство не было удовлетворено безопасными способами (например, беседами). Если это дефицит любви, то ребенок недостаточно получает ее в семье.

— Как поступить родителям, если ребенок поделился с родителями тем, что он не такой, как все, что любит человека одного с ним пола?

Мария Колчанова: — Помните: в семье ничего не бывает просто так. Нужно задуматься, почему так произошло. Можно обратиться в центр психологической помощи семье. Но прежде вам нужно принять это, а потом уже думать, как поступить, и искать причины.

Константин Суслов: — В мире всего 4% гомосексуалистов: 2% — врожденные и 2% — приобретенные. Это может быть и данью моде. Вам нужно разобраться в причинах гомосексуальности ребенка, обратится к специалистам — и к психологу, и к сексологу. Если это действительно свершившийся факт, вам ничего не остается, как принять это.

— Где дети находят информацию о сексе?

Константин Суслов: — По статистике, дети чаще узнают о нем от старших товарищей, на втором месте — Интернет, а к родителям обращаются в последнюю очередь. Над
этим стоит задуматься…

Продолжение http://proza.ru/2016/12/28/453