В России по просьбе Минобрнауки и РПЦ рассматривается возможность массового внедрения в школах предмета «Православная культура», рассчитанного на все время обучения – с 1 по 11 класс…
По мнению разработчиков курса, выпускник девятого класса обязан знать названия семи Вселенских соборов и описывать принятые на них решения, ориентироваться в месяцеслове, перечислять двунадесятые, переходящие и непереходящие православные праздники, а также перечислять и описывать виды церковных звонов и колоколов. Проект рассчитан на 592 урока.
(Из прессы)
***
Середина XXI века. Небольшой провинциальный городок…
По улицам движутся редкие для середины рабочего дня электро- и гелиомобили. Возле обочины, мигая оранжевыми маячками, копошится робот-уборщик, засасывая опавшую осеннюю листву вперемешку с дорожной пылью. По тротуарам снуют, кажется, совсем хаотично, пешеходы. Большинство из них не совсем пешеходы, а скорее любители прокатиться с ветерком на гироскутерах, моноциклах и прочих гиро- и –циклах. Ловко лавируя между группами обычных пеших пешеходов, мамочек с колясками и дорожными знаками неторопливо движется на моноколесе паренек лет пятнадцати в наушниках и модным гаджетом в руке, лишь изредка бросая взгляд на окружающую обстановку. У него на пути как-то совсем неожиданно появляется помеха в виде совсем тощего старика в потертых джинсах, кедах, курточке из поливолокна и давно вышедшей из моды бейсболке. Мальчик пытается остановить свое средство передвижения и избежать столкновения. Это удается сделать частично: колесо останавливается, а его владелец по инерции все же врезается в старичка, хотя и совсем не сильно. Подросток чувствует себя неловко, достает наушники и ожидает услышать, как минимум, гневное наставление о том, какая нынче пошла молодежь…
- О, прекрасный и мудрый юноша, спешащий по очень важным делам, - обращается незнакомец, - Не уделите ли Вы мне минуточку Вашего драгоценного времени.
Школьник просто оторопевает: услышать такое после такого…
- Ой, извините, пожалуйста, я Вас не заметил, Вы так неожиданно откуда-то появились… А вы кто?
- Я Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, - старик поправил бейсболку и немного склонил голову, - Или, по-вашему Гассан Хоттабович Абдуррахман. А прибыл я из Манилы. Да продлятся дни твои, о… Извиняюсь, как твое имя, юноша.
- Меня зовут Песя. А Манила – это где?
- Манила – это на Филиппинах. А как имя отца твоего, да будет он благословен во веки веков?
- Батюшку моего зовут Алексей.
- Алексей, значит, Алеша. Хорошо. А имя твое, о, превосходнейший из юношей, довольно редкое для этой местности?
- Не такое уж и редкое, - немного смутившись, возразил Песя, - Имя мне по святцам дали в честь святого мученика Феспесия.
Мальчик быстренько пробежался пальцами по экрану смартфона и глазами прочитал: «Хоттабыч - джинн…». Затем узнал, кто такие джинны, и немедленно украдкой перекрестился.
- Филиппины? Что-то знакомое… А Вы не напомните, что это и где я мог о них слышать раньше?
- О, Песя ибн Алеша, любопытнейший из юношей, Филиппины – это островное государство в Тихом океане между Юго-Восточной Азией и Австралией.
- Ого, да это же на краю света, там, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли!
- Прикалываешься? О, остроумнейший из юношей, - стараясь не обижаться, возразил собеседнику старик.
- Что Вы, учение велит почитать старших, и я никоим образом не хотел Вас обидеть. Но я хорошо усвоил ту часть Ветхого Завета, где говорится о мироустройстве Вселенной.
- А изучал ли ты, о, интереснейший из юношей, надлежащим образом астрономию, физику, географию?
Школьник вновь пробежался пальцами по экрану своего гаджета.
- Еще нет. Я же в школе учусь. Вот пойду в колледж или университет, тогда и буду изучать эти науки. А пока достаточно книг Священного Писания, жития святых и месяцеслова. И что мне может дать, например, физика?
- А ты знаешь, например, о, наивнейший из юношей, как работает твой моноцикл?
- Конечно! Есть аккумулятор, двигатель, гироскоп, датчики…
- Но ведь ни одно из названных тобою устройств само по себе не заставит двигаться транспортное средство в выбранном тобою направлении, о, самый доверчивый из юношей. А что заставляет? Какие превращения энергии при этом происходят?
- Воля Божья и наша вера, - не задумываясь, ответил Феспесий и тут же пожаловался, - С математикой только мне тяжело… А может, Вы ответите, сколько было в стае гусей, если взять столько и полстолька, и…
Старичок выслушал собеседника, почти не задумываясь, ответил ему и объяснил решение задачи. Школьник немало удивился и решил задать вопрос посложнее:
- Хоттабыч, а Вы можете превратиться в огонь и залезть в бутылку, например, или в кувшин?
Старик улыбнулся:
- О, Песя, я уже больше ста лет представляю собой сугубо материальную субстанцию и не практикую превращение своей массы, мир праху величайшего и мудрейшего из ученых мужей, в энергию и наоборот. А позволь спросить у тебя, о, серьезнейший из юношей, что дают тебе изучаемые в школе предметы?
- Я знаю, как и когда были сотворены небо и земля, свет и тьма, растения, животные и человек. Я знаю имена святых, переходящие и непереходящие праздники, виды колокольных звонов, да, много еще всего…
- И это тебе требуется в жизни, о, заблудший юноша?
- Конечно, - в этот момент где-то невдалеке зазвонил колокол, - Уже три часа, через час я должен быть в художественной школе на занятиях по иконописи.
Мальчишка попрощался с Хоттабычем, встал на педали моноколеса, чуть-чуть наклонился вперед и влился в поток спешащих по своим делам обладателей гироскутеров, моноциклов и прочих гиро- и –циклов... А старик так и не успел задать вопрос, ради которого завязал разговор с пареньком…