Не меценаты мы, не спонсоры...

Георгий Елин
( Круглый стол журнала «Знамя» )

     Заранее  предупреждаю:  насчёт  современного  меценатства  и  спонсорства – у автора полный компот в голове.
     Меценаты? С детских поездок на дачу – пробег электрички мимо станции «Мамонтовская» Ярославской ж.д., и дальше – в Абрамцево, где мамонтовский (бывший аксаковский) деревянный особняк над цветущим прудом: изразцовая печка-лежанка  Врубеля, автографы на скатерти, расшитой Верушей  Мамонтовой,  и сама она тут же – серовская  «Девочка с персиками», а за домом,  чуть дальше по аллее, – церковь, построенная по васнецовским эскизам и расписанная  многими великими  русскими художниками, наезжавшими  сюда  многие  лета...   
     Всё  понятно,   потому   как   образно и конкретно: литераторы, художники, артисты гостили здесь у богача-эстета на полном пансионе, а за постой и дружбу даровали хлебосольному хозяину свои творческие успехи. С любой стороны – пример, достойный  подражания. В это же время другой не менее колоритный персонаж, мануфактурный король Морозов:  строит МХТ, Ленина со товарищи деньгами  на революцию снабжает, – тоже образец высокой щедрости (правда, омрачённый самоубийством «солнечного Саввы», как бы напоминающим: дорога меценатов не только лепестками роз устлана). Еще был состоятельный  чудик  по  фамилии  Щукин  –  спасибо ему за лучшую в мире коллекцию французских импрессионистов...
     С благодарной памятью к тем именам и моё поколение выросло. У нас тогда царил ЦК КПСС – он тебе и меценат, и кормилец, и главный творческий возбудитель – в одном коллективно-безликом лице. Другие живые примеры надо было поискать: в стране равно нищенских финансовых  возможностей меценатов заменили... – как бишь их? – подвижники бессребреники. С несколькими даже был знаком.
     Гатчинский архитектор Александр Сёмочкин вдруг презрел номенклатурную  карьеру,  переквалифицировался  в  плотники,  сколотил  крошечную строительную  артель.  И  на  своей  малой  родине  Выре,  что  под  Ленинградом-городом, он,  в свободное от основной работы время,  в крайнюю  нужду загнав собственную жену с тремя чадами, двадцать лет по архивным чертежам  и  собственной  генетической  памяти  возрождал  из  небытия старинное подворье – Дом станционного смотрителя. Фанатизмом одного  человека создавался уникальный музей (музей литературного персонажа – пушкинского Самсона Вырина), а когда он уже начинал оформляться, местные жители одушевили его музейную экспозицию – понесли Сёмочкину всё, кто что смог найти на своих чердаках и в чуланах: стол петровской эпохи, дорожные сундуки, каретный фонарь... Правление колхоза вдруг своей  непричастности   устыдилось,  воспылало  меценатством  –  помогло тёсом,  брусом,  кровельным  железом. 
     Как только  музей  был  готов, и Министерство культуры решило не оставаться в стороне: даровало детищу Сёмочкина статус памятника архитектуры, навесило на фасад доску «Музей народного быта ХIХ века», включило остановку на Выре  в платный экскурсионный маршрут, а в самом домике станционного смотрителя водрузили кассиршу-билетёршу...
     Как у нас водится, Сёмочкина при раздаче коврижек забыли,  ну да он, в силу русского незлобивого характера, не шибко огорчался. Потому как  вниманием обделён не был:  потянулись к нему,  в его дом- теремок на  берегу  Оредежа,  славные  люди  –  без  разборок,  «левый»  или  «правый», эстет или почвенник, – историк Натан Эйдельман и литературный критик Валентин  Курбатов,  Дмитрий  Покровский  со  своим  ансамблем  русской народной музыки и писатель-маринист Виктор Конецкий,  режиссёр Владислав Виноградов, молодые поэты, философы, священники...  Приехать к Сёмочкину – значило ощутить неимоверный сгусток энергетический: пушкинскую Выру, рылеевское Батово, набоковское Рождествено.  Всю юность свою и потом ещё двадцать лет  мы с друзьями у этого душевного комелька отогревались.
     В 90-е годы Ксан Ксаныч без работы не остался: по недогляду сгорел унаследованный  Набоковым  рукавишниковский  роскошный  дом  (последний  деревянный ампир в Ленинградской области), и пришлось нашему Левше опять засучить рукава – еле-еле успел к 100-летию великого писателя управиться: отстроил, хотя бы вчерне. По телевизору даже благостный  сюжет  показали:  два  «спонсора-мецената»  из  местной  администрации,  сияя гладкими обкомовскими физиями, вылезли на экран – рапортовали: вот, навалясь всем миром, да с Божьей помощью... Трогательно посетовали: денежек в казне кот наплакал, однако на святое дело – напряглись, наскребли по сусекам... Источник изысканных средств остался за кадром,  но и так ясно, что «сусеки» с личными карманами «меценатов»  не ассоциируются.  Да и откуда у них,  служивых,  личные  «подкожные»? – разве что у крестьян, учителей, шахтёров... Чиновники  говорили слова  на фоне мемориального дома, и за их спинами сновали мелким планом строители – наверняка  и Сёмочкин был среди них, да я не разглядел:  они,  мужики в телогрейках, все на одно лицо...
     Теперь, по идее, нужно из собственной жизни пример привести. Как сейчас помню, на восстановление храма Христа Спасителя – давал (сколько – запамятовал, но вроде бы не жадничал).  А вот старому другу своему, поэту Андрею Чернову, который год собирающему милостыню на раскопки древней Ладоги, – пожлобился: допёк своим подписным листом, как хор цыганят-погорельцев в электричке, а у меня на гуманитарную агрессию  естественная реакция:  ступор. 
     Может,  и был бы  сегодня  помягче,  не доведись самому походить в неуютной шкуре просителя. Мы тогда, под новый 91-й год, ушли сплоченной командой из коротичевского «Огонька», флагмана перестройки и проч., – надумали собственный журнал делать. Зарегистрировали свою «Русскую визу» и озадачились  поиском издателя (мецената, инвестора, спонсора, не очень-то их, по сути, различая), под крылом которого было бы нам комфортно и денежно.
Существовал, правда, ещё один вариант, который с разной степенью успеха отрабатывали тогда многие наши коллеги: тряхнуть своей мошной, взять ссуду в банке... Эпоха первоначального накопления капитала  только-только  зарождалась,   чем  она  обернётся – ещё   никто  себе  не представлял, все жили красочными фантазиями о будущем. Мы с друзьями, во всяком случае, к финансовому риску готовы не были – изначально ставили себя в положение наемной творческой силы на стабильной  зарплате у хозяина. И он не замедлил появиться – питерский предприниматель Марк Горячев, сделавший бизнес на изготовлении белых роялей, очень ценимых покупателями в понтовой Грузии, и производстве коллекционного хрусталя.
     Нашу команду Марк расположил к себе  косвенным отношением к искусству (бывший музыкант, родственная  душа)  и трезвым подходом к делу: хотите самолично владеть своей «Русской визой», как интеллектуальным продуктом, – ради Бога, он же регистрирует одноименное коммерческое предприятие – как свою собственность, на которую мы, в свою очередь, не претендуем, и все дальнейшие отношения  «редакция – издатель»  строятся  на  жёстких  юридических условиях. На том и поладили.
     Хозяином Горячев, действительно, оказался жёстким – в том, что касалось бизнеса, с нами, лохами, не церемонился. А тебе всякий раз приходилось  искать аргумент, доступный его пониманию. Например, когда в теледайджесте «Русская виза» мы с режиссером Валерием Смирновым сделали  фильм о драматурге Володине «Так неспокойно на душе...», Горячев мгновенно перепродал его «Лентелефильму».  Нашу работу я увидел по телевизору, к вящему удивлению без своей фамилии в титрах, где вдобавок появился пяток людей, не имевших к фильму никакого отношения. Не собираясь вдаваться в тонкости коммерции, позвонил Марку с одним вопросом: что сей финт означает?
     Сути авторских претензий он вообще не понял: «Ты деньги получил? Значит, свой товар мне продал.  А уж как я им дальше распоряжаюсь – мое дело». Пришлось объяснить доходчивее: «То есть, купив хрустальную вазу «от Горячева», могу с ней делать всё, что  мне в голову взбредет?  Например, перемаркирую клейма твоего заводика, продам как свою...» – «Э нет!  Молотком  разбить  –  твоё  право, а попробуешь перепродать, как свою, – по суду ответишь!» – «Но ведь ты моё авторство в фильме «перемаркировал» и продал...» Марк помолчал, потом повесил трубку (чужую правоту он признавать не любил,  и за то,  что  моя  фамилия со временем в титры вернулась, – спасибо не Горячеву, а нашему режиссёру).
     Был ли  Марк  Горячев добродетелем?  По широте  натуры – очевидно: издавал наш неприбыльный журнал, возил «машиниста» Макаревича по  местам боевой славы ансамбля «Битлз», оплатил «Московским новостям» пятнадцать тысяч бесплатных подписок для малоимущих читателей еженедельника, а ведь мог вложить деньги во что-нибудь более практичное,  сулящее хотя бы частичную отдачу.
     Имел ли Марк свой интерес? Не без этого, конечно. Английская поездка с  Макаревичем  превратилась  в  бойкий саморекламный  ролик,  активно  поработавший в кампании по выборам в Государственную Думу. Портрет Марка Леонидовича в белоснежных, под стать его роялям, одеждах время от времени появлялся на страницах нашего журнала, а тираж одного номера Горячев целиком раздал на встрече с избирателями, и в результате получил-таки необходимые ему для победы тридцать тысяч голосов. Да и концерн «МН» отблагодарил питерского спонсора дармовой «представительской» квартирой на Пушкинской площади. Так что Марк Горячев вовсе  не был филантропом, тогда как меценатство все-таки подразумевает бескорыстие. Кучу денег – своих, кровных – Марк с лёгкостью пускал на ветер, а все его капиталы были – навар с огромной финансовой пирамиды, которую наш издатель с вызывающей откровенностью строил несколько лет, гася  старые займы новыми. Когда же пирамида Горячева  в одночасье  рухнула, Марк попросту исчез, и версии насчёт его судьбы бытуют разные: то ли покоится с камнем на шее в тихом омуте, то ли благополучно живёт-поживает (на что я искренне надеюсь) в какой-нибудь тёплой  небедной стране.
     Расчёт на доброе слово потомков – тоже не наш случай. Про кинутых  Горячевым партнёров просто промолчим. Тогдашний главный редактор «МН» Лошак, некогда с умилением смотревший на Горячева, как  на  удоистую корову,  мигом оказался забывчив – вытер  о Марка ноги в своей честной газете.
     Уподобляться  Лошаку не стану – всегда  помню,  что  у самого рыльце в пушку: на голубом глазу регулярно расписывался в зарплатной ведомости горячевского концерна, не обременяя себя лишними вопросами. Или просто  надеюсь,  что  почивший в бозе  журнал  «Русская виза» зачтётся – и нам, грешным, и Марку Леонидовичу – как деяние светлое? Что ни  говори, а  порывы-то  были  прекрасны!..
     Может, иллюстрации к нашему разговору в газетах поищем? Там призывов  к меценатам-спонсорам пруд пруди: все у нас сегодня на них, в избытке владеющих  «капустой»,  уповают.  (Объявления  типа  «Совершеннолетняя  блондинка 90 х 60 х 90 бережёт себя для надёжного спонсора» пропустим,  как  неоригинальные.)  Патриоты-добровольцы  ищут  деньги  на  поездку в Югославию (политики их в окопы позвали, а дорогу на фронт оплатить забыли),  московские  иудеи  изыскивают  средства  на  ремонт  синагоги,  смоленский «кулибин» Ершов не может без финансовой поддержки воплотить в жизнь свои оригинальные изобретения...   
     Некоторые алкающие – находят. Вот «Бритиш Петролеум» оплатил расходы по благоустройству Ботанического сада на проспекте Мира, доктор Левандовский от имени своих парализованных стариков благодарит зарубежных благодетелей за подаренные его богадельне цветные телевизоры... Увы, у нашей благотворительности – зарубежный лик. Чаще всего – лицо господина, чья палиндромная фамилия бесконечна, как вознесенские видеомы, с дуплетным  значком доллара внутри, — СОРОС-SОRОS-SОРОС... Может, даруем нашему благодетелю российское гражданство,  не дожидаясь, покуда свои доморощенные соросы объявятся? Пока их не очень-то видно, а если  и возникают – лучше бы рта не раскрывали. Говорят красиво – страстно декларируют  отказ  от  иностранных  подачек,  к  гордости великороссов  взывают. Ты уже уши развесил  (ну, слава Богу,  пришёл наконец новый Мамонтов-Щукин-Морозов!), а он тебе: «Наш народ – вот главный инвестор и спонсор, способный поднять страну своим трудом, своими кровными сбережениями!..»
     И то верно – говорят, у народа нашего миллиарды долларов без движения в кубышках томятся.
     Чтоб вы так жили, господа хорошие!

     «Знамя» № 7 – 1999 г.


ФОТО: Андрей Чернов, Владимир Вигилянский, Олеся Николаева, Александр Сёмочкин  /  Рождествено, август 1981 г.
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/

-----