Рецензия на роман Евгения Топчиева Дилетант

Евгений Топчиев
Ни для кого не секрет, что в столичных издательствах и толстых литературных журналах уже всё поделено, есть сложившийся круг надежных, проверенных временем авторов, чьи фамилии давно на слуху. Начинающему писателю, какими бы талантами он ни обладал, в этот круг не попасть. Издательства, как правило, выдают на гора книги уже известных мастеров слова или раскручивают собственные литературные проекты в одной упряжке с автором-ксероксом, способным писать по четыре-пять романов в год. Для них организуют презентации, рекламу, заказную критику в СМИ. Всем остальным от ворот поворот или издание за счёт автора.
Теперь представьте, какое чувство приятного удивления и открытия, я ощутил, погружаясь в текст неизвестного мне ранее Евгения Топчиева: 
 «Они лежали на боку, прижавшись друг к другу. Лежали тихо, замерев, впечатав тела в простыню как в гипс, словно хотели сделать слепок с этого момента. Одеяло валялось на полу возле кровати. Он водил носом по её коже. Ему казалось, по этой белой коже размазана и в эти поры втёрта вся любовь и весь секс этого мира, заранее собранные по крупице отовсюду в один волшебный пузырёк, который случайно достался ему, чтобы быть опорожненным здесь, в эту минуту и в этой комнате.
Со стены, с узорчатого коврика, на них ласково смотрела лань и тянулась к ним носом, словно наткнулась в лесу на этих странных обнажённых сплетённых людей и желала обнюхать их».
Удивительный, ласкающий слух отрывок оказался из романа Евгения Топчиева «Любовь и фарма», вышедшего в 2015 году в издательстве «РИПОЛ-классик».
Мне захотелось прочитать всю книгу, что бывает довольно редко. Прочитал — и не разочаровался. Легкий слог, сочный язык, точность в деталях, живые, узнаваемые персонажи, в существование которых веришь. Плюс отличное знание предмета: производственные будни крупной фармацевтической компании — это, извините, не рабочий день какого-нибудь сельскохозяйственного предприятия, пусть и передового.  Всё становится предельно ясно, когда узнаешь, что автор книги Евгений Топчиев в течение нескольких лет работал на руководящей должности в крупной биотехнологической фирме.
Я всегда придерживался мнения, что писательским трудом должны заниматься люди, которым есть что рассказать, есть чем удивить — и прежде всего собственной болью и радостью, мыслями и ощущениями. Проза Евгения Топчиева как раз отвечает этому критерию, она искренняя. Автору веришь, что именно так всё и было.
В новом романе «Дилетант» читателю представляется возможность продолжить знакомство с главным персонажем «Любви и фармы» Андреем Прониным. Ему тридцать лет, он работает в фирме, занимающейся созданием инновационных лекарств, продлевающих жизнь больным раком. И все же «Дилетант» – это не производственный роман в духе катаевского «Время, вперёд!», положенный на кальку современности. Это книга о поиске смысла жизни и своего места в ней.
Своё место в жизни герой воспринимает, как ни странно, через ощущение себя дилетантом во всём, будь то работа, отношения в коллективе или любовные связи. Автор словно предлагает и читателю задаться вопросом: а кто из нас, положа руку на сердце, скажет, что твёрдо разбирается в своём предмете? знает правила, по которым следует жить?
И знаете, речь идёт не о банальном дилетантстве, но – о тонком, подспудном ощущении, угадывании глобального профана в современном homo sapiens. Возможно, вот это ощущение и скрывается за лаконично-беззащитным названием книги, которую читатель держит в руках.
«Мы влачим позорное существование. Мы, поколение Next. Подозреваем, что всё не так, но ничего не меняем. Мы ничего не придумали и ничего не знаем – профаны во всём! Ездим на новых автомобилях, каждый из которых настолько совершенен, что нам не хватит и жизни, чтобы создать что-то подобное. Прогресс остановился на нас».
В новой книге, как и в «Любви и фарме», по-прежнему актуальны главные вопросы, волнующие Е.Топчиева: способен ли выросший в тепличных условиях человек взять жизненные пороги, преодолеть слабость и спасти свою душу от разорения? Как разгадать знаки судьбы и даёт ли она второй шанс?
«Любовь навалилась на меня, сгребла и стукнула с размаху о камень выбора: направо или налево – решай! И пока я решал, меня затянуло в воронку лжи; в той воронке я крутился безвольно, как пленный, с которым никто не церемонится, подохнет – и ладно».
«…Всё плохое, что я успел натворить, произошло как-то слишком быстро, я даже не успел опомниться. А главное, мне было непонятно – мог ли я сделать иной выбор на развилках судьбы?»
Ради счастья с любимой женщиной герою приходится жертвовать благосклонностью родителей, понятиями, по которым живут друзья, преодолеть боязнь бутафорных монстров, чьи образы преследуют героя с детства.
Сначала как спаситель от неминуемой гибели, а затем и как наставник мистическим образом рядом с Андреем оказывается Гоша, незаурядный персонаж из предыдущего романа, который вкладывает в руку героя недостающую силу и помогает стать более решительным, отбросив прочь обывательский прагматизм.
«Подстраховаться хочешь?» – с усмешкой говорит он Андрею про его медлительность в отношениях с избранницей, улавливая в душе друга ту самую слабину, столь свойственную современным яппи, – ясно, Гоша указывает Андрею на то место, откуда начинается умирание любви:
«Женщины могут разлюбить за нерешительность. За предательство. За неспособность жертвовать. В жизни иногда нужно поступать легко и красиво. И не бояться быть одураченным. Иногда важны решительность и презрение к страху. За это женщины нас и любят».
За непринуждённым описанием проблем с деторождением, интимных в общем-то вещей, о которых и говорить неловко, автор открывает нам область скорби и отчаяния, столь знакомых людям, попадавшим в подобные ситуации.
«Загнав друга в угол, мы похехекали; грусть сквозила в нашем смехе. На нас всех какая-то порча нашла! Все молодые, и у всех проблемы с деторождением. Что происходит вообще?»
«Я предстал перед новым доктором с результатами спермограммы, которую успел сделать днём ранее. Хорошо, что в то утро я пришёл пораньше! В небольшой комнатушке, где не было телевизора, но зато были порножурналы, мне повезло быть первым. А когда уже выходил, то на меня в смертной тоске поглядела вся очередь – парни, ожидающие мою комнатку. Я просто передал ключи следующему и ушёл».
Вместе с главным героем читатель побывает в Калифорнии, на венчурной площадке в Силиконовой долине, во Франции, где он проведёт свой счастливый отпуск с Жанкой, и даже на допросах у следователя отдела по борьбе с экономическими преступлениями МВД...
Но не стану лишать читателя удовольствия самому знакомиться с романом, перелистывая ещё пахнущие типографской краской страницы. Отмечу только, что помимо интересного сюжета (как мне показалось, во многом основанного на собственном опыте) Евгений Топчиев, как талантливый живописец, несколькими точными мазками воспроизводит нашу жизнь, прекрасную и ужасающую, счастливую и невыносимую, но при любом раскладе настоящую, в которую веришь. Его проза наполнена узнаваемыми ощущениями и запахами, её хочется читать и перечитывать, сверяя со своей жизнью, своим жизненным опытом:
«Насколько я одурманен Жанкой – вот уж два года как погружаюсь в этот безумный мёд всё только глубже и глубже, – но до сих пор не верю, что вот она и есть моя последняя женщина! Не то чтобы я хотел её поменять на лучшую. Я её люблю до безумия, до хныкающего счастья, именно её люблю.
Но как принять то, что ни одной другой больше никогда не будет? Никакой-никакой больше не попробовать? Вот это принять сложно и страшно».
Отвечая въедливым критикам, которые несомненно найдут в книге какие-то огрехи, замечу, что и Лев Николаевич Толстой, ознакомившись с корректурой «Анны Карениной» пришел в ужас и убежал в Ясную Поляну дорабатывать роман. Ничего страшного в этом нет. Работу над своим   произведением автор может продолжать всю жизнь. Было бы над чем.
Олег ГОНОЗОВ
член Союза российских писателей
Ярославль