Золотые конвои Англии во Второй мировой войне

Александр Ресин
Все знатоки истории Второй мировой войны знают историю  английского крейсера «Эдинбург»  перевозивший примерно 5,5 тонн золота в 1942 году .Сейчас очень часто пишут, что это была оплата за поставки по Ленд- лизу за которую якобы СССР расплатился золотом .

Любой не предвзятый специалист занимающийся этим вопросом знает,что золотом расплачивались только за поставки пре-ленд- лиза 1941 года, а за остальные годы поставки оплате не подлежали. 

СССР расплачивался золотом за поставки  до заключения соглашения о Ленд-лизе а также за товары и материалы, закупленные у союзников кроме ленд-лиза.


На Эдинбурге  были 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм,  погруженные  в Мурманске в апреле 1942 года и они были оплатой Советского Союза Англии за вооружение, поставляемое сверх оговорённого соглашением о ленд- лизе перечня.   

Но,  и  это золото до Англии не доплыло. Крейсер «Эдинбург» получил повреждение и был затоплен. А, Советский Союз, еще в годы войны получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Кстати все перевозимое золото, пресловутые 5, 5 тонн, по ценам того времени стоили чуть более 100 миллионов долларов. Для сравнения общая стоимость поставленного в СССР по Ленд-лизу составляет  11,3 млрд долларов.

Однако на этом история золота Эдинбурга не закончилась.   В 1981 году английская кладоискательская фирма «Джессон Марин Рикавериз»  заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. «Эдинбург» лежал на глубине 250 метров. В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, Таким образом, мало того, что перевозимое Эдинбургом золото не было платой за ленд-лиз и, что это золото, так и не доплыло до союзников, а треть его стоимости была возмещена СССР еще в годы войны, так, еще спустя сорок лет, когда это золото подняли, то большую его часть вернули СССР.

Еще раз повторим ,СССР не расплачивался золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году так как соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа или вообще бесплатно.

 На СССР было распространено действие закона США о Ленд-Лиз  основанного на следующих принципах:   
 - все расчеты за поставленные материалы производятся после окончания войны
 - материалы, которые будут уничтожены, не подлежат никакой оплате
 - материалы, которые останутся пригодными для гражданских потребностей,
оплачиваются не ранее, чем через 5 лет после окончания войны, в порядке
предоставления долгосрочных кредитов
- доля США в ленд-лизе  составляла - 96,4% .

Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:
Пре-ленд- лиз - с 22 июня 1941 по 30 сентября 1941 (оплачен золотом)
Первый протокол - с 1 октября 1941 по 30 июня 1942 (подписан 1 октября 1941)
Второй протокол - с 1 июля 1942 по 30 июня 1943 (подписан 6 октября 1942)
Третий протокол - с 1 июля 1943 по 30 июня 1944 (подписан 19 октября 1943)
Четвёртый протокол - с 1 июля 1944, (подписан 17 апреля 1944), формально
завершился 12 мая 1945, но поставки были продлены вплоть до окончания войны
с Японией, в которую СССР обязался вступить через 90 дней после окончания
войны в Европе (то есть 8 августа 1945).

Историю с Эдинбургом знают многие ,а вот историю другого британского крейсера «Эмеральд» мало кто знает. А  ведь этому крейсеру пришлось возить золота не сравнимо в больших объемах чем «Эдинбургу» Только в своем первом плавании в Канаду  в 1939 году «Эмеральд» перевез  груз 650 миллионов долларов  в золоте и ценных бумагах ,а таких  рейсов у него было несколько.

Начало Второй Мировой войны  для  Англии складывалось крайне неудачно и после эвакуации войск с Континента  судьба острова  зависела от флота и авиации ,так как только они могли препятствовать  возможной  высадке немцев. В тоже время в случаи падения Англии, правительство Черчилля планировала перебраться в Канаду и отсюда продолжать борьбу с Германией. Для этого в  Канаду были переправлен английский золотой запас, всего около 1500 тонн золота и около 300 миллиардов,долларов  в ценных бумагах  и валюты в современных ценах.

Среди этого золота была и часть  золота бывшей Российской империи. Как попало это золото в Англию, а потом в Канаду мало кто знает.

До Первой Мировой войны золотой запас России   был самым крупным в мире и составлял 1 миллиард 695 миллионов рублей (1311 тонн золота) В начале Первой мировой  войны значительные суммы золотом были отправлены в Англию в качестве гарантии военных кредитов. В 1914 году через Архангельск в Лондон было отправлено 75 млн рублей золотом (8 млн фунтов). В пути корабли конвоя (крейсер Drake и транспорт Mantois) получили повреждения на минах и этот путь был признан опасным. В 1915—1916 375 млн рублей золотом (40 млн фунтов) было отправлено по железной дороге во Владивосток, а затем на японских военных кораблях перевезено в Канаду и помещено в хранилища Банка Англии в Оттаве. В феврале 1917 тем же путем через Владивосток было отправлено ещё 187 миллионов рублей золотом (20 млн фунтов). Эти суммы золотом стали гарантией английских кредитов России для закупки военного снаряжения на сумму соответственно 300 и 150 млн фунтов стерлингов. Известно, что с начала войны до октября 1917 года Россия всего перевела в Банк Англии 498 т золота; 58 т вскоре были проданы, а остальные 440 т лежали в сейфах Банка Англии в качестве обеспечения кредитов .

Кроме того в Англию попала и часть золота, заплаченного большевиками немцам, после заключения Брест-Литовского мира в 1918 году. Представители Советской России обязались отправить в Германию в качестве контрибуции 250 тонн золота и успели отправить два эшелона с 98 тоннами золота. После  капитуляции Германии , все это золото досталось в качестве контрибуции  странам победительницам Франции, Англии и США.

С началом Второй Мировой войны  уже в  сентябре 1939 года британское правительство постановило, что владельцы  вкладов ,имеющие  в банках Великобритании ценные бумаги должны задекларировать их Королевскому  казначейству. Кроме того все вклады физических и юридических лиц  стран противников Великобритании и стран оккупированных Германией и ее союзниками были заморожены.

Еще до операции  перевозки ценностей банка Англии в Канаду, были переведены   миллионы  фунтов  в золоте и ценных бумагах на покупку оружия у американцев.

Один из первых кораблей перевозивших эти ценности  и был крейсер «Эмеральд» под командованием  Августа Уиллингтона  Шелтона  Агара.  3 октября 1939 HMS Emerald бросил якорь в Плимуте, Англия, где Агар получил  приказ следовать в Галифакс в Канаду.

7 октября 1939 года крейсер отплыл из Плимута  с золотыми слитками от Банка Англии, направленных в Монреаль. Поскольку это плавание было под строжайшим секретом, экипаж был одет в тропические "белых мундиры, чтобы запутать немецких агентов. В качестве эскорта . Эмеральд  сопровождали линкоры, HMS Revenge и HMS Resolution и ,  и крейсера HMS Enterprise, HMS Caradoc.

Опасаясь высадки немцев в Англии, правительство Черчилля разработало план позволяющий Великобритании  продолжать войну, даже если  остров будет захвачен. Для этого все золотой  запас и ценные бумаги были переправлены в Канаду.  Используя свои полномочия в военное время правительство Черчилля конфисковало все ценные бумаги, находящиеся в банках Англии  и под покровом секретности переместили их в порт Гринок в Шотландии.

В течение десяти дней, — вспоминал один из участников этой операции, — все отобранные для перемещения вклады в банках Соединённого Королевства были собраны, сложены в тысячи коробок размером с ящики от апельсинов и свезены в региональные центры сбора. Всё это были богатства, принесённые Великобритании поколениями её торговцев и мореплавателей. Теперь вместе с накопленными тоннами золота Британской империи им предстояло переправиться через океан.

Для перевозки первой партии секретного груза был снова выбран крейсер «Эмеральд», которым теперь командовал капитан Френсис Сирилл Флинн, 24 июня он должен был выйти из гавани Гринок в Шотландии.

23 июня поездом до Глазго из Лондона выехали четыре лучших специалиста по финансовым вопросам из Английского банка с Александером Крейгом во главе. Тем временем усиленно охраняемый специальный поезд привёз в Гринок последнюю партию золота и ценных бумаг для погрузки на стоявший в заливе Клайд крейсер. Ночью пришёл эсминец «Коссак», чтобы присоединиться к эскорту «Эмеральда».

К шести часам вечера 24-го крейсер был загружен ценностями так, как ещё ни один корабль до него. Его артиллерийские погреба были наполнены 2229 тяжёлыми ящиками, в каждом из которых лежало четыре золотых бруска. (Груз золота оказался таким тяжёлым, что по окончании плавания были обнаружены погнутыми угольники полов этих погребов.) Тут же лежали коробки с ценными бумагами, всего их было 488 на общую сумму более 400 миллионов долларов.

Таким образом, уже в первой перевозке оказались  ценности на сумму более полумиллиарда долларов. Корабль покинул  порт 24 июня 1940 года и в сопровождении нескольких эсминцев  отплыл в Канаду.

Погода не очень благоприятствовала плаванию . С усилением шторма стала падать скорость эсминцев сопровождения, и капитан Вайан, командовавший эскортом, просигналил капитану Флинну идти  противолодочным зигзагом, чтобы «Эмеральд» сохранял свою более высокую и, значит, более безопасную скорость. Но океан бушевал всё сильнее и сильнее, и в конце концов эсминцы отстали так, что капитан Флинн решил дальше плыть в одиночку. На четвёртый день погода улучшилась, а вскоре, 1 июля, где-то после 5 часов утра, на горизонте появились берега Новой Шотландии. Теперь по спокойной воде «Эмеральд» шёл к Галифаксу, делая 28 узлов, и в 7.35  1 июля благополучно встал в док.

В Галифаксе груз был перегружен в специальный поезд, который  уже стоял в ожидании и на  подходящей к доку железнодорожной ветке. Тут же находились представители Канадского банка и железнодорожной компании «Кэнэдиэн нэшнл экспресс». Перед началом разгрузки были приняты чрезвычайные меры предосторожности, причал тщательно перекрыт. Каждый ящик при выносе с крейсера регистрировался как сданный, после чего заносился в список при погрузке в вагон, причём всё это происходило в ускоренном темпе. В семь часов вечера состав с золотом отправился.

2 июля 1940, , в 5 часов вечера поезд прибыл на станцию Бонавентур в Монреале. В Монреале вагоны с ценными бумагами были отцеплены, а золото поехало дальше, в Оттаву На перроне груз встречали Дэвид Мансур, исполняющий обязанности управляющего Канадским банком, и Сидни Перкинз из отдела валютного контроля. Оба эти человека были осведомлены, что поезд привёз секретный груз, имеющий кодовое название «Fish». Но лишь один Мансур знал, что им предстоит принять участие в крупнейшей финансовой операции, когда-либо осуществляемой государствами в мирное или военное время.
Как только состав остановился, из вагонов вышла вооружённая охрана и оцепила его. Мансура и Перкинза провели в один из вагонов, где их ожидал худощавый невысокий человек в очках — Александер Крейг из Английского банка, сопровождаемый тремя помощниками.

Теперь ценности переходили под их ответственность, и им предстояло куда-то поместить эти тысячи упаковок. Дэвид Мансур уже сообразил куда.
24-этажное гранитное здание страховой компании «Сан лайф», занимавшее целый квартал в Монреале, было самым  удобным для этих целей Оно имело три подземных этажа, и самый нижний из них в военное время предполагалось как раз отводить под хранилище ценностей типа этого «Вклада ценными бумагами Соединённого Королевства», как его назвали.

Вскоре после часа ночи, когда движение на улицах Монреаля стихло, полиция оцепила несколько кварталов между сортировочной станцией и «Сан лайфа». После этого между вагонами и задним въездом в здание начали курсировать грузовики, сопровождаемые вооружёнными охранниками «Кэнэдиэн нэшнл экспресс». Когда последняя коробка упокоилась на своём месте — что было соответствующим образом зарегистрировано, — ответственный за депозит Крейг от лица Английского банка взял у Дэвида Мансура расписку в получении от лица Канадского банка.

Теперь предстояло быстро оборудовать надёжное хранилище. Но изготовление камеры 60-футовой длины и ширины и 11-футовой высоты требовало огромного количества стали. Где её взять в военное время? Кто-то вспомнил о неиспользуемой, заброшенной железнодорожной ветке, две мили путей которой имели 870 рельсов. Из них-то и были изготовлены стены и потолок толщиной в три фута. В потолке установили сверхчувствительные микрофоны звукоулавливающих приборов, фиксирующих даже слабейшие щелчки выдвигаемых из железного шкафа ящиков. Для того чтобы открыть двери хранилища, требовалось набрать две различные цифровые комбинации на запирающем устройстве. Двум банковским служащим сообщили одну комбинацию, двум другим — вторую. «Другая комбинация мне была неизвестна, — вспоминал один из них, — и каждый раз, когда требовалось войти в камеру, мы должны были собираться парами».

Поход «Эмеральда» был только первым в череде «золотых» трансатлантических переходов британских кораблей. 8 июля из портов Великобритании вышли пять судов, которые везли самый большой комбинированный груз ценностей, когда-либо транспортировавшийся по воде или по земле. В полночь из залива Клайд вышли линкор «Рэвендж» и крейсер «Бонавентур». На рассвете в Северном проливе к ним присоединились три бывших лайнера «Монарх Бермудов», «Собеский» и «Баторий» (два последних были судами «Свободной Польши»). Эскорт составляли четыре эскадренных миноносца. Этот конвой, которым командовал адмирал сэр Эрнест Расселл Арчер, вёз золотые слитки примерно на 773 миллиона долларов и 229 коробок ценных бумаг общей ценностью приблизительно в 1 750 000 000 долларов.

На всём протяжении перехода через Атлантику восемь 15-дюймовых и двенадцать 6-дюймовых орудий и батареи 4-дюймовых зениток находились в постоянной боевой готовности. 13 июля первые три судна вошли в гавань Галифакса. Вскоре после этого появился «Бонавентур», а потом и «Баторий». Для перевозки золотых слитков в Оттаву потребовалось пять специальных поездов. Груз был таким тяжёлым, что в каждый вагон складывали не больше 200 ящиков, чтобы выдержал пол. Каждый состав вёз от 10 до 14 таких грузовых вагонов. В каждом вагоне было заперто двое охранников, которые сменяли друг друга через каждые четыре часа.

Всё это золото перевозилось без страховки. Кто мог бы или хотя бы захотел страховать слитки на сотни миллионов долларов, особенно в военное время? Доставленный конвоем «Рэвенджа» золотой груз привёл к ещё одному рекорду: расходы «Кэнэдиэн нэшнл экспресс» по его перевозке оказались самыми высокими в его истории — что-то около миллиона долларов.

В Оттаве «Кэнэдиэн нэшнл рэйлроуд» организовывала прибытие специальных поездов так, чтобы их разгрузка и перевозка золота в Канадский банк на Веллингтон-стрит проходили ночью. Кто бы мог подумать ещё совсем недавно, что это пятиэтажное здание, в котором располагался банк, высотой всего 140 футов  станет подобным Форту Нокс, самому крупному вместилищу ценностей в мире? Три дня груз конвоя «Рэвенджа» золотым потоком лился в хранилище банка, имевшее размеры 60 на 100 футов. Грузовики  разгружались, и 27-фунтовые чушки, точно большие куски жёлтого мыла в проволочных упаковках, аккуратно складывались в хранилище ряд за рядом, слой за слоем в огромный, до самого потолка, штабель из десятков тысяч слитков тяжёлого золота.
В течение трёх летних месяцев по железной дороге в Монреаль прибыло три дюжины грузов ценных бумаг.

Для размещения всех сертификатов потребовалось почти 900 четырёхстворчатых шкафов. Спрятанные под землёй ценности круглосуточно охраняли 24 полицейских, которые там же ели и спали.

Просторное высокое помещение рядом с набитым ценными бумагами хранилищем оборудовалось под офис для работы с депозитами.  В штат Мансур пригласил 120 человек — бывших банковских служащих, специалистов из брокерских фирм и стенографисток из инвестиционных банков, — которые дали присягу на соблюдение секретности.

Офис, конечно, был исключительным. На третий этаж спускал только один лифт, и каждый сотрудник должен был предъявлять специальный пропуск (которые менялись каждый месяц) — сначала перед заходом в него, а потом внизу — охранникам из Конной полиции и ежедневно расписываться в своём приходе и уходе. У столов охранников имелись кнопки, которые включали сигнал тревоги прямо в управлениях Монреальской и Королевской канадской конной полиций, а также в службе Электрической защиты доминиона. Всё лето, за которое общее количество коробок с ценными бумагами достигло почти двух тысяч, сотрудники Крейга работали по десять часов ежедневно с одним выходным в неделю. Все эти ценные бумаги ,принадлежавших тысячам разных владельцев ,надо было распаковывать, разбирать и рассортировывать. В итоге было установлено наличие примерно двух тысяч разных типов акций и облигаций, включая все внесённые в отдельный список акции компаний, выплачивающих высокие дивиденды. К сентябрю ответственный за депозит Крейг, который знал всё, что у него должно было иметься, знал, что всё это у него действительно имелось. Каждый сертификат был учтён и внесён в картотеку.

Золото, как и ценные бумаги, прибывало непрерывно. Как показывают имеющиеся в Адмиралтействе документы, за период с июня по август британские корабли (вместе с несколькими канадскими и польскими) перевезли в Канаду и Соединённые Штаты золота более чем на 2 556 000 000 долларов.

Всего за период операции «Fish» было перевезено более 1500 тонн золота и учитывая золото полученное Англией от России в период Первой Мировой ,каждый третий золотой слиток складированный в Оттаве был российского происхождения.
В современных ценах на золото, переправленные сокровища   соответствуют  примерно  $230 миллиардов  долларов ,а стоимость ценных бумаг хранившихся в здании Сан лайф», оценивается  в более чем 300 миллиардов в современных ценах.

Несмотря на то, в перевозку были вовлечены тысячи людей, спецслужбы Оси никогда не узнали об этой операции. Об этом говорит совершенно невероятный факт, что за эти три месяца в течении которых производились перевозки, в Северной Атлантике было потоплено 134 союзных и нейтральных судна — и среди них ни одного, перевозившего золотой груз.

Свое золото хранили в Канаде такие страны  как оккупированные Германией, Бельгия, Голландия, Франция, Норвегия  и Польша.

По информации  опубликованной Центральным банком Канады  27 ноября  1997, всего  за период Второй мировой войны  в Канаду , между 1938 и 1945 годами ,  было отправлено на хранение различными государствами и частными лицами  2586 тонн золота.

Интересно,что в настоящее время, Канада вообще распродала весь свой золотой запас,причем совсем не по причине экстренной нужды в деньгах.

Уже многие десятилетия Канада входит в первую десятку стран с наивысшим уровнем жизни и даже как то была на первом месте.Правительство, обьяснила этот шаг тем, что ликвидность ценных бумаг гораздо выше чем золота и золото давно уже не является гарантом стабильности национальной валюты, так как обьемы золотого запаса,в денежном выражении, даже самые значительные, составляют лишь ничтожную долю в общем обьеме циркулирующей денежной массы в товарном обороте развитых стран.