Социальная сила науки

Екатерина Ершова-Киреева
            Особенности научного познания

     Великие люди прошлых веков считали научное познание средством развития человеческого духа, совершенствования социальной жизни. Однако они не предвидели огромного влияния науки на все аспекты человеческого бытия в современном мире.
Двадцатое столетие – время бурного и динамичного развития науки и техники, которые так же стремительно развиваются в двадцать первом веке, несмотря на природные и социальные катаклизмы.

                Ускоренное развитие

    Современную науку по сравнению с предыдущими столетиями можно назвать «великой наукой». Факты  для подтверждения: возросло количество ученых, наука поддерживается на государственном уровне, созданные учеными передовые технологии приносят огромные прибыли.


    На основе научных достижений люди радикально изменили среду своего обитания, создали «вторую природу», среду проживания, которая важна для человека так же как дикая природа.

     Обратимся к статистике, которая характеризует динамику роста количества ученых в цивилизованном мире:
Конец 18 века ---около 1000 человек,
Середина 19 века – 10 000 человек,
Конец 19 века -       100 000человек,
Середина     20-го века – 5 000 000 человек.


   Количество ученых выросло после Второй Мировой войны   Война была битвой передовых технологий, на базе которых  создавали новое оружие победы. В следующей войне никто не хотел быть побежденным. Военные технологии, примененные в хозяйственной жизни, облегчили труд людей на производстве, в сфере услуг.
Увеличение числа ученых  произошло в Европе за 15 лет, в США за 10 лет, в СССР за семь лет. Современная наука представляет 15000 дисциплин по следующим направлениям: фундаментальные и прикладные науки, естественные и общественные науки.

   В современном мире «ученый» - это особенная профессия. Должность «научный работник» в нашей стране появилась во второй  половине двадцатого века. Сотни тысяч ученых всего цивилизованного мира работают в специальных исследовательских институтах, лабораториях, экспертных комиссиях, являются  советниками, консультантами правительств, государственных и частных предприятий.

    В настоящее время наука является приоритетным направлением теоретической и практической деятельности людей. Состояние науки определяет уровень развития государства и его граждан в прошлом, настоящем и будущем.

                Наука выполняет социальные функции

    Процесс развития привел к становлению социальных функций науки. В социуме приоритет науки определяется по трем функциям, которые она выполняет:

    Культурно-мировоззренческая функция. В потоке времени ученые собирали по крупицам знания. Прошли столетия, наука накопила достаточный объем знаний, которые стали основой школьного, университетского, технического и гуманитарного образования. Без этого фактора научные знания не могли стать составной частью культуры общества. Произошло становление науки как социального института в структуре общества, как самостоятельной и достойной сферы человеческой деятельности.

    Функция науки как производительной силы общества формировалась постепенно. На протяжении веков достижения науки не оказывали влияния на создание вещей для производства и быта. Простые и сложные орудия труда,  войны создавались талантливыми изобретателями, которые к тому же бдительно хранили свои секреты. Кто, изобрел колесо в форме круга?  Неизвестно.

            Приведем пример.

     Создание паровой машины (изобретение и введение в производство) потребовало изучения процессов использования пара. В результате исследований были выявлены законы и закономерности применения пара при создании паровых двигателей. Появилась отрасль науки – термодинамика.

   Заслуга ученых второй половины XIX века в том, что научные теории воплощались в практической деятельности. Например, открытие радиоактивности легло в основу создания рентгеновских аппаратов, приборов для лечения злокачественных опухолей.

    В середине двадцатого века произошло разделение наук на фундаментальные и прикладные науки. Прикладные науки стали путем влияния теоретических дисциплин на производство. С этого времени  развитие наук определяет  развитие техники и производства, следовательно, существенно влияет на виды общественного труда. Наука становится производительной силой общества.

   Функция науки как социальной силы  определяется ее участием в разработке проектов социального и экономического развития государства. Реализация  проектов определяет развитие государства, создания нормальных условия бытия для его граждан.

        Требования научной методологии к знаниям

    В современном мире никто не станет отрицать, что наука есть область исследовательской деятельности, цель которой  производство  знаний о природе, человеческом обществе, самом человеке. Условия производства зависят от традиций, национальных особенностей. Однако есть общемировые  требования для исследовательской деятельности:
- наличие ученых, обладающих знаниями и способностями к исследовательской деятельности;
-научные учреждения,  оснащенные  экспериментальным  оборудованием;
-методы научно- исследовательской работы;
-концепции и система научной информации;
-сумма научных знаний, которые выступают в качестве обоснования научного поиска.

    Для получения новых знаний используются теоретические и экспериментальные методы. Результаты исследования  должны быть соответствующим образом обработаны и систематизированы, описаны на языке науки.  Обоснование научного знания опирается на научное мировоззрение, не противоречит основным законам развития, фундаментальным представлениям о реальной действительности.

    Развитие науки диалектично, способно к обновлению, признанию ошибочных теорий. На ошибках тоже учатся. Новые исторические условия вносят свои поправки в методологию науки. Основной инструмент для изменений  – критика фундаментализма.

       Направления критики

   В основном критике подвергаются классические идеалы научности по следующим направлениям: антифундаментализам, плюрализм, экстернализация.

   Сторонники антифундаментализма считают, что фундаментализм порождает противоречие между обоснованием и развитием научного знания.  Выступают против абсолютизации процедуры обоснования. В критике есть рациональное зерно необходимости: усилить развития знания путем снижения чрезмерных требований к обоснованию.

   Плюрализация - самое широкое и проблемное направление критики классических идеалов науки. Стараниями западных философов созданы концепции плюрализма науки. Суть концепций: наука не является единой целой системой знания. Она есть совокупность парадигм. 

    Самая влиятельная концепция в западной философии – это концепция плюрализма  американского методолога науки Фейерабенда П.

           Справка для читателя

    Фейерабенд Пауль Карл. Философ и методолог науки австрийского происхождения  (1924-1994). Преподавал философию науки в университетах Германии, Англии, Америки.  Представитель философского течения – позитивизма, основатель «методологического анархизма», один из идеологов революционного движения анархо-синдикализм (вожди Троцкий, Бакунин и др.).

    Анархисты выступают за федерализм по принципу национальной идентичности, разделение крупных национальных государств на мелкие государства, просто территории.

   В России книга Фейерабанда «Против метода» переведена на русский язык в 1987 году.

   В области науки Фейерабенд П.выдвинул идею вне научного контроля науки.
   Согласно этой идее группа неизвестно, каких авантюристов-политиков берет под свой контроль всю науку в любом государстве под предлогом противостояния терроризму и обеспечения национальных интересов США. Неплохая идея для уничтожения конкурентов!

   Предлог для обвинения может быть любым! До сих пор не прокопали туннель под Ламаншем, какие плохие эти ученые!

   Например, наши доморощенные плюралисты обвиняют физиков в том, что они не доказали что такое электричество. По незнанию путают понятия электричества и электрического тока. В школьных учебниках дано определение постоянного электрического тока в замкнутой цепи. Посмотрели бы на батарейки для фонариков, прежде чем  вводить народ в заблуждение, создавать мифы о невежестве ученых.
Чтобы получить электрический ток и заставить энергию потока электронов  служить человеку в приборах и машинах много ученых погибло в процессе экспериментальных работ.

   Электричество как природное явление таит в себе много необъяснимого современными теориями. Неопознанные явления природы, в том числе и вторичной,  ждут своих Ломоносовых. Но под руководством специфических плюралистов вряд ли дождутся.

   Вторая интересная идея Фейерабенда:
«Все методические предписания имеют свои пределы, И единственным правилом, которое сохраняется, является правило «все дозволено».  В своих опубликованных трудах Фейерабенд П. пытается доказать фактическую равнозначность науки и мифа.

  С утверждением равнозначности науки и мифа согласиться нельзя по простой причине:
наука дает реальную картину действительности, раскрывает сущность вещей. (Учение Аристотеля, «проклятого язычника» по характеристике К.Маркса).

   Миф, порождение воображения человеческого, создающее виртуальную реальность, которая формирует мифологическое сознание.   Двадцатый век по созданию и применению мифологии в социальной жизни народов превосходит все остальные времена.
    На этом основании можно утверждать, что не религия, а мифология  есть современный «опиум для народа» по меткому выражению В.Ленина (Ульянова). Наглядные пособия по мифологии - современные СМИ, литература постмодерна.

   Однако в работах американского ученого есть здравый смысл. Во-первых, он выступает против распространенного убеждения в превосходстве современной цивилизации над традиционными видами культуры разных народов.

    Во-вторых, в качестве стандарта науки нужно брать возможность теории решать практические проблемы. Например, задачный подход к теории деятельности человека на основе интеграции теории и практики существенно повышает уровень профессиональной подготовки индивидуума к профессиональной деятельности.
Следовательно, в качестве стандарта науки следует брать не только фундаментализм, но и предусмотреть возможность решать проблемы.

   Следующее направление критики науки – экстернализация. 
В методологии науки запада существует точка зрения: источник развития науки зависит от внешних факторов, таких как политика, экономика и др. Эта точка зрения противоречит фундаментализму, в соответствии с которым выводы науки  определяет реальность, независимая от социальных условий.

   В современном мире наука превратилась в главный двигатель производства, масштабы экспериментов приобретают промышленный характер, наука оказывает  существенное влияние на все стороны жизни общества.
Следовательно, отрицать влияние социальных факторов на науку невозможно. Разумнее учитывать влияние на науку социальных факторов через ее специфику, относительную самостоятельность.

   В результате критики классической науки в методологии познания формируются новые суммарные требования к современной науке:
-основная ценность научной теории – возможность на ее основании решать проблемы жизнедеятельности государства, конкретного человека, вторичной и дикой природы;
-потребностям развития науки в большей степени соответствует наличие разных стандартов (идеалов) науки;
-методологическое мышление должно быть терпимым к новым направлениям науки,  соответствовать  современному развитию научного познания.

                Как там на Западе?

    Немецкая классическая философия возрождает свои школы при поддержке государства и канцлера в новой реальности двадцать первого века. Группа методологов науки, социологов  сформировала концепцию «финализации науки».
Учеными было изучено появление социально значимых дисциплин, таких как агрохимия, биология, онкология, аэродинамика и т.д. Они установили, что в процессе финализиции меняются цели, поставленные обществом перед наукой.

    Финализация обеспечивает сохранение частичной автономии научной деятельности и позитивное влияние науки на понимание обществом определенных проблем. 
В основание концепции положен принцип синтеза внутренних закономерностей развития науки и внешних социальных потребностей, соединение классических идеалов науки и востребованных в социальной жизни новых идеалов.

   Главным условием финализации научной дисциплины является достаточный уровень ее развития. В развитии естествознания Штарнбергская группа методологов выделяет три стадии:
-исследовательскую, допарадигматическую,
-парадигматическую,
-постпарадигматическую.

    Исследовательская стадия включает в себя эмпирический уровень знания, до границы создания теории. На этом временном отрезке исследования проводятся эксперименты, описания, классификации. Исследования осуществляются с учетом внешних социальных целей.
Парадигматическая стадия состоит в разработке теории, изучаемой предметной области. На данном этапе исследования не допускается влияние внешних социальных целей.

   В классическом варианте науки созданием теории заканчивалось  исследование, работа ученого. В концепции финализации выделена –постпарадигматическая стадия работы ученого.

   На этой стадии ученые-теоретики должны на практике применить разработанную теорию для решения социально значимых проблем. Следовательно, удовлетворить потребность общества в новом знании, которое приносит пользу людям.

   На основании выше изложенного материала, можно утверждать, что классическая наука не застыла в догмах. Структурные сдвиги в современной науке состоят в переходе от предметно-фундаменталистского развития научного познания к проблемным формам  исследовательской деятельности, которые более эффективны при решении социально значимых задач.


Создание вечного беспорядка

Полезные и вредные теории

   Наука сильна теориями. Исследователи методологии науки выясняли соотношение теорий и их практического применения в реальной действительности жизни социума. Установили наличие интересного факта: теорий во много раз больше по сравнению с практикой.
    Некоторые теории просто вредны для людей, наносят человечеству непоправимый вред.  Особенно много теорий в науках о человеке: социологии, политологии, психологии, педагогике и др. 

   Известный педагог А.Макаренко, теоретик  и практик, писал по поводу теорий социального воспитания.  Некоторым деятелям просвещения, кажется, создадим новую теорию воспитания, и все будет хорошо. Например, теорию свободного воспитания. Нежизнеспособные теории называл соцвосовскими мечтами.

   Как отличить научную теорию от лженаучной теории?
Научная теория – логичная система  достоверных утверждений, которая отражает закономерные связи между фактами и явлениями определенной предметной области. Знание научной теории и практики позволяет объяснять и предсказывать события в границах этой области.



© Социальная сила науки
январь 2015
Санкт-Петербург
Автор Екатерина Ершова-Киреева (псевдоним)
Ершовой Екатерины Алексеевны
Знаков и пробелов – 14 871