К катастрофе ту-154 над черным морем 25. 12. 2016

Ю.Золотарев
К  КАТАСТРОФЕ  ТУ-154   НАД  ЧЕРНЫМ  МОРЕМ   25.12.2016

Мой брат, Сергей Золотарёв, профессиональный лётчик. В настоящее время не летает, но в силу профпривычки  старается отслеживать все значительные мировые авиакатастрофы, с целью разобраться и понять их причины.
Когда случилось недавнее несчастье  над Черным морем  с  летевшим в Сирию  ТУ-154,  Сергей наметил для себя несколько возможных причин катастрофы, и по телефону поделился со мной своими соображениями.
Рискуя оказаться весьма не точным (поскольку не являюсь лётчиком), тем не менее попытаюсь хотя бы грубо обозначить эти возможные причины (нечто похожее случалось в других авиакатастрофах, Сергей называл их предметно, но я, естественно, не запомнил).
Итак:
 1) в авиадвигателях ТУ-154 имеется некий разгонный стартёр; в одной из катастроф случилось следующее: при взлёте стартёр, как ему и положено,  вошел в контакт с валом двигателя и начал его разгонять; в нужный момент стартёр должен был отсоединиться, и  далее двигатель разгонялся самостоятельно. Но отсоединения не произошло! Стартёр заклинило, он остался в контакте с двигателем и стал «разгоняться» вместе с ним. В результате – авария, разнос стартёра на куски, которые пробили обшивку, топливопроводы и т.п. И всё это – когда лайнер уже оторвался от полосы…
2) в конструкции старых самолётов порой развиваются микротрещины, отследить которые практически невозможно даже при тщательном техобслуживании; при экстремальных нагрузках (чаще всего – в полёте) «микро» могут превратиться в «макро» - и происходит разрушение, допустим, корпуса, крыла, да мало ли чего еще!
3) бывает, в двигатель попадает птица. Бывает – птицЫ. А если попадает СТАЯ птиц?? Двигатель «захлёбывается»…
4) вот еще одна – дикая, но в какой-то степени допустимая возможность катастрофы: «Стингер», либо там другой  ПТУРС.  Какой-нибудь ослеплённый ненавистью  боевичок  засел в сочинских горах, ожидая  взлёта  лайнера. И после старта ТУ-154 послал вдогонку свой «подарочек».  Бывает и такое…
Сергей, брат, сказал, что, разумеется, рабочая версия причин катастрофы появится лишь после  сбора  данных  опроса  всей цепочки причастных к последнему рейсу несчастного ТУ.
Но вот появилось новое свидетельство: один из морских пограничников  видел тот последний утренний полёт означенного ТУ-154.  И сообщил, что лайнер мчался к поверхности моря, сильно задрав нос! Потом зацепил хвостом поверхность воды, хвост отвалился, и  уже после этого – печальный финиш…
Сергей, брат,  тотчас предположил, что случилась разбалансировка веса внутри ТУ, в результате центр тяжести  лайнера сместился к корме, нос задрался, и лётчики уже ничего не смогли сделать с захлебнувшимися двигателями: тяга упала, и самолёт рухнул.
Но  ЧТО  ИМЕННО  могло  послужить причиной разбалансировки?? И тут остаётся лишь включить фантазию.
В разбившемся ТУ, похоже, не было стюардесс, стало быть – некому было следить за обязательным предполётным порядком: все пассажиры сидят на своих местах, ремни у всех пристёгнуты, ну и т.д. Возможно, отсутствие обязательности исполнения  ТАКИМИ пассажирами  (военные люди, все-таки! У таких самодисциплина предполагается по умолчанию)  предполётных инструкций при вылете из Адлера и привело к разбалансировке самолёта?  Возможно, пока командир  воздушного судна (КВС) на стоянке ТУ отсутствовал  (его не было в кабине примерно 1,5 часа), артисты ансамбля решили слегка порепетировать, и собрались в кормовом отсеке самолёта. А перед вылетом в спешке  не успели  вернуться на свои места (стюардессы-то нет! Кто станет требовать исполнения инструкции?). Кто-то не успел, а то и не захотел пристегнуть ремни. А командир порядок в салонах не проверил («не царское» это дело – салоны проверять!). Лайнер взлетел, слегка задрал нос – и в корму «поползли» либо «посыпались» те, кто не был пристёгнут и двигался по салону. В результате – разбалансировка возросла, нос самолёта задрался  еще сильнее, а это означает резкое снижение притока воздуха в двигатели, падение тяги, и двух минут лётчикам уже не хватило, чтобы исправить положение.
Результат – печальнейший: бездна слёз по всей России, и безуспешные попытки миллионов понять, осознать: ПО-ЧЕ-МУ???
Впрочем, буквально сегодня  появилась еще одна версия:  закрылки, которые, возможно, забыли вовремя включить в работу (из черного ящика удалось «вытащить» две предсмертные фразы экипажа:
1) «Закрылки, с…!!»
2) Командир, мы падаем…»).
Видимо, по какой-то причине закрылки не были вовремя «отжаты» в нужное положение. Результат: подъёмная сила при взлёте оказалась недостаточной, самолёт понесло к воде, и выправить ситуацию экипаж уже  не успел…  Дальше вы знаете.
Увы! Часто большая катастрофа  начинается с мелочи.
Ну, что ж… Мир  ВАМ  и вашим душам в  ТОЙ  реальности, откуда  еще никто не возвращался. Для  ВАС  уже закончились все бренные земные проблемы, в которых мы, оставшиеся, еще долго будем ковыряться. И делать ошибки, и постепенно уходить следом за  ВАМИ.
Так  КТО  же из нас теперь счастливее?  МЫ, оставшиеся?  Или всё-таки  ВЫ, ушедшие?..
Вт. – Ср.,  27-28.12.2016