К КАТАСТРОФЕ ТУ-154 НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ 25.12.2016
Мой брат, Сергей Золотарёв, профессиональный лётчик. В настоящее время не летает, но в силу профпривычки старается отслеживать все значительные мировые авиакатастрофы, с целью разобраться и понять их причины.
Когда случилось недавнее несчастье над Черным морем с летевшим в Сирию ТУ-154, Сергей наметил для себя несколько возможных причин катастрофы, и по телефону поделился со мной своими соображениями.
Рискуя оказаться весьма не точным (поскольку не являюсь лётчиком), тем не менее попытаюсь хотя бы грубо обозначить эти возможные причины (нечто похожее случалось в других авиакатастрофах, Сергей называл их предметно, но я, естественно, не запомнил).
Итак:
1) в авиадвигателях ТУ-154 имеется некий разгонный стартёр; в одной из катастроф случилось следующее: при взлёте стартёр, как ему и положено, вошел в контакт с валом двигателя и начал его разгонять; в нужный момент стартёр должен был отсоединиться, и далее двигатель разгонялся самостоятельно. Но отсоединения не произошло! Стартёр заклинило, он остался в контакте с двигателем и стал «разгоняться» вместе с ним. В результате – авария, разнос стартёра на куски, которые пробили обшивку, топливопроводы и т.п. И всё это – когда лайнер уже оторвался от полосы…
2) в конструкции старых самолётов порой развиваются микротрещины, отследить которые практически невозможно даже при тщательном техобслуживании; при экстремальных нагрузках (чаще всего – в полёте) «микро» могут превратиться в «макро» - и происходит разрушение, допустим, корпуса, крыла, да мало ли чего еще!
3) бывает, в двигатель попадает птица. Бывает – птицЫ. А если попадает СТАЯ птиц?? Двигатель «захлёбывается»…
4) вот еще одна – дикая, но в какой-то степени допустимая возможность катастрофы: «Стингер», либо там другой ПТУРС. Какой-нибудь ослеплённый ненавистью боевичок засел в сочинских горах, ожидая взлёта лайнера. И после старта ТУ-154 послал вдогонку свой «подарочек». Бывает и такое…
Сергей, брат, сказал, что, разумеется, рабочая версия причин катастрофы появится лишь после сбора данных опроса всей цепочки причастных к последнему рейсу несчастного ТУ.
Но вот появилось новое свидетельство: один из морских пограничников видел тот последний утренний полёт означенного ТУ-154. И сообщил, что лайнер мчался к поверхности моря, сильно задрав нос! Потом зацепил хвостом поверхность воды, хвост отвалился, и уже после этого – печальный финиш…
Сергей, брат, тотчас предположил, что случилась разбалансировка веса внутри ТУ, в результате центр тяжести лайнера сместился к корме, нос задрался, и лётчики уже ничего не смогли сделать с захлебнувшимися двигателями: тяга упала, и самолёт рухнул.
Но ЧТО ИМЕННО могло послужить причиной разбалансировки?? И тут остаётся лишь включить фантазию.
В разбившемся ТУ, похоже, не было стюардесс, стало быть – некому было следить за обязательным предполётным порядком: все пассажиры сидят на своих местах, ремни у всех пристёгнуты, ну и т.д. Возможно, отсутствие обязательности исполнения ТАКИМИ пассажирами (военные люди, все-таки! У таких самодисциплина предполагается по умолчанию) предполётных инструкций при вылете из Адлера и привело к разбалансировке самолёта? Возможно, пока командир воздушного судна (КВС) на стоянке ТУ отсутствовал (его не было в кабине примерно 1,5 часа), артисты ансамбля решили слегка порепетировать, и собрались в кормовом отсеке самолёта. А перед вылетом в спешке не успели вернуться на свои места (стюардессы-то нет! Кто станет требовать исполнения инструкции?). Кто-то не успел, а то и не захотел пристегнуть ремни. А командир порядок в салонах не проверил («не царское» это дело – салоны проверять!). Лайнер взлетел, слегка задрал нос – и в корму «поползли» либо «посыпались» те, кто не был пристёгнут и двигался по салону. В результате – разбалансировка возросла, нос самолёта задрался еще сильнее, а это означает резкое снижение притока воздуха в двигатели, падение тяги, и двух минут лётчикам уже не хватило, чтобы исправить положение.
Результат – печальнейший: бездна слёз по всей России, и безуспешные попытки миллионов понять, осознать: ПО-ЧЕ-МУ???
Впрочем, буквально сегодня появилась еще одна версия: закрылки, которые, возможно, забыли вовремя включить в работу (из черного ящика удалось «вытащить» две предсмертные фразы экипажа:
1) «Закрылки, с…!!»
2) Командир, мы падаем…»).
Видимо, по какой-то причине закрылки не были вовремя «отжаты» в нужное положение. Результат: подъёмная сила при взлёте оказалась недостаточной, самолёт понесло к воде, и выправить ситуацию экипаж уже не успел… Дальше вы знаете.
Увы! Часто большая катастрофа начинается с мелочи.
Ну, что ж… Мир ВАМ и вашим душам в ТОЙ реальности, откуда еще никто не возвращался. Для ВАС уже закончились все бренные земные проблемы, в которых мы, оставшиеся, еще долго будем ковыряться. И делать ошибки, и постепенно уходить следом за ВАМИ.
Так КТО же из нас теперь счастливее? МЫ, оставшиеся? Или всё-таки ВЫ, ушедшие?..
Вт. – Ср., 27-28.12.2016