Оля Кресина - Три Пети Па

Виктор Надеждин
  «Взяв би я бандуpу
Та й загpав, що знав.
Чеpез ту дивчiну
Бандуpистом став.»

«Цвитэ тэрэн, тэрэн цвитэ,
А цвит опадае,
Кто з любовью не знается,
Той горя не знае» 
                (Из украинских народных песен)
 
Пти па (фр.) – маленький шаг (шажок). Перефразировано – ПетиПа.



Оля Кресина. Три пети па балерины.
                .
Шаг первый.

                Из Одессы.

Первый шаг она начала в Одессе и продолжила в Кишиневе.

Я встретил ее в отделении второй больницы. Недавно ее привезла скорая с острым заболеванием.

Когда я вошел,  по длинному приемному коридору  неслась в кадрили пара юных красавиц.  Особым танцевальным разудалым мелким шажком: Оля Кресина учила соседку по палате танцевать кадриль.

Она выздоравливала и готовилась к выписке.

Танцы в больнице не могут остаться незамеченными.

Оля,  стройная, спортивная с притягивающей внутренней силой и красотой. 

Озорная и яркая, она не позволила упрятать себя среди застиранных больничных халатов.

Потерявшая цвет, серая, блекло-синяя фланель больничной одежды, губила личность, подгоняя всех под безликое биологическое существование с именем -  пациент.

Я позвал ее в ординаторскую и рассказал историю.

       «…В крупную сельскую больницу поступил вальяжный больной – гос автоинспектор.

Стать гаишником в Кишиневе, для сельского  жителя-царана, сродни с избранием в Академию наук.

Ничего так не будит воображение молдована, как власть, сила и деньги.

Гос автоинспектор был редким обладателем всех этих титулов и лечил знаменитую болезнь водителей и донжуанов.

Чтобы в больнице не сомневались в статусе важного пациента, он ходил с компостером, которым в те времена гаишники делали дырки в талонах за нарушение правил ПДД.

Он щелкал компостером направо и налево, а на процедурах умудрялся пробить дырки даже в халатах медсестер – вот к чему приводит неконтролируемое мастерство!

И всегда был в центре внимания…»

- Так и ты, Оля, своими пети па и растяжками на импровизированном станке, подчеркиваешь разницу между собой и серой массой.

-  Может ты найдешь другой способ?  Другой метод самовыражения?

- В  больнице крепкое здоровье, особенно бравирование им, действует угнетающе на больных. Нежелательно так дразнить несостоятельность других…

На другой день она выписалась.


Шаг второй.

                Танец с канотье.

В те времена многие выписывались и исчезали навсегда. Другие держались «своего доктора».

Не думал, что еще раз увижу Ольгу.

Иногда я принимал в поликлинике.

Однажды, цветущей весной, открылась дверь и на пороге появилась великолепная дама, в шуршащем наряде. Рядом стояла Оля, в соломенной шляпке-канотье, и скромно улыбалась.

-  Виктор Борисович, познакомьтесь – это моя сестра - Нелька, истинная одесситка. Думаю, что она где-то подцепила морскую болезнь!  У нас в городе, ее называют  карой одессита, - и обе заржали молодым здоровым смехом.

Прием был сорван.

Поставили чай. Цейлонский – три слоника. Я открыл две коробки конфет: Метеорит и Грильяж в шоколаде. Выяснилось, что эти конфеты  самые любимые, и  не надо их  жалеть! А чай - мечта бедуина.

Что Оля окончила балетную школу при одесском Оперном театре и готовилась в примы, но мужа направили работать в Кишинев. Она вынуждена уехать с ним: «Он у меня такой беспомощный и непрактичный»…

В Кишиневе  танцевать в Молдавском Оперном театре она не захотела:

- Там все  кривоногие и низкожопые, а гонору, как в Большом, - она хотела еще что-то сказать, но закрыла себе рот ладошкой.

Муж - тренер по боевым искусствам в МВД, помог устроиться в городской Дом Пионеров, вести школу бальных танцев и танцевальный кружок.

- Очень скучает по Одессе и каждые выходные, особенно летом, уезжает домой. Там Ба-ба-лы, Мо-та-лы, вся межпуха… - Привоз и море!  - И станции Фонтана, - добавила лукавая Нелька.

- А что это у Вас? - она ткнула пальчиком на прибор, накрытый салфеткой.

-  Это замаскированный музыкальный комбайн – «Панасоник - 666».

- Что же вы молчите, - щеки от чая раскраснелись. – Включайте! Я буду танцевать, - от нетерпения Оля топнула ножкой.

Я нажал клавишу. И надо же: из динамиков полилась разудалая мелодия из Джентльменов удачи.

Взмахом руки,  Оля сдвинула шляпку на лоб и чуть в сторону.  И сразу превратилась в развязную шансонетку Одесской оперетты.

 И пошел танец: мелкий шаг, игра бедром и фривольные наклоны, подразумевающие блатную вольницу и госпожу удачу.

Это был маленький драматический сюжет, выполненный в танце. Оля исчезла и вместо нее появилась криминальная красотка, настоящая одесская  Мурка…в натуре, и полном вперёде!

Моему изумлению и восхищению не было предела.

Перед уходом Оля сказала:

- Вы, случайно, не собираетесь в Одессу? 

-  Нелька завтра вечером, после уколов, как раз туда едет, вы могли бы взять ее с собой, - и заговорщически подмигнула.

- Чудесное совпадение: завтра я как раз собирался в Одессу, навестить профессора Школьника.

- Слышала, Нелька, на Волге поедешь.  У Виктора Борисовича шикарный автомобиль!

- Мечта всех немцев, -  неловко скаламбурил я в ответ.

               
                Незабываемая дорога.

В день поездки, к  вечеру,  поднялся ветер и похолодало. Я пригласил в поездку одного моего приятеля, имевшего дела в Одессе.

Подъехали к Оле за сестрой. Долго размещали корзинки, сумки и пакеты:

- Там не мнётся? Тут не бьется? Здесь не мокро? – беспокоилась хозяйственная Нелька.

Когда выехали за город, уже темнело. До Одессы не так далеко – каких-то двести километров. Для Волги расстояние плевое.

Но ветер усиливался и на открытых местах превращался в ураганный. Лобовое стекло часто покрывалось россыпью мелких капель.

За Тирасполем по обе стороны дороги и в отдалении начали появляться сполохи. Это были неровные вспышки света с синеватым оттенком, наподобие сварочных метеоритных мерцаний.

Беззвучно, без сухой грозы, без дождя они напоминали космическое сияние, тревожное и непостижимое.

Вначале я думал, что явление связано с Тираспольским военным аэродромом и учебными полетами, но звуков летающих самолетов не было слышно.

Надо было выжимать из машины все ее силы, чтобы быстрее закончилась дорога, и мы приехали в Одессу. Ничего не мешало этим холодным голубоватым разрядам ударить в машину. Никто не знал, чем это могло кончиться.

Мои притихшие спутники,  напуганные и зачарованные,  вертели головами и прятали головы в поднятые воротники.

В Одессе быстро добрались до Нелькиного дома, в старом еврейском дворе, недалеко от центра.

Разгрузились. По замызганной винтовой лестнице, дореволюционной постройки, поднялись на второй этаж. На лестничной площадке перед входной дверью  стали прощаться.

Тут Нелька преобразилась. Стала серьёзной и убедительной:

- Куда же вы, на ночь глядя? Посмотрите, какое разыгралось ненастье! – посмотрела на меня очень грустным и растерянным взглядом.

– Еще рано. Мы успеем. «…Не печалься, ступай себе с богом!» Счастливо оставаться!

- Надеюсь «одиночество в Париже не грозит»? -  и тронул открытую рану.

- Здесь так скучно и одиноко. Кругом одни евреи и дельцы, помешанные, на «что я с этого буду иметь?».  Так и хочется ответить:

 - Поимеешь свеженький Морской бриз!  На что окученный одессит, тупо отвечал:

 - И все?

– А что ты еще хотел? Грибов в довесок или блакитную каёмочку? Может в Шанкер-Сити захотелось?

- Так иди на  вокзал, возле привоза. Там, в «Принципе» - все есть, -  тогда отшивали,  заражая оптимизмом!

- Вы еще обратно хотите успеть? – Не пущу!  Оставайтесь у меня, – и отрезала нам дорогу, выставив ногу.

- А, как же «морской бриз»? Я боюсь любовных сквозняков и не хочу простудиться.   

- Мы лучше поедем, подальше от коварных соблазнов.

 Под впечатлением, мы с Борей – так звали моего спутника, отменили все визиты.

Боря все допытывался про Олю: он не мог вспомнить - откуда ее знает. Все восклицал:

-  Очень знакомое лицо!

Я  вглядывался в полосу света, вырванную из темноты, и молчал:

-  Зачем ему знать об инструкторе по боевым искусствам в МВД?               

Обратная дорога показалась короче, хотя ненастье разыгралось.  Дорожный бес читал мыслишки-шалунишки и играл надеждами…

Мы летели сквозь сполохи, вспышки и обрывки северного сияния. Я думал о дорогах судьбы и неисповедимых путях господних.

О двух сестрах, которые пытались найти счастье в краю вина и кукурузы, куда их свела

судьба еврея – вечного скитальца на дорогах истории.


Шаг третий.

                В Америку!

Прошло несколько лет,  и лихолетье напало  на многострадальную нашу Родину, Россию – Советский Союз!

Страна разваливалась и летела в тартарары. Все богатство государства, народа, все достижения: бесплатная медицина, образование, копеечные цены на бензин, электричество и другие коммунальные расходы, на лекарства и хлеб, которые мешками выкидывались в мусорку, на… 

Все, завоеванное потом и кровью, разворовывалось и за копейки продавалось за рубеж. И, самое главное, во главе этого грабежа встали лидеры КПСС и КГБ.

Началось «великое движение народов»! Все куда-то собирались, складывались, и уезжали. И вместе с ними ехала крыша по распутью многострадальных дорог.

Закрывались больницы, поликлиники и роддома. Русский язык изымался из обращения. 

Консилиумы, пятиминутки и анализ клинических случаев стал проводиться исключительно на румынском языке.

Те, кто по целевым направлениям закончили престижные Московские Медицинские институты и, еще вчера, щеголяли отличным русским языком – забыли его враз…

Многие остались без работы, а те, которые работали, месяцами не видели зарплаты…

В один из таких омерзительных и пасмурных дней в ординаторскую постучались. Я открыл дверь – на пороге стояла Оля. Собранная и повзрослевшая, она по-прежнему искрилась лукавым огнем.

-  Виктор Борисович, я уезжаю в Америку, вернее мы уезжаем в Штаты на ПМЖ. Вот - зашла попрощаться.

-  Возьмите, на память, - и протянула плотный пакет, перетянутый красной тесьмой. Затем подошла, обняла и крепко поцеловала в губы. Смахнула слезу, резко повернулась и быстро вышла из ординаторской.

Я развернул пакет. В нем оказалась книга … Даррелл Джеральда – «Моя семья и другие звери». Из книги выпал блокнотный листочек. На нем были написаны прощальные стихи Ольги.

Прошло много лет.

Жизнь приближалась к концу. Пора готовиться к отъезду. Надо разобрать библиотеку. Одни книги отдать коллекционерам, другие любителям, третьи в макулатуру.

Тяжела судьба книги в век букридеров и электронных библиотек.

Разбирая книги, я наткнулся на ту, знаменитую книгу Джеральда – «Моя семья и другие звери» - символ расставания с Ольгой, и вся история проплыла перед глазами.

Я точно помнил, что в книге был листочек с ее стихами, но как не перелистывал, вытряхивал,  искал -  листочка нигде не оказалось. Видимо его изъяла чья-то коварная рука…

Не надеясь на удачу,  набрал в строке поисковика: Оля Кресина.  И узнал все о ее пути к успеху в Америке.

Во всяком случае, успеху ее учеников. Ее балетной школы в Филадельфии!  http://www.olgakresinballet.com/

Прошло несколько лет, и жизнь повернулась так, что мне захотелось перечитать книгу Джерома: «Моя семья и другие звери».

Я перерыл весь дом, но книгу так и не нашел.

Стало грустно, вспомнились прекрасные юные стихи, из которых в памяти  остались  только две последние строчки:

        «…И этот мир: мы в нём летим,
              И крыльями, взволнованными, машем,,,»

Остались навсегда!

P.S.
Не состоящие членами «proza.ru», могут высказать свои ласковые и прочие слова по адресу:  mr.tukituks@mail.ru`

Примечания:
1. Хореографический театр Ольги Кресиной

           Город, страна:  Филадельфия, штат Пенсильвания, США
Возрастная группа коллектива: 6-18 лет
Год создания коллектива: До 1990
Руководитель: Ольга Кресина
Веб-сайт: www.olgakresinballet.com

Хореографический театр Ольги Кресиной «Olga Kresin Ballet School» хорошо известен в г. Филадельфии (штат Пенсильвания ) и за его пределами. Ученики и выпускники этой балетной школы  принимали участие во многих конкурсах, как в Соединенных Штатах Америки, так и за рубежом. Среди них такие известные соревнования, как конкурс артистов балета Государственной оперы Вены (Австрия),  Шанхайский международный конкурс артистов балета  (Китай), международный танцевальный фестиваль «Tanzolymp» в Берлине  (Германия) и «Premio Roma Danza» в Италии.  А на Международном конкурсе артистов балета в Большом театре в Москве ( Россия) и в конкурсе «Youth America Grand Prix» в Нью-Йорке ( США) участники  театра  Ольги Кресиной стали победителями.
.
2.Танцевальный спектакль «От тебя перехватывает дыхание»
(Take My Breath Away)
          Художественные руководители:
Ольга Кресин и Кэтлин Дуайер

3. Петипа — Петипа, Жан Антуан (1787 1855) – французский балетный танцор и балетмейстер, отец Люсьена Петипа и Мариуса Петипа, преподаватель танцев в Санкт Петербургском театральном училище Петипа, Люсьен (1815 1898)  выдающийся французский балетный мастер.