Певец, победитель проекта Голос-2 Сергей Волчков

Вячеслав Суханов
Радио Посад
Лицом к Лицу
Сергей ВОЛЧКОВ:
Я ЛЮБЛЮ ПЕСНИ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ…

Здравствуйте, в эфире передача «Лицом к Лицу» и я, ее ведущий Вячеслав Суханов.
Дорогие радиослушатели, поздравляем вас с Новым годом и специально для вас в этот праздничный день мы подготовили сюрприз – эксклюзивное интервью с победителем вокального конкурса на Первом канале «Голос-2», замечательным певцом Сергеем ВОЛЧКОВЫМ. Для этого (опять же специально) мы проникли в его гримерку и поговорили с ним о его творчестве, музыкальных пристрастиях и еще о многом другом.
А потом прошли в зал и послушали его концерт в ДК им. Гагарина. И надо сказать, наши посадские зрители встречали песни в исполнении Сергея просто на ура.

Хочу еще добавить, что мне помогал задавать вопросы мой коллега, главный редактор посадского журнала «Арт-Посад» Валерий Воробьев.
А теперь послушайте интервью с Сергеем Волчковым…

Сергей Волчков: На сегодняшний день я проехал более 140 городов

- Сергей, вы победитель «Голоса-2» 2013 года. С тех пор прошло уже ровно 3 года.
Как сложилась ваша жизнь после конкурса? Вам, вроде бы, должны были помочь записать сольный диск, организовать турне по городам России. Все так и произошло, как обещали?
- Дело в том, что с теми, кто обещал, мы остались близкими друзьями. Мне дали возможность развиваться самому, и я поехал сначала в тур, который назывался «Два часа «Голоса», организованный Александром Борисовичем Градским. Мы с Полиной Конкиной и Екатериной Кузиной, участниками второго сезона «Голос», проехали 13 городов. Затем был перерыв и работа над тем, чтобы подготовить сольную концертную программу.
И в итоге на сегодняшний день я проехал более 140 городов. И уже начал по ВТОРОМУ кругу. В прошлом году я дал 72 сольных концерта, в этом (2016) году – 53. А еще были сборные концерты, которые я не считаю.
Например, за эти три года только в Санкт-Петербурге было уже два моих сольных концерта, и скоро будет третий - в Большом концертном зале «Октябрьский». У меня был сольный концерт в Храме Христа Спасителя, сольный концерт в Доме музыки, сольный концерт в Кремле. Где я исполнял песни не только великого Арно Бабаджаняна, но и уже свои, написанные лично для меня. Например, одну из таких песен специально для меня написала Александра Николаевна Пахмутова. Она называется «Золотая ты моя, золотая».
И за эти три года я стал, как мне кажется, более уверенно стоять на сцене и еще больше и глубже понимать, что я делаю для зрителя...

- То есть, волнение ушло?
- Нет, волнение все равно всегда присутствует, особенно на сборных концертах, на государственных мероприятиях, где я выступаю перед Владимиром Владимировичем Путиным…

- А почему?!
- Ну, потому что определенное волнение идет за тексты. А у себя на сольных концертах я знаю, что могу где-то чуть-чуть расслабиться и немножко «лажануть» (улыбается), либо забыть что-то…

- Нынешний наставник в «Голосе» Григорий Лепс говорит, что это у всех бывает. Ничего страшного…
- Да. И публика, которая приходит именно на меня, - она это прощает. Наоборот, еще и аплодирует.

- Просто видит, что перед ней живой человек, а не робот...
- Да. А на сборных концертах все-таки хочется быть ближе к идеалу…

- А на этих самых сборниках песни заказывают те, кто там присутствует? Или вы подбираете их по собственному желанию?
- Нет, конечно. Существует определенный формат. Есть режиссеры таких мероприятий – Марина Кудина, Евгений Анатольевич Глазов. Это кремлевские режиссеры, которые говорят, что бы им хотелось на таком концерте услышать. Либо это диктует концепция мероприятия, либо это заказчики больших организаций просят. Но бывает, что они оставляют возможность и выбора песен из своего собственного репертуара.
Недавно был концерт, посвященный празднованию Дня судебных приставов – и там я предложил исполнить песню, которую мне написала Джахан Поллыева, - «Там, далеко…»

- Да, хорошее такое название – с этаким двойным смыслом (смеемся).
В. Воробьев: - А вы больше СВОИ песни любите исполнять, если есть возможность выбора?
- Я скажу, что мне вообще-то нравится ЛЮБОЕ произведение исполнять. И очень нравится исполнять, в том числе, и свои песни, которые были написаны специально для меня. Есть у меня и любимые песни в моем репертуаре. Например, песня, которая будет во втором отделении сегодняшнего концерта, она называется «Табор журавлиный». Это очень сильная песня, и я думаю, что в перспективе она может стать популярной, как романс…

- И даже стать хитом?
- Я не могу сказать, что она предназначена для широкой общественности, для радио. Хотя, если сделать ей правильную аранжировку, возможно, она и стала бы очень популярной. Там очень серьезный текст и очень красивая музыка.
Еще могу назвать песню «Там, далеко…». Или песню «Запах дома», которую я буду петь сегодня. Она совершенно отличается от того жанра, в котором я пою и существую. Она несколько другая – простая, и ее уже после первого прослушивания народ может спокойно петь сам.

- А «Мелодия», которую вы пели на «Голосе» со слепой девушкой из Минска. Когда зал рыдал, Градский плакал. И даже я…
- Я ее пел два года подряд. Сегодня, наверно, я ее вряд ли буду исполнять, потому что у меня есть еще много чего, что мне хотелось бы показать. Во-первых, этот год – юбилейный год Арно Бабаджаняна. И поэтому я решил показать музыкальный блок из его произведений в первом отделении. Прозвучит семь его песен.

Сергей Волчков: Проблем с репертуаром у меня нет

- Говорят, победители троих первых конкурсов «Голос» - Гарипова, Волчков и Воробьева попали на работу в музыкальный театр Александра Градского? Это так?
- Да, действительно, так. Я являюсь приглашенным артистом театра Градского…

- То есть, без трудовой книжки? - въедливо спросил я.
- Да. Я такой вот свободолюбивый человек, хотя Александр Борисович это тоже прекрасно знает, но я все равно могу громко заявить, что являюсь солистом его театра. И на все мероприятия, когда могу, я обязательно приезжаю и пою в этом театре. 
Вот и сейчас у него в театре будут Рождественские встречи, и 5 и 6 января я буду там выступать.

- А в театре Градского, в основном, идут спектакли какие-то? Или просто концерты?
- Нет, это будет концертная программа под живой оркестр. Живой звук.   

- Вы представитель, как мне кажется, классической (я бы даже сказал – советской) эстрады. Но сейчас от того классического жанра не осталось ни композиторов, ни поэтов-текстовиков, да и самих исполнителей не так уж много. Еще жив Сергей Захаров, иногда мы видим Эдиту Пьеху. Лариса Долина иногда что-то делает в том классическом эстрадном жанре.
В.В.: - А Иосиф Кобзон?
- Ну, да, еще Кобзон…
- И еще Лев Лещенко, Ренат Ибрагимов…

- Мой вопрос: существуют ли у вас трудности с репертуаром? Или есть кто-то, кто и сегодня пишет песни в вашем классическом эстрадном жанре?
- Чтобы собрать репертуар для концерта, сложностей вообще нет. И есть большое количество очень хороших песен, которые лежат у меня, ожидая своего часа. Часть из них я обязательно исполню в следующем году, в программе, которую подготовлю.
Есть сложность попасть на радио с этими песнями. А сложности с поиском репертуара – такой проблемы нет.
Конечно, при выборе песни я больше всего отталкиваюсь от текста. Хотя, как музыкант, конечно, хочу слышать нашу золотую СЕКВЕНЦИЮ, которая присутствует у всех наших композиторов и нынешних, и прошлых лет. Чтобы присутствовала определенная хитовость и музыка, которую можно было бы повторить.   
(Секве;нция (позднелат. sequentia — последовательность) в технике музыкальной композиции — приём, который сводится к последовательному повторению данной мелодической фразы или гармонического оборота на другой высоте – из Википедии)
Мне всегда нравятся песни, которые ты послушал и в состоянии тут же повторить на слух. Либо ты не можешь ее повторить, но тебя зацепило, может быть, каким-то проникновенным текстом. Ведь музыка может быть на одной ноте, а текст такой, что ПРОБИВАЕТ.
Хотя бывает по-разному – то текст сильнее музыки, то музыка сильнее текста. А бывает все гармонично. Вот у Арно Бабаджаняна, автора потрясающей музыки, были соавторами поэты первой величины Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко и многие другие люди, которые писали СТИХИ, а не тексты. И в них есть ДРАМАТУРГИЯ.
И для меня главное, чтобы в любой музыке, в любом спектакле, как, например, в балете, это обязательно было. Я вот недавно побывал на балете «Драгоценности» в Большом театре – мне понравилось все, но мне не понравилось отсутствие сюжета. Я вышел и не понял, О ЧЕМ спектакль?!
Я люблю, когда есть сюжет. Как в песне. Например, сегодня я буду исполнять песню «Раскаяние» Бабаджаняна. Совершенно забытая песня, процентов 70 зала ее не знает. Еще  «Память», о которой все думают, что это моя песня. Это тоже вообще-то Бабаджанян. И в этих произведениях есть ЧТО сказать, ВЫСКАЗАТЬСЯ, сыграть роль. Я ведь не исполняю все песни как бы от первого лица. Иногда выступаю как бы и от третьего лица, как «представитель» какого-то человека, который находится сейчас в раскаянии...   


Сергей Волчков: Певец должен быть искренним

- На «слепых прослушиваниях» в «Голосе», говорю честно, вы гениально исполнили арию мистера Икс из оперетты Имре Кальмана. Градский был в восторге, улыбка от уха до уха! И мы все поняли, что после ухода из жизни великого Георга Отса наконец-то появился человек, который так круто может исполнить эту партию!
Кстати, а оперетта – она сейчас где-то существует? Или все американизированные мюзиклы, мюзиклы?..  Где можно посмотреть «Сильву» или «Марицу»?
- Оперетта, конечно, осталась, и мои коллеги и друзья – они поют оперетту. Я был и на «Мистере Иксе», где заглавную партию поет Максим Катырев…

- А когда-то в Московском театре оперетты блистал красавец Герард Васильев, играли Барынин, Светлана Варгузова…
- Пел Герард Васильев, но возраст…

- Но вы спели лучше.
- Ну, я не знаю (явно смущается), насколько я лучше. А на «слепых прослушиваниях», о которых вы вспомнили, мне кажется, я тогда очень сильно боялся, потому что это был мой первый большой выход на телевидении. И недочеты – они для меня слышны. И позже, уже работая, я слушал эту запись и уже знал, на что обратить внимание. К тому же тогда ария была значительно сокращена, потому что временной тайминг составлял всего 1 минуту 50 секунд, и мы должны были вложиться в это время.

- Зато в финале вы спели эту арию полностью.
- Да. Хотя, когда мы уже были в финале, то просто из нас были выжаты все соки…

- Вы с кем-нибудь из своих товарищей по конкурсу продолжаете поддерживать какие-то отношения? Или жизнь развела и как бы все?
- Конечно, мы общаемся – например, с Еленой Максимовой мы часто встречаемся. Вот и совсем недавно записывали песню, которую Юрий Викторович Аксюта придумал к Новому году. Он решил объединить в новогодней передаче все сезоны проекта «Голос», ярких участников, и я там буду петь в трио с Методие Бужором и Евгением Кунгуровым. Записана и еще одна из новогодних красивых песен, которую исполнят двадцать участников проекта «Голос». Я считаю, что это будет очень симпатичный номер.
И когда мы встретились на этих записях, то сразу стали делиться друг с другом: как, что? Но сейчас век Интернета, есть Instagram, Facebook – мы видим передвижения друг друга. Хотя все равно живое общение ничто не заменит…

- Сергей, символично, что мы вот беседуем сейчас с вами, победителем проекта «Голос-2», с минуты на минуту начнется ваш концерт в Сергиевом Посаде, и СЕГОДНЯ же по Первому каналу пройдет очередная передача с выступлениями участников «Голоса», но уже 5-го сезона.
Что бы вы, как победитель проекта, могли бы посоветовать участникам, пробившимся через «слепые прослушивания», «нокауты» и «поединки» в четвертьфиналы и полуфиналы? Победа вроде бы рядом, близка. Но и соперники сильны. Так что же сделать? Как и чем обратить на себя внимание наставников и зрителей? Как пройти дальше?
- Я считаю, что, в первую очередь, нужно быть ИСКРЕННИМ и, выходя на сцену, не думать о победе, а думать о материале - о музыке, о слове. И быть максимально сконцентрированным. А не стремиться показать, какой я классный. И что я тут самый крутой – пришел вот всех вас победить с первого эфира.
У нас, на втором «Голосе», это присутствовало. Я, правда, не смотрю сейчас пятый «Голос», но я желаю ребятам сконцентрироваться на том, что им говорили их наставники, на том, что они делали на репетициях. А репетиций достаточно, чтобы исполнить все хорошо.
Это уже ближе к финалу проекта – это все скомкано, это все быстро, все нужно выучить. А сейчас достаточно времени, чтобы подготовиться. Тем более что за плечами замечательный оркестр, с которым можно вообще расслабиться и быть уверенным в своих силах…

- Сергей Сергеевич…
- Да, Сергей Сергеевич Жилин и его «Фонограф Джаз Бэнд». Он делает свое дело на высшем уровне.
Ну, а конкурсанту нужно выйти и выполнить поставленную задачу.
Я считаю, что и наставники не просто сидят в своих креслах - они сидят в них заслуженно. Я думаю, что Лепсу есть, что сказать своим подопечным. И уверен, что и Леонид Агутин всегда найдет правильные, грамотные слова – а я ведь следил за репетициями и других участников проекта, я видел, что, когда слушали, делали, как подсказывал наставник, - то и получался достойный результат.
Я, правда, не видел работу Полины Гагариной. Зато Дима Билан всегда делает очень оригинальные номера. Он супер-музыкант!
А вообще прямые эфиры – это реальное волнение. Ты понимаешь, что в записи можно еще что-то поправить, грубо говоря, отрезать что-то лишнее. А ЗДЕСЬ ты выходишь – и вырезать уже ничего не вырежешь. И если ты, как говорится (Сергей издает губами характерный звук) облажался, значит, ты облажаешься на всю СТРАНУ!

- А можно ли допустить ошибку с выбором репертуара в такой ответственный момент?
- Ну, это уже задача наставника, потому что все-таки именно наставник выбирает твой репертуар. Хотя у нас были на проекте «Голос» ребята, которые настаивали именно на своем. Кстати, и я сам попросил Александра Борисовича разрешить мне исполнить «Синюю вечность». Это было мое пожелание. А все остальное – это он подбирал, выбирал и предлагал мне…

Сергей Волчков: Каждый человек должен справляться со своими задачами сам

В.В.: - А у вас хватает времени выпускать тематические альбомы? Допустим, чтобы записать альбом песен Арно Бабаджаняна?
- Конечно. Я записал диск «Песни военных лет» с Белорусским народным оркестром. Ездил на родину, в Белоруссию, собрал 60 человек, женский хор и записал там 15 произведений военных лет. Считаю, что получилось очень даже неплохо.
Сведение было в Москве, здесь же я записывал и вокал.
Когда-то, возможно, я буду проживать некоторые произведения по-другому, но для сегодняшнего прочтения некоторых песен я сам создавал аранжировки и считаю, что получилось очень даже прилично. Это первое.
Второе. Про Бабаджаняна. Я недавно возвращался с концерта в Твери и размышлял о том, что у меня примерно 14 его песен, которые я знаю наизусть. Они впеты, и это музыка Арно Бабаджаняна. И я, конечно, хотел бы все это записать. Но на все нужно время...

- А отодвинуть корпоративы и сделать хорошую музыку? Шутка, конечно.
- Да нет. Просто мы всегда бываем в некотором загоне, но у меня в январе будет концерт в БКЗ «Октябрьский», затем еще несколько сборных концертов, а после этого я хочу двадцатого числа улететь отдохнуть на две недели, набраться сил. А когда приеду, в феврале месяце – он более спокойный - надеюсь, что займусь именно этой работой.
Если бы я исполнял поп-музыку или рок-музыку, я бы собрал своих ребят – они потрясающе играют рок, блюз, джаз – все что хотите! И мне бы семплами записали минусовку, а я бы тут же все записал, причем очень быстро. Потому что, чтобы записать такую песню на студии, в принципе, нужно всего лишь два часа времени. Даже часа достаточно. Если она впета.
(Семпл (англ. sample) — относительно небольшой оцифрованный звуковой фрагмент. Семплы широко используются при написании современной музыки – из Википедии)
А мне-то нужно собрать ОРКЕСТР! Нужно прописать живые инструменты, чтобы это ЗВУЧАЛО. И не хочется, чтобы это звучало хуже того, чем это было раньше…

В.В.: - Но это должно звучать современно!
- Современно, но при этом, чтобы звучание было не синтетическим, а чтобы это ЖИЛО! Тогда и голос звучит иначе.

В.В.: - Может быть, вам белорусские земляки помогут – с оркестром, со временем, со студией...
- Да никто мне не поможет…

В.В.: - Потому что, мне кажется, сейчас все так интересно продолжать, и людям тоже интересно. Но здесь, в Москве, вряд ли кто-то вложится в такой проект.
- Нет, я сам вкладываюсь. Вот и «Песни военных лет» я на свои средства записывал…

В.В.: - А Белоруссия, как государство, помогает вам?
- Нет. Это бесполезно… Да я считаю, что это и не нужно. Каждый человек должен справляться со своими задачами сам. Но есть, правда, поговорка, что талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами. А я еще пока не знаю (улыбается), к какой категории я отношусь…

- Чтобы закончить нашу беседу и не мешать вам готовиться к концерту, до которого остаются считаные минуты, озвучу вопрос Валерия своим голосом. Он жутко любит классику. Вы тоже классику поете. В ваших записях или сегодня на концерте что-то будет из этого музыкального жанра?
- Я бы с удовольствием спел бы сегодня неаполитанскую песню «Passione», но я пару дней назад немножко подпростыл…

- Понятно.
- Но арию мистера Икса я исполню обязательно…

- От имени ваших искренних почитателей желаем вам успехов в творчестве и просто в жизни. Пусть у вас все будет хорошо!

Вячеслав Суханов и Валерий Воробьев
(Для Радио Посад)