100 км на хасках Калевала. день третий и последний

Ольга Шевелева -Статьи Про Путеш
Часа в 4 утра я проснулась от страшной жары: мы ведь спали на втором ярусе, а тут Володя с Мишей, добрые мальчики, вернулись после расстановки донок на лунках, и подбросили дров в печку. Сами-то они уже крепко спали к этому моменту, а вот я выползла на улицу… Было бело и тихо. Собаки обозначили звуковыми сигналами, что они слышат, что кто-то вышел из домика, но не более: понимали, что нехорошо будить всех. Я походила кругами, озябла и пошла обратно.
Снова проснулась часов в 9 утра, просто оттого что выспалась. Собаки тоже проснулись, и захотели активности:

И вот взбудоражились вдруг отчего-то –
Пора поднимать тарарам!
И в небо взмывает тончайшая нота –
Куда там твоим тенорам!
Запели, запели – поди успокой-ка!
У каждого собственный вкус:
Вот бас низовые выводит завойки,
Как будто алтайский комуз!
Запели, запели – включаются рьяно,
Кто прав тут и кто виноват?
Послушай, какое вступает сопрано –
Реально, Ла Скала, виват!
Послушай, какие выводят колена –
Здесь каждый хорош и певуч:
И Доджи, и Хельми, и Милли-Миллена,
И Сэнди, и Дизель, и Буч!

Но тут уже и Жанка проснулась, а там и другие, и начался новый день, собак кормить, завтракать, и ваще…
Мужики поехали на соседнее озеро насчет рыбы, а у нас получилось свободное время.
Мы хотели пройтись по озеру, но оказалось, что под снегом вода (потом Михаил рассказал, что там, куда они ездили, вообще открытая вода и утки – Серые шейки – плавают. По его прогнозу получалось, что скоро ударят морозы и утки эти погибнут, я же (насмотревшись Гисметео), утверждала, что утки знают, что делают. История нас рассудила: в Калевале до сих пор чуть ли плюс, уж и не знаю, как мартовскую гонку будут проводить).
Ну, а пока мы с Жанкой вернулись на сушу и занялись портретной съемкой:
Жаль, что я не могу разместить здесь фото Бонни, Хелики, Милли-Миллены, Ури, Санты… Они очень красивые.
Кстати, братья-сестры единоутробные не только Милли-Миллена; там по 5 собак в помете, у каждого «выпуска» корпоративный дизайн, получается прямо модельный ряд: золотой, серый, черно-белый… но модели из одного и того же ряда очень легко перепутать.
Но тут вернулись наши парни, и мы поехали уже вместе по Кайнелойнену лунки проверять. Но это был не наш день. Если вчера в ожидании нас Володя вот на этом самом месте наловил налимов 
И сегодня из них была сварена уха, и – мало того – Володя еще и стадо северных оленей голов в 50 на озере видел (у них тут путь миграции), в общем, удивительное рядом, но не каждый день.
Но нам и так было чем заняться: мы подъезжали к очередной лунке (они обозначены воткнутыми в снег сосновыми веточками)
Володя разгребал снег
Вытаскивал донку
Она была пуста.
С каждым разом энтузиазм падал. Но не бросать же снасть. А к тому же у нас завязался интересный разговор. Оказалось, что Похьола реально существует – это теперешняя Лоухи. Ну, реально, в честь старухи Лоухи переименовали! И Володя поведал нам, что девицы в Похьоле действительно красавицы, но натура у них… Про красавицу Похьолы читали? Вот такие они и есть! Володя это знал точно, т.к. разделял с Вайнемёйненом и Лемминкайненом несчастье подбивать клинья к похьольским девицам.
Потом мужчины пошли половить под бережком
А мы стали всяко дурачиться
Наши мальчики вернулись быстро, т.к. под бережком ловилось ще краще, чем на середине, и мы поехали обратно.
Тем более, что пора было кормить собак
Сначала курятиной
А потом и горячей пищей
После чего Михаил провел для нас мастер-класс на снегоходе
И Жанке, как отличнице обучения, предоставили право сгонять в другую избушку (на этом же озере в нескольких километрах), и выяснилось, что там какая-то зверюга раскурочила и раскидала все запасы.
- А что избушки не запираются? – спросили мы. И нам ответили:
- Если закроешь избушку, можно и к пепелищу приехать… не принято в здешних краях запирать лесные избушки.
Накладный для владельца обычай… но освящен веками, права не покачаешь.
Ну, что еще… поели налимьей ухи, сложили пожитки… и хотя нашим собакам вполне себе хорошо отдыхалось
пришлось нарядить их в шлейки, запрячь в нарты и крикнуть: «Оп-оп-оп-оп!!!»
Перед этим, конечно же, мы поблагодарили гостеприимную избушку.
И побежали наши собачки в обратный путь…
Между прочим: когда собаки трогаются в бег, то у них убыстряется обмен веществ, и организм начинает освобождаться от шлаков. Но бежать – это святое, поэтому собака, пристегнутая в двух точках: за ошейник (чтоб ровно бежала) и за шлейку примерно в районе крестца (чтоб тянула) делает так: переносит часть своего веса на эту заднюю зацепку, подвешивает реально свой зад и бежит на передних лапах! И в это время справляет нужду… как говорится, все умеют мишки Гами, даже какать вверх ногами! При этом хаски – такие чистоплюйки, не передать словами. Если одна из них покакала, то дальнейшие пары бросаются в сторону просто в шоке, с криками: «Ой! На дороге какашка! Какой кошмар!!!» и нарта объезжает страшное место чуть ли не на одном полозу. Видимо, наступить в ЭТО лапой – смерти подобно.
Ну, а потом они втягиваются в бег, и все идет гладко.
Сегодня собакам было труднее, чем вчера – было тепло, и снег был мокрый. Да и вообще хаски не любят высокие температуры, у них может случиться перегрев – типа теплового удара. Им хорошо в - 20, в ноль паршивенько, а при температуре выше + 15 они вообще могут только лежать и отдыхать.
Кстати, летом Кристина разрешает деревенским ребятишкам брать по хаске с собой на озеро, просто для совместного купания, общения и взаимного удовольствия.
А пока мы ехали по лесу, красота была вокруг нереальная – вчерашняя метель да сегодняшний снегопад постарались;
И я ехала уже гораздо увереннее, чем вчера (даже Кристина заметила, что навык какой-то у меня появился), и рифмовала:

Пышнохвосты, крутобоки,
Рады бегу от души,
По заснеженной дороге
Мчатся хаски-крепыши;
Гладкошерстны, длинноноги,
Без напрягов, без хлопот
Голенастые спорт-доги
Убыстряют нарты ход!
…Их упорство, их терпенье,
Их доверье, их тепло,
Их предстартовое пенье…
Боже, как мне повезло –
Им несложные приказы
(Право, лево!) – отдавать,
Чудо-кремом лапки мазать
Им, и шлейки надевать,
И в пути кормить селедкой
Без особенных торжеств
Восемнадцать быстрых, четких
И пушистых совершенств!

И только мокрый снег несколько портил удовольствие Видимо, в тулуп на какой-то остановке попала незамеченной порция снега, и быстренько растаяла; вследствие этой подставы у нас с Кристиной промокли те места, которые, простите, соприкасаются с сиденьем; а в мокрых штанишках (спросите любого малыша!) оч неуютно, и холодно даже без мороза. И вот уже не сидящий спрашивал у рулящего «Не устала?» - а рулящий у сидящего: «Не замерзла?» - и вот по этому принципу и менялись.
А собаки бежали быстро – дорога домой ведь всегда короче, чем из дому; а уже смеркалось
так и было предусмотрено программой тура: возвращение по зимней тайге. И вот уже совсем смерклось, и стало еще красивее – но сфотографировать это было почти невозможно, и только одна фотка мне удалась
Правда, когда я собиралась в этот тур, я еще надеялась увидеть северное сияние… Но я об этом уже не вспоминала: и без того это был целый водопад счастья…
И совсем незаметно примчались в питомнику, и поездка кончилась.
Мы распрягли своих пушистиков и вернули на их законные места
а нас, чтобы мы не плакали, напоили шампанским и вручили нам дипломы каюров
А мне в честь вчерашнего дня рождения подарили чудесную игрушечную хаску, которая стоит теперь у меня дома на ксероксе подле египетского кожаного слоника и кенийского деревянного носорога и очень-очень меня радует!
Ну, а в тот замечательный вечер на отдых нам оставалось совсем немного времени, в 4 мы уже встали, в 5 выехали… Мы еще раз проехали по уже знакомым улицам, и поняли, что успели полюбить Калевалу. Грустно было покидать ее!

И покуда заснеженной сказкой
Мчит машина, меня увозя,
Спят в вольере уставшие хаски –
Дней моих калевальских друзья…

И скоро мы уже сидели в поезде, и только свежевыбеленные карельские пейзажи посылали нам прощальный привет…
И даже сейчас, когда, через много дней и много событий, я пишу об этом, мне снова становится жаль, что все так быстро кончилось…
А в завершение хочу добавить, что, когда я приехала домой, то обнаружила, что жир подобрался, объем талии и прочих мест уменьшился, а самочувствие – лучше лучшего, просто на 10 лет помолодела! Поэтому хасочная затея (для меня, по крайней мере, ИМХО) гораздо лучше любого санатория!
Но в заключение не могу не процитировать письмо Виталия Рязанцева, который стал-таки в результате этой поездки официальным ветеринаром международной гонки Калевала-2014. Его впечатления, наверное, лучше всего выражают то, что нужно сказать о собачьих упряжкам и всей этой теме:
"По гонке - впечатлений гораздо больше, чем слов. В чем я точно уверен - в том, что однозначно стоит идти в профессию (я имею в виду свою), тратить годы на учебу в университете, на практику. Плюс конечно же обязательно должно нравиться. Все это нужно делать, если это твое.
Нужно делать ради того, чтобы попасть на гонку, хотя бы раз в жизни. Правда тут нужно везение либо, быть может, судьба - тебя должны пригласить организаторы гонки, а для этого ты должен подойти, оказаться в нужное время в нужном месте, как я, например... Ведь в подобных спортивных соревнованиях участие принимают менее 1 % всех ветврачей нашей страны. И "случайных" людей, я думаю, там не бывает, т.к. нужно не просто помогать собакам. Каждая собака там - это профессиональный спортсмен, зачастую с мировым именем. И от врача зависит не только здоровье участников, но и престиж и статус гонки.
Мне повезло, как никогда. Каждое мгновение и днем и ночью я был счастлив. Именно в Калевале на гонке я смог ответить на вопрос - что для меня счастье. Это переполняющее тебя чувство, которое трудно описать. Оно полностью заполняло меня и все пространство вокруг. Я был частью гонки, занимал свое место в этом потрясающем мире собак, каюров, азарта и еще много чего такого, чего не смогу забыть.
Буду закругляться, а то не письмо, а повесть получается. Чего мне не удалось, так это уехать после гонки из Калевалы, вернуться домой в свою обычную жизнь. Часть меня осталась там, осталась думаю надолго, а быть может навсегда".

2014 г.