Фильм Брат

Павел Захаров 2
Помню я завидовал тем людям, у которых был тогда канал НТВ, по которому состоялась премьера фильма "Брат". У меня же тогда было тогда только два канала. И фильм мне пришлось посмотреть позже. В фильме есть фирменный балабановский минимализм, и фирменная балабановская цветовая гамма. Сюжет, взятый из народных сказок про Иванушку - дурачка, и появление нового героя, которого сыграл не актер, а историк Сергей Бодров. К тому же, музыка "Наутилуса", который уже был на грани распада. Но музыка все равно классная. Добавьте сюда еще и питерские реалии девяностых.
Замечу, что в те годы снималось немало боевиков на схожие темы. И не только в России, но и в соседних Беларуссии, и Украине, но только фильм "Брат" прогремел на всю страну, и стал культовым, и стал классикой нашего кино. Дело еще и в таланте режиссера, и всех людей, которые делали это кино.
Они доказали, что для того, что бы снять народное кино, не нужно много денег, и не нужен особо изощренный сюжет. Все просто. Нужна только правда жизни.
Сюжет нехитрый, и он очень многих смущает. Слишком уж романтичным получается образ человека, который подписывается исполнить заказ вместо своего брата - киллера. Споров вокруг образа героя много. Одни считают его простым убийцей, вторые считают его народным героем. В любом случае, в те годы кино не дало нам образцов других героев, поэтому возникла пустота, и эту пустоту нужно было заполнить. Вот "Брат" и заполнил эту пустоту. Кроме того, этот герой был понятен простым людям, у нас ведь очень любят замороченное кино, кино для критиков, а тут все было понятно простым людям. Согласитесь, такое редко бывает.
Стоит ли относиться к фильму как к фильму о суровых бандитских буднях. Наверное, нет. Это скорее попытка создание мифа о простом русском герое, который явился в образе типичном для девяностых годов. Скажем только и о обостренном социальном чутье нашего народа, и о чувстве справедливости, который живет во всех нас. Ведь Брат живет именно по этим чувствам, и раздает всем сестрам по серьгам. И это нравиться зрителям всегда. И особенно нравилось тогда, когда большинство людей обитало в нищете. Фирменный балабановский стиль подчеркивал только убогость нашей жизни. Вообще, режиссер не простой, как и образ получился неоднозначен. Но он получился таким, каким получился. Других образцов народных героев у нас нет, слишком уж нереалистическими получились образы героев из "Любить по русски". Да они уже и были знакомы зрителю, это, по сути, трансформация прежних советских образов. А тут появился тип героя, неведомый ранее.