Я видел Путина

Вячеслав Суханов
Я ВИДЕЛ ПУТИНА
(репортаж с пресс-конференции президента РФ Владимира Путина 23 декабря 2016 года)

Для тех, кто никогда там не был.
И никогда не будет…

Впервые я побывал на ежегодной пресс-конференции президента России Владимира Путина в декабре 2014 года. Тогда впечатления провинциального журналиста от ответов президента страны, только что вернувшей себе Крымский полуостров, от антуража, окружающего его встречу с журналистами России и многих стран мира, и вообще от всего увиденного были свежими и, можно сказать, восторженными. Поэтому интересно было попасть на подобное мероприятие еще раз и сравнить свои прежние впечатления с нынешними…

В администрации президента

В отличие от прошлого раза, мою заявку на аккредитацию на пресс-конференцию Путина в администрации президента рассмотрели довольно быстро и прислали по электронной почте разрешение, в котором указали время посещения администрации для получения бейджа с моими личными данными и седой суровой фотографией, сохранившейся еще с прошлого раза. В специально указанные размеры (шириной 400, высотой 600 пикселей, строго анфас) мне тогда подогнал ее профессиональный фотограф, и другой у меня нет.
 
Я доехал на метро до Лубянки и пошел в сторону Старой площади, мимо бара «Разведка», храма «Под вязом» и офиса ВОС (Всероссийского общества слепых) - до пересечения с улицей Ильинка, где и находится комплекс зданий администрации.
Нужный подъезд нашел быстро. Зашел внутрь – молоденький неулыбчивый охранник просветил мою сумку специальным рентгеном и пропустил к столам, за которыми вежливые девушки сверили мою не выспавшуюся физиономию с паспортом, нашли меня в длинных списках аккредитованных и выдали бейдж и пресс-кит, в котором находились огромный блокнот, авторучка и перекидной настольный календарь – все с надписью «2016. Пресс-конференция президента Российской Федерации Владимира Путина».
Я по своей журналистской привычке чуть-чуть побазланил с девицами на тему «а сколько журналистов аккредитовалось, и сколько всего было заявок?»
Мне ответили, что аккредитовалось более 1400 человек, а насчет количества заявок, что это, мол, коммерческая тайна, но, например, на Парад Победы 9 мая в этом году было подано порядка 3500 заявок.
Тайн я, понятное дело, вызнавать не стал, а то еще и не выйдешь отсюда, благо Лубянка рядом, и пошел назад. Гордо осознавая, что и я, скромный журналист из Сергиева Посада, вместе с журналистами с Первого канала, «России», НТВ, «Комсомольской правды», «Коммерсанта», Би-Би-Си. «Либерасьён» и «Уолл-стрит джорнал» попаду на встречу с президентом Российской Федерации.

Но мои гордые мысли опошлил некий субъект бомжеватого вида, стоявший у подземного входа в метро. На груди его висел плакат «Помогите, поддержите, одолели!!!», а сам он периодически выкрикивал добавку к своему тексту: «Крысы, суки, пидорасы!»
Иногородний народ, судя по внешнему виду и по менее яркой, чем у москвичей, одежде, проходил мимо и улыбался над странностями столичной жизни. И никого рядом – ни чекистов, ни милиции. Может, и правда демократия наступила?!
Но не до такой же степени…

Прямо с раннего ранья…

Как известно, в связи с убийством российского посла в Турции Андрея Карлова президент перенес пресс-конференцию с 22-го на 23 декабря.
В этот день, в пятницу, чтобы успеть прибыть в Центр международной торговли у станции метро «Выставочная», где проводятся последние годы пресс-конференции президента, в отведенное для пишущей братии время с 10 до 11 часов утра, я встал рано – в 5 часов утра. А съёмочным группам телеканалов и фотокорреспондентам необходимо было прибыть на место еще раньше - с 8-30 до 10-30 часов. По-видимому, для тщательного досмотра аппаратуры.

На выходе из метро пристраиваюсь в хвост уверенно шагающей в лабиринтах переходов и магазинов толпе. И не ошибаюсь – она выводит меня прямо к веренице шаттлов с надписью «Россия» на бортах. Молча грузимся и едем по набережной Москвы-реки в сторону ЦМТ.
На въезде охрана. А чтобы мы беспрепятственно и быстро въехали в ворота, автомобильное движение по набережной перекрывают ДПСники. Так сказать, почет и уважение.

Выгружаемся и идем к статуе бога Гермеса у входа в Конгресс-холл ЦМТ (кстати, в Древней Греции и Древнем Риме бог Гермес (у римлян - Меркурий) был покровителем торговли, символом прибыли и удачи. Но были у него и некоторые темные стороны. Гермес, обучивший своего сына Автолика искусному воровству, считался еще богом воров и обманщиков. Этот персонаж в древнегреческих мифах не брезговал для достижения богатства ни ложью, ни воровством, ни даже убийствами, видимо, исходя из принципа, аналогичного убеждениям многих сегодняшних бизнесменов: "Цель оправдывает средства". Помните, как в бандитские 90-е многие из нас вложили ваучеры в жульническую контору с тем же самым названием «Гермес», и как она потом испарилась?! Вот то-то и оно…)

Охрана проверяет наши бейджи специальными приборчиками. Паспортов не спрашивают, просят посмотреть в глаза и молча сравнивают с фотографией на бейдже. Так же молча пропускают.
На входе в зал вторая линия охраны. Заставляют снять верхнюю одежду, шапку и вместе с сумкой, в которой у меня, кроме портмоне и паспорта, лежат еще телефон, фотоаппарат и iPad, положить все специальный пластмассовый лоток и вставить в огромный рентген-аппарат. Шмотки благополучно проходят контроль, только шапка где-то вывалилась и застряла. Лезу рукой внутрь механического монстра и с облегчением нахожу.
Но журналистов ждет еще третья линия охраны. Здесь молодой человек в костюме, белой рубашке и галстуке ощупывает меня руками в белых перчатках сверху донизу. Жалко, что не симпатично-суровая девушка, которая стоит рядом и ждет журналистов женщин. Может, я бы вновь испытал давно забытые ощущения...
Наконец, и эти пропускают…

Ожидание

Время около половины 11-го. Сдаю верхнюю одежду в гардероб и иду, по обыкновению, в буфет, где столики забиты голодными или уже насытившимися журналистами. Беру воду без газа и несколько небольших бутербродов. Все они почему-то безвкусные. Насытиться ими при желании можно, но получить гурманоидный кайф – нет.

Поднимаюсь на второй этаж, где обычно проходит начальная журналистская тусовка. Здесь битком народу, суета, многочисленные телекамеры, возле которых ведущие уже вовсю опрашивают своих коллег с плакатами, на которых от руки намалевано что-то типа «Спасите нашу Волгу!» или «Одаренные дети России». Спрашивают обычно одно и то же: «Какой вопрос вы хотите задать президенту?»
Замечаю всем известные медийные лица – Антона Верницкого с Первого канала, Сергея Брилева с телеканала «Россия», еще знакомое лицо с НТВ, но которое никак не могу идентифицировать. Ксении Собчак в этот раз нет. То ли родила, то ли не пустили…
Справа расположен пресс-центр с множеством компьютеров, за которыми уже тоже копошатся люди. Над мониторами стоит стройная чеченка в красивом бирюзового цвета платье.
Отправляю в бесконечность первое сообщение для друзей на facebookе:
«Сижу в Центре международной торговли. Телевизионщиков уже запустили. Прессу пока нет. Дважды позавтракал в буфете на 1 этаже. Народу приехало на пресс-конференцию Путина больше полутора тысяч. Тусовка просто огромная. И всемирная...»
Пароль для бесплатного Wi-Fi прост: «2016pressa»…

Женский голос просит телевизионщиков не занимать первые пять рядов. Их, как и в прошлый раз, занимают прикормленные люди из так называемого «кремлевского пула» и иностранных СМИ, которых так любит пресс-секретарь президента Песков. А нам, молодым, с автоматом своим еще долго ходить на БД…

Пишущих и строчащих в интернете пускают пол-одиннадцатого, за полчаса до начала мероприятия. И горе тем, кто не посетил до этого помещение с писсуаром, ибо обычно Путин отвечает на вопросы часа три с лишним. На этот раз пресс-конференция длилась 3 часа 50 минут. И многие коллеги не выдержали, ясное дело…

Вроде бы только позвали в зал, а он уже забит народом под завязку. Сзади рядами стоят телекамеры и треноги с фотоаппаратами. Их многие десятки, если не сотня. Не протолкнуться. Жуть.
Осторожно обхожу месиво из людей, бухт проводов и техники и мысленно жалею их всех – запустили в 11 часов, а стоять им придется аж до 16 часов – то есть, пять часов как минимум. И никто никогда не задумывается, какая героическая работа у этих людей…
Пробираюсь между рядами. Вижу всего одно свободное место. Спрашиваю. Отвечают:
- Занято. Женщина отошла…
- Надеюсь, не в мир иной?
- Думаем, вернется, - улыбаются журналисты из Сибири.
Пробираюсь дальше. Хочу пройти мимо стола, за которым будет сидеть президент. Меня останавливает женщина-волонтер. Показывает на проход между рядами (кстати, именно этот момент заснял и несколько раз показал к моей скромной радости Первый канал. Еще засняли, как я взгромоздился на кресло президента за его столом, когда пресс-конференция закончилась, и он уже ушел).
Сзади свободные места еще есть. Сажусь на последнем ряду. Прямо за моей стеной другая стена – из телекамер. Отсюда уж точно вопрос президенту не задашь…
Выходит пресс-секретарь президента Песков, что-то говорит в зал, но это не всем интересно. Все ждут САМОГО…

А вот и он

И наконец, ровно в полдень в зал входит президент России Владимир Владимирович Путин. Причем идет по сцене в абсолютной тишине. Аплодисментов нет. Потому что все СНИМАЮТ, снимают – кто на фотоаппарат, кто на планшет, кто на смартфон. Иностранцы тоже. Даже неловко, ей-богу.

И пресс-конференция начинается. Содержания ее я пересказывать не буду – все всё и так видели. Я расскажу о собственных впечатлениях. И о том, какие настроения царили в зале.

Путин отказался от традиционной вступительной речи и сразу предложил задавать вопросы. Отвечая на них, он в основном говорит об успехах и проблемах в экономике, о снижении инфляции, отвечает на редкие вопросы о внешней политике, всматривается в плакаты, которые поднимают журналисты в зале.
Кстати, в зале больше нет прежних клоунов в танкистских шлемах или в чем-то похожем. То ли их отсеяли, то ли время изменилось – и люди стали серьезнее.

Неподалеку от меня вижу плакаты «Кортики офицерам все же надо вернуть!» - Я сам подполковник в отставке, поэтому абсолютно согласен!
Чуть дальше – «Севастополь ждет и готов» (что ждет, понятно, но вот к чему готов?! Наверно, к чему-то хорошему…)

К моему удивлению, нет острых и провокационно-скандальных вопросов, как раньше. От этого становится немного скучно, о чем я позже рассказал по телефону прямо из электрички коллегам из посадского телеканала «Радонежье». Кстати, не только я заметил это. На следующий день вышла статья во французской газете «Либерасьён», которую в Интернете изложили так:
«Появившись в пятницу перед почти 1 300 журналистами (на самом деле – 1437 чел. – прим. автора), собравшимися на его ежегодную пресс-конференцию, Владимир Путин «предстал расслабленным», пишет Lib;ration. Вместе с тем, мероприятие получилось не слишком интересным, полагает обозреватель издания.
«Почти четыре часа шли вопросы, которые были ожидаемыми и банальными — о цене на нефть, состоянии сельского хозяйства или отношениях с Западом, — нередко  раболепными («Как вы себя ощущаете в кресле самого влиятельного человека в мире?») и ни разу – по-настоящему провокационными», — описывает журналист свои впечатления от пресс-конференции, — «причем даже тогда, когда микрофон переходил к независимому и (или) оппозиционному журналисту, пользовавшемуся моментом, чтобы поднять сразу всем скопом острые темы». Ответы президента были под стать вопросам — «чаще всего скучными, беспредметными и снисходительными», подчеркивает автор материала.
«В общем, сенсации не случилось», — продолжает он. Тем не менее, Кремлю в уходящем году действительно «было чему радоваться»  — например, избранию Дональда Трампа на пост президента США, а также взятию сирийского Алеппо, полагает автор. И Владимир Путин «говорил как победитель» — он не преминул поддеть недовольных победой Трампа демократов, обвинив тех в том, что они просто пытаются найти виноватых во вне, но при этом проиграли не только президентские выборы, но выборы и в американский сенат, и в конгресс, и напомнил, что освобождение Алеппо стало возможным, только благодаря участию в операции российских войск, отмечает французский журналист»…

И с этим нельзя не согласиться…

Самое смешное и скандальное

Но Путин не был бы Путиным, если бы хотя бы раз не ответил острым словцом на некоторые вопросы. Самый большой смех в зале вызвал вопрос американского корреспондента из «Уолл-стрит джорнал»:
- Возможно ли, что в 2017 году состоятся досрочные выборы президента?
- В КАКОЙ стране? – мгновенно среагировал, сделав нарочито удивленное лицо, Путин. И весь зал заржал во весь голос, очнувшись от дремы. Тем самым убив весь провокационный запал американца.
- В Российской Федерации, - промямлил растерявшийся от дружного смеха коллег посланец американского капитализма.
- Возможно. Но не целесообразно, - усмехаясь, «добил» его Путин.

Правда, журналист потом что-то стал спрашивать про фразу президента, сказанную накануне на совещании в министерстве обороны, что «Российские вооруженные силы  сегодня сильнее любого потенциального агрессора», на что тот ответил, что гонка вооружений началась по вине США, в одностороннем порядке вышедших из договора по ограничению стратегических вооружений.
Со своей стороны я бы добавил к словам президента известное четверостишье, сочиненное когда-то нашим посадским поэтом-сатириком Сергеем Большаковым (ныне главным редактором «Сергиевских ведомостей»), который писал про попытки США разместить в Восточной Европе свою систему противоракетной обороны:

Европе дали под ребро.
Она отвертится едва ли. –
У нас СВОЯ система ПРО
С добавкой русскою: «Еб…ли!»

Как говорится, И ВСЁ. Без комментариев…

Еще какой-то нудный вопрос задал журналист из либеральствующего радио «Эхо Москвы» О том, что не жалко ли Путину посаженного в СИЗО экс-министра экономики Улюкаева и как идет расследование по убийству Немцова.
Путин ответил понятно и достойно. С Улюкаевым не разговаривал, ждет решения суда. И что внимательно следит за расследованием убийства Немцова.
Но и здесь я бы прокомментировал попытки либералов защитить коррупционеров и оппозиционеров гениальной фразой русского народа, написавшего по поводу безвременной кончины политического «деятеля» Немцова в Интернете точно и образно:

Лучше сдохнуть на посту,
Чем с бл…ми на мосту!

Вот и вся, пусть и безжалостная, но точная народная оценка жизни и деятельности подобных «деятелей»…

Журналисты из «кремлевского пула» тоже по обыкновению пыжатся задать «оригинальные» вопросы, но это мало у кого получается. Вот встал Андрей Колесников из «Коммерсанта» - спрашивает, а сам как будто камень за пазухой держит.
Его живо комментируют на задних рядах:
- Один раз выступит – сразу книжку напишет!
- И не одну, а сразу две! – добавляю. – «Я Путина видел», «Путин видел меня»…
- И рубашку новую купил (рубашка на самом деле какая-то безвкусно цветастая).
- Как цыган, право дело, - оживляются коллеги.

- Можно с галерки вопрос? – машет белорусским флажком дородная женщина прямо перед нами.
- Белоруссия за газ не платит! Ей вопрос задать не дадут, - ржут мои соседи.
Как говорится, было скучно, но только не на задних рядах, где народ развлекал себя как мог…

Скука – признак стабильности

По поводу Украины прозвучал, по-моему, всего один вопрос от ее постоянного тусующегося здесь корреспондента. Но произносил он его как-то вяло, словно из-под палки, и глаза жовто-блакитника, когда он слушал спокойный, взвешенный ответ нашего президента, как мне показались, были какими-то уж очень несчастными.
А несчастными они были ПРАВИЛЬНО. Потому что, как позже рассказал на Первом канале депутат Госдумы Вячеслав Никонов (кстати говоря, кто не знает, внук Молотова), с приходом в Белый дом Дональда Трампа Порошенко придет кердык.
Потому что есть такой украинский миллиардер Онищенко, чей бизнес на Украине этот самый Порошенко нещадно дербанил – да так, что тот был вынужден уехать в Америку. А Онищенко, чтоб вы знали, занимается, кроме всего прочего, организацией конкурсов красоты. Как и Трамп. Они - ДРУЗЬЯ. И поэтому Трампа только от упоминания фамилии Порошенко уже тошнит.
А, кроме того, зять Трампа родом из Белоруссии, где дед его ПАРТИЗАНИЛ, в том числе и против бандеровцев.
Так что ВСЕ ЭТО ни Украине, ни ее вождю Порошенко ничем хорошим не светит. Увы, им, поганым ОУНовцам...

К тому же и Обама уходит. Уходит, нагадив за 8 лет своего президентства всему миру, оставив после себя множество продолжающихся войн, тысячи сирот, миллионы беженцев и разрушенные города. И если еще год назад он говорил с показным презрением о России, как о «региональной державе», чья «экономика разорвана в клочья», то буквально недавно, на своей заключительной пресс-конференции в Белом доме, где он, по-видимому, должен был бы подводить итоги своего правления, Обама говорил практически ТОЛЬКО о России. Как подсчитал в своей передаче «Международная пилорама» Тигран Кеосаян, Обама упомянул в своей прощальной речи слово «Раша» 38 раз! Это во много раз больше, чем упомянул Америку на своей почти четырехчасовой пресс-конференции президент Путин. Да что там говорить, смеялся Кеосаян, Путин и слово «Россия» упомянул гораздо реже. Ха-ха…

Вот именно ПОЭТОМУ Путин был расслаблен, скучен и спокоен.
Обама уходит. Избрали Трампа. Состоялся Брексит. На президентских выборах следующего года во Франции может победить пророссийски настроенная Ле Пен, обещающая тут же выйти из ЕС и НАТО. Меркель на выборах канцлера Германии в следующем году, по всей видимости, тоже ничего не светит. Там наступают правые. Голландцы на референдуме заветировали полномасштабную ассоциацию Украины с ЕС. Да и сама ЕС вообще в дерьме и развале. Алеппо взят. Лидеров мирового масштаба не осталось…
Вот ПОЭТОМУ Путин, последний и единственный среди них, с рейтингом народного доверия, который западникам и не снился, сидел перед нами и был СПОКОЕН.
Спокоен и могущественен, как год от года с его помощью становится и наша Россия…

Вот с такими чувствами я и ехал домой, угорая во внезапно растопленном почти до 30 градусов вагоне электрички. Но мы ничего, мы потерпим, если надо…

Вячеслав Суханов
(для Радио Посад)