Встречи с музыкой. Антонио Сальери

Родионов Виталий Константинович
1. Композитор

Музыка Антонио Сальери светла и радостна, как летний солнечный день.

Когда звучит музыка Сальери, мы видим над собой голубое итальянское небо и любуемся окружающей природой.

Хотите побывать в Венеции, послушайте «Венецианскую симфонию» Сальери: её музыка излучает солнце, радость и счастье!

Музыка Сальери солнечная, сияющая, тёплая и приятная. Кроме этого, она театральная, эффектная, блестящая. Надо выделить ещё одну черту музыки Сальери: непосредственность выражения эмоций, простота и ясность высказывания – то, что характеризует демократическое искусство. Этими ценными качествами Сальери обогащает австрийскую музыку подобно тому, как Клементи – английскую, а Керубини – французскую,

Жизнеутверждающее творчество Сальери благотворно влияет на музыку Моцарта и Бетховена.

2. Моцарт и Сальери

Музыка Сальери и Моцарта солнечна: только разное солнце в Италии и Австрии, Сальери – всегда безоблачен, Моцарт– нередко трагичен.

Сколько душевной глубины в Реквиеме Моцарта, столько же благородной сдержанности в Реквиеме Сальери. Моцарт и Сальери – гении, достойные друг друга.

Сальери – удачный соперник Моцарта при венском императорском дворе.

Сальери – самонадеян, Моцарт – своенравен. Разве могут они находиться в дружеских отношениях?

В конце XX столетия происходит суд над Сальери, который полностью оправдывает его. Выясняется, что Сальери не причастен к отравлению Моцарта. Однако, как известно, у Пушкина иное мнение по этому поводу. Он, словно змея выпускает яд в сторону Сальери. А ведь яд вымысла опаснее настоящего яда!

В 1787 году создаются две противоположные по смыслу оперы: «Тартар» Сальери и «Дон Жуан» Моцарта: в первой из них торжествует дух свободы, во второй – власть рока. Герой Сальери поднимает народ на борьбу с тираном, моцартовский герой – сластолюбивый пройдоха, которого настигает заслуженная кара.

В опере «Тарар» Сальери прославляет героя, Моцарт в «Волшебной флейте» - мудреца. У этих композиторов разный взгляд на жизнь.

Сальери выступает прогрессивно мыслящим композитором. В опере «Тарар» отображается идея свободы: герой свергает тиранию! Эту идею позднее разрабатывают Бетховен, Россини, Беллини, Мейербер, Верди. Напротив, Моцарт предлагает не социальную, а этическую идею мудреца-спасителя, получающую дальнейшее развитие в операх Вагнера.

Сальери в опере – талантлив, Моцарт – гениален. История справедливо отдаёт предпочтение Моцарту!

3. Выдающийся учитель

Три величайших музыкальных педагога воспитывают трёх величайших композиторов: Дуранте – Перголези, падре Мартини – Моцарта, Сальери – Бетховена.

Музыка Сальери, Моцарта, Бетховена, Россини в основе своей демократична. Но демократичность этих композиторов разная: у Моцарта и Россини – с элементами аристократизма, у Сальери и Бетховена – носит общенародный характер. Отсюда становится понятно, почему аристократический Моцарт недолюбливает общедоступного Сальери, тогда как Бетховен – всегда уважительно отзывается о своём учителе Сальери.

Понимаем ли мы, что без Сальери не было бы Бетховена? Музыка Бетховена своими лучшими качествами обязана произведениям Сальери.

Шуберт вырастает из мелодической колыбели Сальери.

Без мелодизма Сальери не появились бы гениальные песни Шуберта.

Дело не в том, что Сальери – учитель Шуберта. Важнее другое: мелодически богатая музыка Сальери оказывается благодатной почвой для расцвета таланта автора «Форели» и «Вечерней серенады».

Любопытно, что, являясь учеником Сальери, Шуберт считает самым великим композитором современности именно Сальери, а не гениального Моцарта! Объяснение этого факта простое: Шуберт в первую очередь ценит мелодию, которая присутствует в творчестве Сальери.