Крещатик. Первый городской театр

Влад Каганов
В 1803 году, на углу Крещатика и Трехсвятительской улицы, начал возводиться первый в Киеве городской театр. В документе, подписанном губернатором, было указано точное место: « между Печерском, близ горы, прилегающей к Старому Киеву, по левую сторону дороги, ведущей от Печерска на Подол.».
Разработка проекта и строительство театра поручалось первому главному архитектору Киева, надворному советнику А. И. Меленскому.

АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ МЕЛЕНСКИЙ (1766 - 1833 )родился в Москве . Учился и стажировался у таких известных архитекторов, как Василий Баженов, Матвей Казаков, Джакомо Кваренги. А до этого, начиная с четырнадцати лет, прошел школу так называемой «Экспедиции Кремлевского строения», в которую отбирали наилучших. С 1799 года  А. И. Меленский начал работать архитектором в Киеве, и на протяжении почти 30 лет был одним из ведущих архитекторов города.
По его проектам, кроме первого театра, были построены: Контрактовый Дом на Подоле, Трапезная церковь Киево-Печерской Лавры, Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле, Колонна Магдебургского Права, а также десятки жилых домов. Не говоря уже о том, что и сам Крещатик, был спланирован и постепенно стал развиваться, как  центральная магистраль Киева, благодаря идеям А. И. Меленського.

  Но, вернемся к созданию театра. Деревянное, двухэтажное здание театра было возведено всего за два года. Теперь гастролирующие труппы могли давать свои представления для киевской публики в специальном помещении, а до этого артистам приходилось выступать на открытом воздухе, несмотря на погодные условия.

Здание театра представляло собой длинный прямоугольник, который фасадом выходил на Крещатик, а торцевой стороной — на спуск к Подолу. Главный вход был выполнен в виде двухколонного дорического портика, помещенного в широкую нишу. На фронтоне находилось полукруглое окно с балюстрадой. Окна расположены в два ряда, что придавало постройке двухэтажный вид. С правой стороны — одноэтажная пристройка с двумя окнами под высокой двухскатной крышей. По сторонам от портика - две небольшие пристройки с дверями, которые выходили на главный фасад.

В зрительном зале, вмещавшем 470 зрителей, были устроены ложи трех типов, рассчитанные на четырех зрителей каждая: «ложа внизу», «ложа на первом этаже», «ложа на втором этаже» или «ложа галерейная». Кроме того были: «кресла», «партер» и «галерея» «Кресла» представляли собой лавки с перегородками, обитые красным сукном, «партером» назывались места за креслами, где смотрели спектакль стоя.
Цены на билеты варьировались от 60 коп. до 25 руб. Пользовались популярностью абонементы. Верхняя ложа на 100 спектаклей стоила 500 руб, нижняя - 450 руб., кресло - 200 руб., место в партере -100 руб. Дворянство и купечество предпочитало покупать абонементы на ложи и кресла.
Особое внимание было уделено акустике , которая, по свидетельству современников, была очень хорошая.
Самое серьезное значение придавалось декорациям и оформлению сцены в целом и сценическим эффектам. На театральном занавесе были изображены воины из древнегречес- кой мифологии.Над ними летал амур со свитком в руке, на котором по-латински было написано «Смех очищает нравы».
Под сценой были установлены различные механизмы для создания удивительных спецэфектов.Так, например, о спектакле «Гамлет» сообщалось, что в сцене на кладбище «…дух, по разговоре с Гамлетом, пропадает в земле».
        Театральный репертуар удовлетворял самым разнообразным зрительским вкусам. Ставились : драмы, трагедии, комедии, водевили, оперы, оперетты , балеты, пантомимы, кукольные спектакли, а так же устраивались концерты.
       На сцене театра исполнялись оперы А. А. Алябьева, A. Н. Верстовского, С. И. Давыдова, В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, К. М. Вебера, Л. Керубини, Э. Н. Мегюля, В. А. Моцарта, Дж. Россини.
Театр принимал русские, украинские, польские, французские и итальянские труппы в составах которых, выступали выдающиеся актеры первой половины ХIХ века: М.С.Щепкин, П.С.Мочалов, В.И.Живокини, Л.И.Млотковский, А.Е.Мартынов, балерина Н.К.Богданова, известная трагедийная актриса М.Ж.Жорж и др.
Представления давались целый год, даже летом, и прекращалась только на Великий Пост. В торжественные дни театр богато «иллюминировался», а вход в «галерею» и «партер» был бесплатным. Позднее, в 1840 году, антрепренер обязан был давать одно представление на благотворительной основе для малоимущих слоев населения.
Последнее представление в деревянном театре датируется 30 июля 1851 года, когда труппа Рикановского давала двухактную комедию Григорьева «Житейская школа» и одноактный балет.

       Едва появился театр, вокруг него стали возникать и некоторые другие, как правило деревянные, постройки. Образовавшаяся  площадь получила название Театральной.