Сибирский шаман

Ника Лавинина
   Народная молва – странная штука. После смерти сибирского старца Фёдора Кузьмича люди рассказывали удивительные вещи о его пророчествах и исцелениях. Но правда это или нет – кто знает? Каждому человеку необходим духовный ориентир. Не случайно прославились в народе Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Недаром неиссякаемым потоком шли люди к оптинским старцам. После смерти Фёдора Кузьмича желающих разгадать этого человека было ничуть не меньше, чем при его жизни. Но свято место пусто не бывает…

   В январе 1869 года в Тобольской губернии родился человек, ставший пророком своего времени. Ему было суждено сыграть роковую роль в судьбах людей, с которыми сводила его жизнь. Имя этого человека – Григорий Распутин. Он стоит передо мной как живой – этот грозный вестник революции и краха дома Романовых. Пронизывающий взгляд острых глаз обращён на каждого, кто интересуется его личностью.

   Странный юноша долго не мог определиться в жизни, в ранние годы часто болел и не любил простой крестьянский труд. Всё искал чего-то, юродствовал. И нашёл на свою голову. В 1907 году Григория по доносу обвинили в распространении сектантского учения. Дело молодого лжепророка расследовал протоиерей Дмитрий Смирнов – уж не его ли потомок в рясе в наши дни прославился религиозным телевещанием? Если так, то Распутину грозили серьёзные неприятности, если бы двумя годами ранее он не сошёлся с Николаем II. Встреча произвела на царя такое впечатление, что он записал в дневнике: «Познакомились с человеком Божиим – Григорием из Тобольской губернии».

   Годом ранее в монаршей семье появился долгожданный наследник – царевич Алексей. Его рождение окутано облаком легенд. Поговаривают, что императорская чета вымолила сына у святого Серафима Саровского – и тот помог. Но есть и более циничная версия – якобы, рождению царственного младенца поспособствовал некий граф Орлов. Правда, за такое кощунство монархисты уже готовы меня четвертовать.

   Как известно, царевич Алексей родился с тяжёлым наследственным заболеванием – гемофилией. Оно передаётся по женской линии, но роковые симптомы проявляются только у мужчин. Кровь не сворачивается – так что любая рана может оказаться смертельной. Ох уж эти родственные династические браки! Алиса Гессенская принесла Романовым серьёзную проблему – больного наследника. А царь Николай совершенно не разбирался в генетике и медицине, зато чрезмерно увлекался мистицизмом. Остальное сделали обаяние и гипнотические способности Распутина.

   Несомненно, Григорий был умным человеком и хорошо разбирался в людях. Он сразу отметил про себя слабохарактерность и глупость царя, а также истеричный характер его супруги. Оставалось покорить сердце маленького Алёши. Распутину это удалось – болезненный мальчик всей душой привязался к сибирскому волшебнику. Вот так грандиозный манипулятор пробрался на царский престол. И началось правление шамана – стихийный разгул страстей. Опасный джинн был выпущен из бутылки. Укротить его мог только сам Распутин – а он вовсе не собирался этого делать. Наоборот – использовал своё положение по максимуму. Николай II и его жена плясали под его дудку, как заправские скоморохи. Трагическая судьба России на многие годы была предопределена.

   История не терпит сослагательного наклонения. Глупо рассуждать, как бы всё могло сложиться. Вышло так, а не иначе. Почему у адекватного царя Александра III и его умницы-жены Дагмар родился такой недалёкий сын, совершенно не способный управлять государством? За что убили толкового хозяйственника Столыпина? Николай II не любил Петра Аркадьевича – за ум и прямоту. Чего ему самому отчаянно не хватало. Зависть? Возможно. Во всяком случае, путь убийце Столыпина был открыт. Народ принёс огромные жертвы на Ходынском поле во время коронации последнего русского императора. Судьба? Допустим. Но потом были Кровавое воскресенье и бесконечные войны, которые подтачивали веру в царя.

   Николай II не желал видеть бедствий, которые, как из рога изобилия, сыпались на головы его подданных. Он был недоверчив и мнителен, считал, что все ему лгут. Причём больше всего не доверял как раз честным людям – тому же Петру Столыпину. Зато коварные интриганы – вроде попа Гапона – ловко втирались к нему в доверие. Казалось бы, если чувствуешь, что не справляешься с возложенной на тебя миссией, – откажись от власти! Как это сделал тот же Александр I. Но не таков был характер Николая II – в нём всё больше проявлялись не самые приятные черты.

   Стоит ли винить Распутина, что он сумел околдовать царя, играя на его слабостях, а также на горячей симпатии царицы? При подобном раскладе поведение Григория было вполне естественно. Он просто пользовался ситуацией и извлекал из неё все возможные для себя выгоды. А что касается совести – то и на солнце бывают пятна. Святошей Распутин не был, но ничуть от этого не страдал. О его отношениях с женщинами рассказывали довольно пикантные легенды. Но дамочки сами предлагали ему себя. А он в ответ унижал их. Всё это происходило чуть ли не на глазах жены сибирского мага – Прасковьи Фёдоровны – и царских дочек.

   Можно попытаться представить себе, как жили юные царевны. Учились, мечтали, надеялись, любили, но конец их земного пути был ужасен. Мученицы? Ради чего? Чтобы искупить грехи рода Романовых? А может, просто всё так сложилось, потому что не могло быть иначе? При таких идейно одержимых родственниках. При всесильном Распутине. Став наставником княжон, сибирский шаман вскоре завладел их душами. Наивные девочки даже не сопротивлялись – и бегали к нему советоваться по разным детским вопросам. За всем этим благосклонно наблюдала их мать – Алиса Гессенская. Разве могла она осуждать дочерей, когда сама мечтала оказаться на их месте?

   Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия – такие разные девочки – и такие доверчивые! Внешне всё было благопристойно: Распутин хранил их девственность, обольщая целомудрием. Никаких женихов! Каждый был чем-то нехорош для его фей. Но разве догадывались они, кого слушают? Можно было подумать, что их готовят в невесты Христовы. Словно заколдовал княжон Григорий, закляв от мира, который они почти не знали.

   Распутин упивался своей властью над людьми. Он всегда считал себя Божьим избранником. Какая разница, что думают остальные? Предсказывал, что если его убьют, Россию ждут тяжёлые времена, и наоборот: «Покуда я жив, будет жить и династия».

   В конце июня 1914 года на Распутина было совершено покушение. Странная тётка Хиония Гусева ударила его ножом в живот. Её признали сумасшедшей и отправили в психушку. Григорий выжил чудом.

   Через пару лет, в декабрьскую ночь 1916 года четверо мужчин заманили Распутина в ловушку. Приманкой и главным подозреваемым был князь Феликс Юсупов. Убивали Григория долго и мучительно, а потом выбросили в Неву с Петровского моста. После революции тело сибирского колдуна было сожжено по приказу Керенского.

   Кем был Распутин для России? Сейчас бы сказали – экстрасенсом. Но не только. Он был лекарем, судьёй и приговором царской семьи – окончательным и бесповоротным. Вороном, накликавшим смерть.

   Глаза Распутина остаются в памяти надолго. Серые, они порой кажутся чёрными. Страшные глаза с прожигающим взглядом. В них нет ни тепла, ни сочувствия – только насмешка над людьми, которых он презирал. К нему нельзя было относиться равнодушно. Он вызывал к себе любовь, ненависть, страх, благоговение – всё вместе. В нём находился заряд невероятной мощности – достаточной, чтобы взорвать Россию…