Две крайности

Афанасий Ботяновский
Во времена, когда не Новый, а Ветхий Завет считался истиной, во времена царствования Ветхого Завета существовало такое мировоззрение: богатство это божье благословение, и если человек богат, значит, Бог его любит и благословляет; соответственно, бедного человека Бог любит меньше богатого, и, соответственно, раз человек беден, значит, он чем-то провинился перед Всевышним, и тот его наказал.

Разумеется, подобная позиция это крайность: Бог любит всех одинаково, Бог не может любить кого-то больше или меньше. Да и нет совершенно никакой связи между материальным состоянием (бедностью-богатством) человека и его нравственностью: богатый может быть грешником, а нищий может быть праведником. Именно на это и обратил внимание Христос, когда рассказал людям притчу о богаче и Лазаре. В этой притче всё не так как в философии Ветхого Завета, в ней всё наоборот: богач оказывается грешником и попадает в Ад, а нищий Лазарь оказывается праведником и попадает в Рай. Христос внес корректив в мировоззрение ветхозаветного человека: не только богатых, но и бедных любит Господь, не только успешных людей, но и неудачников тоже. Но, как часто бывает, взамен одной крайности появилась другая: христиане стали считать, что Бог любит больше всего людей бедных, больных и несчастных, а богатых, здоровых, успешных особенно не любит; что трудно богатому войти в царство божье и так далее.

Притчу, которую Христос рассказал в утешение больным и нищим, поняли превратно, маятник мысли качнулся в другую сторону, и на смену ветхозаветному мировоззрению пришло иное: мировоззрение Нового Завета, которое стало культивировать такие понятия как бедность, несчастность, униженность, болезнь и так далее.

Время внесло коррективы в христианское учение. Не все христиане хотели быть бедными, не все хотели быть равными, оттого и появились с подачи богатых и знатных в Новом Завете слова о смирении, о необходимости подчинения рабов господам и так далее. Так христианство постепенно начало терять свою первозданность и уникальность…

2016