В резерв!

Семён Герасимов
Мой добрый приятель как-то рассказал мне презабавную историю. Служил он в одном из военных комиссариатов в начале девяностых годов. Служил офицером первого отделения.

– По графику отпусков, – рассказывает он, – я должен был через пару дней лететь на отдых с семьёй; но… в 1992-м году с финансами была полная вакханалия. Сбербанк сам решал, кому выдавать наличку, а кому – нет. Устанавливал очерёдность и график, ну, в общем, вёл себя как настоящий монополист. Финансистка ничем меня не радовала изо дня в день, и я за-па-ни-ко-вал! Билеты выкуплены уже, а отпускных нет.
 
Иду к своему непосредственному начальнику: опытному и решительному Валерию Семёновичу. И говорю, мол, что делать? Он посмотрел на меня немного иронично, но по-отечески.

– Так, – говорит, – сходи к девчёнкам в отделение учёта, скажи им – пусть отберут все карточки на водителей из управления инкассации. Затем выпишешь на них на всех повестки на целину, и занесёшь ко мне.

В тот месяц как раз шёл набор водителей в целинные батальоны, по-моему, даже в последний раз в новейшей истории России.

Я быстренько организовал работу, через пол-часа десять или двенадцать повесток лежали у начальника на подписи. Закончив, он сказал:
– Теперь отправляй помощника дежурного нарочным с разносной книгой. Пусть вручит повестки в канцелярию Сбербанка и доложит о выполнении.

Через двадцать минут помдеж доложил, что повестки вручены и показал роспись секретаря.

Я пошёл к себе. Через пол часика звонит шеф:
– Зайди ко мне.

Я зашёл. Он молча кивнул мне на стулья. Я присел. Минут через пять в кабинет негромко постучали.

– Разрешите? – в дверь по одному прошли трое солидных человек в дорогих костюмах: худощавый мужчина – управляющий банком и две породистые женщины, видимо его заместители.

– Да, проходите, – сказал Валерий Семёнович, откладывая ручку, которой что-то писал, – присаживайтесь, слушаю вас.

– Валерий Семёныч, у нас возникла серьёзная проблема. – начал мужчина взволнованным голоском, как только они присели и отдышались, – Дело в том, что сегодня нами получены повестки на призыв водителей управления инкассации на целину. А если вы всех заберёте, то инкассация просто будет парализована. Это – катастрофа!

Мой начальник на несколько мгновений задумался (а может – сделал вид), а затем сказал:
– Хорощо, мы пойдём навстречу вам, я предназначу ваших водителей в… резерв. Дайте мне эти повестки.

Одна из помощниц протянула бумажки военному начальнику, и тот, с абсолютно серьёзным видом, на каждой размашисто стал писать: «В резерв». Я едва сдерживал себя, чтобы не рассмеяться.

– А вы бы не могли помочь и нам в нашей проблеме? – сказал мой начадьник, обращаясь к управляющему. Тот напрягся и, превратившись в слух, спросил:
– Какая проблема?

– Да понимаете, у нас офицеры никак не могут получить зарплату, уже второй месяц пошёл. Вы бы не могли выдать деньги, скажем, сегодня?

– Конечно, конечно. Отправляйте вашего финансиста прямо сейчас.

Через час, начфинша уже выдавала денежное довольствие военнослужащим и зарплату гражданскому персоналу.
 
Потом было безденежье середины девяностых, но это уже совсем другая история. А ту замечательную весёлую аферу моего замечательного начальника я до сих пор вспоминаю с огромным удовольствием.