Проблема выбора

Людмила Буранова
   

      1
   Хотя нет денег, но нужно купить к чаю. Торжественно.
   Соцсеть заочно пригласила Галину в Мухино на ЛИТО со смешным названием «крокодил». И само село Мухино ей нравилось. Там работала одна их знакомая. Из автобуса на нее глядели овраги, а где-то внизу замерзшая речка Муха. Галя растерялась.
-А я на этой стороне или той? – спросила она.  Библиотека, где проходил клуб оказалась на другой стороне оврага. Замерзшую москвичку встречал двухэтажный домик. Автор заглянула в читальный зал. Здесь ее не знали.
   - И вот строгая библиотекарь за высоким столом. Галя смутилась. «Простите, клуб сегодня будет?». Женщина ответила неохотно: Будет. Но там писатели.
  Руководитель клуба "Мухинский дельфин", Аронов,  умер. Руководил теперь новый человек - Ефимов. Сменился и библиотекарь - вместо полной блондинки Светы, которая уволилась, работала худая брюнетка Люда. На столе сверкал новый монитор.
   - Галина, а как вы про нас узнали? - спросил Ефимов, удивленно глядя на плотную женщину в Овчине. Галя задумалась. Она слышала про клуб от Светланы, тогда зав. библиотекой. Их семья познакомилась с ней год назад в музее.
   - Так может вам прийти через неделю? У нас сейчас "дельфин". Мы - любители, а "Крокодилы" - профессионалы. Вы, ведь тоже профессионал.
Галя задумалась. Чем же она похожа на маститого автора?  Писала она плохо, как и пела, но почему-то любила ходить по интересным клубам. Но если певцы сразу отмечали плохой голос, то попробуй докажи плохой слог! И в этой лакуне можно наслаждаться жизнью.
  -Я - любитель, - скромно призналась она. Приближался Новый Год и все должны были надеть маски. Галя выбрала маску пирата и из-за этого смотрела на всех одним глазом.
Надо было что-то рассказать о себе, но Галя стеснялась и забыла, что работает теперь в гардеробе. Потом надо было прочитать стихи. Лучше новогодние. Все читали с тетрадок, муж и жена - тоже новенькие принесли совместную книгу. Но неотвратимо наступала очередь Гали. Галя напряглась, но как назло, все вылетело из головы :"Выпал снег, зима идет, скоро будет Новый год. " - начала она. Видеокамера подъехала к ней в плотную и новенькая осмелела: "Разноцветные шары и иголки мишуры" - произнесла она с выражением.
  Наконец, началась самая приятная вторая часть, где ели грибы прямо на салфетках, а вместо воды пили вино. Камеру отключили. Жена мужа сказала свое мнение, что графомания - это хорошо. И правда - это лучшая из всех маний. Ефимов взглянул на плакат с крокодилом  на стене. Надо было бы его сменить на дельфина, но поздно. Аронов тот всегда вовремя менял...
-"Вот эти  "крокодилы". Мнят себя профессионалами. Был я у них. Послушал, и что: вроде все правильно, а смысл ни о чем. Только друг другу и интересны. У нас ближе к жизни." - сказал Ефимов.
По рядам ходили две книги Ефимова за свой счет, впрочем неплохие. Галя была двумя руками за Ефимова и его идеи. Но Гале стало плохо с непривычки, и она засобиралась. Ей не хотелось привлекать внимания. Но библиотекарь Люда заметила ее: "Галя, а у вас хорошие стихи! Высокий уровень. Я вам советую ходить к "Крокодилам". Там вам больше понравится!"
Галя вдруг вспомнила, как они ходили в музей с Антоном - тогда он был ее муж. Муж работал менеджером и интересовался краеведением. Сначала они потерялись и пошли в другой конец поселка. Еще Галя хотела сесть на маршрутку, а Антон заставлял пойти пешком. Супруги сэкономили 20 рублей. В музее Галя задавала пожилой экскурсоводу много вопросов по истории края, а Антон слушал многозначительно. Но сотрудницам он почему-то понравился больше и они подарили ему местную газету. Вообще, много говорить - вредно!
  Когда отдохнув, Галя включила дома компьютер, то увидела - даму в маске пирата на видеозаписи в клубе "дельфин" Она читала стихи, ела конфеты и играла их фантиками. Маска впрочем, плохо скрывала лицо профессионального поэта Гали.  Рядом красовался видеоролик заседаний их заклятого конкурента. Выбор так и не был сделан.

  2
 Захотелось разнообразия. Надо посетить еще какое-нибудь ЛИТО - подумала она. Судьба не заставила долго ждать. Двое друзей поехали в Троицкое. Это был видный Стас и некрасивый Паша. И Паша и Галя к тому же были плохо одеты и составляли колоритную пару антиэстетов. Стол в клубе был круглый, и также с чаем. Стас заметил, что народу за столом было меньше, чем раньше.  Вела его ихтиолог Дина Игоревна. Она была доктором наук, Галина тоже изучала зоологию, но не дошло даже до кандидатской. Ее, будучи соискательницей, сократили из вивария, а без крыс защищаться было не на чем… Стас предложил вместо себя прочитать рассказик застенчивого Павла, но Дина Игоревна попросила его почитать самому лично. Он был лириком и писал про природу и любовь. Он и Гале советовал писать лирику, но она разучилась писать про любовь. Последнее время ее увлек вопрос антропогенеза. В переводе - человекообразования.  Тут ей велели выступить.
Потом речь пошла об исключении двух поэтов из кружка. Один из них, ветеран Афганистана по-другому смотрел на задачу литературы, а другой от имени кружка выступал по разным клубам. Анархистам объявили мораторий. Галя пожалела исключенных - ее саму много откуда исключали, и даже Стаса. Неприятно как-то.
И Дина Игоревна решила снять напряжение. "Газета Троицкого собирает наши произведения для публикации". Паша оживился: "Это за свой счет"- спросил он. С деньгами было не очень.
-Нет, на этот раз - бесплатно!
Поэты Троицкого уже составляли списки в голове.


У Антона было два твердых убеждения: работать по специальности и не печататься за свой счет! Он считал этот факт скорее самозванством, чем оценкой авторских заслуг. Он и сам мог написать пару глупостей и напечатать потом это в тисненой обложке. Но кто скажет, что он добился успеха? Успех - это очень капризная штука. Здесь все должно быть наверняка. Галя уже проштрафилась, бросив свою диссертацию.
И вот сейчас, когда Галя и ее друзья - писатели могли, наконец напечататься бесплатно, как бы обрадовался Антон. Но теперь это стало увы, невозможным.
В семейной ячейке в то время встал детский вопрос. Галя начиталась книг про обезьян и узнала, что их можно растить почти как детей. И ей было интересно проверить на практике процесс человекообразования. Для этого было два варианта: родить самой или взять в детдоме. Но Антон не хотел быть кровным отцом ребенка, а других вариантов у Гали не было. Супруги даже прошли школу приемных родителей, и встал вопрос об усыновлении. Галя хотела трехлетку-девочку, а Антон - ровесника - мальчика. Неплохо было еще завести говорящего попугая. Но по пути в организацию, Антон вдруг понял, что у него мало денег. Супруги подрались прямо в метро.

После кружка к Стасу подходили  мужчины и женщины из кружка. Они жали руку и менялись с ним телефонами. Галя тоже достала ручку и на всякий случай вырвала листок из блокнота. Она ждала, что с ней познакомятся поближе...
Гале повезло. К ней подошел археолог лет сорока.

-Вот вы стихи пишете. А может вам лучше дома борщи варить?
Ей понравилась эта идея. Но готовить она разучилась - Антон ее в этом избаловал. Когда она приходила, он угощал ее витым круассоном, и уже вскоре мужественно шел с ней километр до метро "Окраинная". И Галя стала скорее спортсменкой, чем хозяйкой. Так что ей нужен учитель борща.
Тем временем советчик исчез вместе с ее друзьями, и Галине пришлось вспомнить навыки спринтера.

В Троицком шел  снег. Три писателя возвращались в тесном автобусе. Они были в грустном настроении. Паша был расстроен, что ему не дали почитать. Стас за то, что его стихи ведущая назвала своеобразными. Он впрочем и предчувствовал  это.
 А Галя задумалась о месте поэзии в обществе, и увидела, что это замкнутая структура, с конкуренцией, а по сути каждый слушает только себя. И невидимый мастерок убивает по частям прекрасную скромность и вместо нее рождает стремление себя показать. И это, в общем, не так плохо  если действительно есть что показать! Слишком много личного в литературном процессе - думала Галя - скорее с грустью, чем с радостью. А как хорошо, если бы была чистая литература!
Что же делать? Записаться в третий кружок!