Ч. 4 Правда, окутанная ложью

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/12/26/1791

Во время войны любая операция секретная, но некоторые из них имели  особый статус секретности, исходя из важности выполняемой задачи. Разведка союзников давно держала в поле зрения подводную лодку U-530. Вот почему её рейс вызвал столь большое подозрение.

Союзники знали, что ночью 23 июня 1944 года примерно в 1370 км к западу от островов Зеленого Мыса состоится рандеву U-530 с японской подводной лодкой I-52. Разведка союзников своевременно передала сведения о предстоящей встрече подводников двух стран. Американцы рассчитывали одним ударом потопить обе подводные лодки и направили для их поиска авианосец «Bogue» с кораблями сопровождения.

Во время войны между Германией, Италией и Японией происходил обмен сырьём, вооружениями, научно-исследовательскими и технологическими процессами. Переправлять всё это на обычных грузовых судах они не могли, поэтому использовались грузовые подводные лодки.

У японцев было пять таких лодок, но в конце войны осталась только одна, I-52, которой командовал лейтенант Идзу Дзюити. Встреча состоялась в назначенное время. На японской подлодке находились 228 тонн олова и молибдена, каучука, опиума, кофе, хинина  и три тонны золота в 146 слитках.

На I-52 перешли два немецких гражданских инженера для установки и регулировки нового немецкого радара Naxon, и штурман, чтобы провести японцев в военно-морскую базу Лорьян.

Подводные лодки обнаружил торпедоносец с авианосца «Bogue».

Он сбросил осветительные бомбы и гидроакустические буи, а затем атаковал двумя торпедами. Немецкие подводники и японцы сумели уклониться от атаки, срочно погрузившись на глубину. Командир бомбардировщика «Avenger» лейтенант Тейлор, руководствуясь сигналами с радиоакустических буёв,  сбросил акустическую торпеду Mark-24.

Экипаж самолёта слышал взрыв, но лётчик не был уверен в потоплении лодки. Примерно через час другой бомбардировщик под командой лейтенанта Гордона, ориентируясь по сигналам акустических буёв, сбросил ещё одну акустическую торпеду. 

Через 18 минут американцы зафиксировали сильный взрыв на глубине, а затем на поверхности воды появилось огромное нефтяное пятно. Так была потоплена I-52, самая большая подводная лодка того времени,  водоизмещением 3644 тонны. Немцы ушли благополучно.

Подозрение следователей вызвало и то, что по сведениям разведки Отто Вермут был высоким блондином, а тот, кто им представился командиром лодки, был среднего роста и тёмноволосым. Но ничего доказать следователи не смогли.

Была ещё одна подозрительная подводная лодка, которая, как считала американская разведка, работала в контакте с U-530.  Это подводная лодка U-853, ею командовал обер-лейтенант цур зее Гельмут Фёрмсдорф.

Эта подводная лодка 23  февраля 1945 года была направлена по приказу Бормана к берегам США, якобы для доставки на пустынное место, где находится заповедник, двенадцать стальных контейнеров с валютой и драгоценными камнями, награбленными во Франции, чтобы после войны использовать их для подкупа и приобретения документов.

Об этом заявил на Нюрнбергском процессе свидетель Ганс Вергерданс, который утверждал, что он лично набивал огромным количеством американских дорожных чеков пустые гильзы на борту U-853.

Более достоверна другая часть истории подводной лодки. Гельмут Фёрмсдорф днём 23 апреля 1945 года торпедировал и потопил американский корвет «Eagle 56» в Каско Бэй близ Портланда. Около полуночи 6 мая морской охотник за подводными лодками из береговой охраны обнаружил подводную лодку, которая шла в подводном положении.

Морской охотник немедленно атаковал её глубинными бомбами и потопил. Как только рассвело, на место гибели подлодки прибыло спасательное судно «Pinguin» с водолазами и оборудованием для подводных работ. На поверхность подняли все документы, включая вахтенный журнал.

Из документов стало ясно, кто потопил «Eagle 56». Стальных контейнеров с ценностями, якобы не обнаружили, как и указаний о месте, где они могли быть спрятаны на берегу.

После войны союзники не досчитались сорока немецких подводных лодок. Судьба их оказалась неизвестной, что тоже подогрело подозрения об уходе кораблей на секретную базу в Антарктиде.

Дальше – больше. Появился вброс в печать, что подводную лодку в Аргентину привёл не Отто Вермут, а капитан Вильгельм Бернард. Об этом написал в книгах «Гитлер и Святое Копьё» и «Пепел Гитлера» писатель Говард Бюхнер. Этот «капитан» якобы дал интервью писателю. Но писатели бывают ещё теми вралями….

На U-530 экипаж состоял из 54 человек. Пять офицеров подлодки,  командир Отто Вермут, Карл Феликс Шуллер, Карл Хайнц Ленц, Питер Леффлер и Грегор Шлютер, были допрошены сотрудниками военно-морской разведки Аргентины и США. Никаких капитанов там не было, тем более, что у немцев и не существовало такого военно-морского звания.

Есть предположение, что «Вильгельм Бернард» – это псевдоним. В 1983 году разведка США перехватила письмо Шеффера «Вильгельму Бернарду». В нём говорилось: «Мы все поклялись хранить тайну. Мы не сделали ничего плохого, только повиновались приказам и боролись за нашу любимую Германию, за ее выживание. Прошу Вас снова подумать об этом. Не лучше ли представить всё, как легенду? Чего Вы хотите достичь своими откровениями? Прошу Вас ещё раз подумать об этом ".

Между тем, и США, и Великобритания организовали после войны экспедиции в Антарктиду под маркой научных исследований. Американской экспедицией руководил контр-адмирал Бэрд.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/12/28/1443

На фотографии: потопление U-853