Грумм-грумм-грумм...

Анна Литцен
Снилось мне, что я стою на платформе электрички и по ней с маршевой песней идет армейское подразделение, которое тоже собирается куда-то ехать. Грохочут сапоги. В ногу, в ногу! Платформа гудит. Народу на платформе немного, и все, как и я, провожают бравых ребят взглядами. Из дюжих глоток несется:

Не зависим мы от Бога — Грумм-грумм-грумм!
Мы идем своей дорогой — Грумм-грумм-грумм!
Мы не от Бога — Грумм-грумм-грумм!
Нас очень много — Грумм-грумм-грумм!
В бой по тревоге — Грумм-грумм-грумм!
И что нам боги — Грумм-грумм-грумм!

Подспудно понимаю нелепость этой песни. Ни одна армия в мире не будет возглашать вслух свою независимость от Бога. Совсем наоборот. Ну хоть знаменитое «Готт митт унс». В том числе и потому, что армия официально существует для защиты Родины, народа и святынь. Каждая армия утверждает, что с нею Бог. И каждой армии сопутствует свой. Все Боги — разные, чей могущественнее, за чьей перегородкой? А настоящий Бог — тот, который выше всех перегородок, — что думает он? Кто скажет? Я знаю только одно: пока на земле есть государства, политики, банкиры и деньги, которые надо защищать и завоевывать, — будут и армии, каждая со своим прикладным Богом. Так что перед моими глазами — не конкретная рота, а квинтэссенция армии как таковой. И песня честна донекуда.

Я просыпаюсь. Но в голове всё звучит это «грумм-грумм-грумм». Оно изрядно мешает войти в будничный ритм жизни и заняться текущим днем и работой. А работа, вернее, заказчица работы уже сидит напротив меня за столом. Откуда она взялась? Должно быть, впустил кто-то из соседей по квартире.

Работа у меня своеобразная. Работы вообще бывают самые разнообразные и причудливые. Например, мне известен случай, когда людей наняли на работу, заключавшуюся в том, чтобы на постоянной основе, за зарплату, травить неугодного человека. Да, и так бывает, и соглашаются люди, времена-то нелегкие, выживать надо, и черту хвост расчесывать наймешься.

Мою работу скорее можно назвать предоставлением информационных услуг. Платят за нее не то чтобы много, но окупает количество клиентов. Информация им нужна самая разнообразная и зачастую весьма специфическая. Пожалуй, настолько откровенны клиенты только с докторами. Моя клиентура — те, кто едет за границу. Не видела еще ни одного человека, чьи планы ограничивались бы исключительно заявленными официально, будь то туризм, отдых у моря или деловые переговоры. Интересует людей всё: насколько можно верить рекламе ледяных отелей, как в Барселоне не стать жертвой грабежа, где в Турции на вас будут смотреть как на дойную корову, а где — как на уважаемого дорогого гостя, каковы реальные цены на услуги в Греции, где, по понятиям хорошего тона, необходимо торговаться, в каких случаях вы обязаны давать чаевые и сколько, где необходим дресс-код, какие табу существуют и где, куда ходить по вечерам опасно (впрочем, и любители экстрима встречаются), где в Голландии лучше приобретать легальные наркотики, куда отправиться на качественный и недорогой шоппинг, где можно взять напрокат платье для посещения Венской оперы, где, что, когда, сколько, как. Конечно, многое из этой информации можно почерпнуть и в интернете, я тоже им не пренебрегаю, но не так легко отличить подлинную информацию от рекламно-заказной. У меня же — реальные отзывы от тех, кто уже был, пробовал, они возвращаются и пополняют мою базу данных, тем более, что всё меняется и корректировать ее надо постоянно. Люди находят смысл в том, чтобы за небольшую плату получить надежную и проверенную информацию. Конечно, я не всезнайка, но и не скрываю, что вот по такому-то вопросу достаточно надежных отзывов пока мало, буду благодарна, если вы по возвращении оставите и свой. То есть моя база — своего рода народный рейтинг.

Вот и эта Яна пришла за консультацией. Официально она едет на деловые переговоры, но ограничиваться ими не собирается. Мне неловко, что я не подготовилась к ее визиту, но, честно говоря, совершенно выбило из колеи это «грумм-грумм-грумм». Впрочем, основную информацию я подобрала для нее еще вчера, осталось только довести до ума, так что претензий она не высказывает, а между делом у нас еще и разговор «за жизнь» завязывается. Она попивает кофеек, спрашивает разрешения закурить, я приоткрываю окно и пододвигаю пепельницу. Легкий теплый ветерок лениво колышет тюль. Что? почему я все еще живу в коммуналке? Ну, я думаю, своя квартира — это дело будущего. В ипотеку лезть не хочется, да и к соседям очень привыкла, хорошие они у меня. Один вот только был, запоями страдал, умер недавно. Тоже хороший мужик был, но... запойный. Попервости создавал массу неудобств, напьется — и рухнет где придется. Люди приходят, а в прихожей тельце такое валяется. Ну, объясняешь — коммуналка, соседей не всегда выбирают. Неловко, конечно, было. Оказывается, и у Яны был муж запойный, но еще и буйный, освободилась от него — и расцвела, и внешне, и материально, и карьерно.

На улице выглядывает солнце. Хорошая весна в этом году. Материалы для Яны готовы, она прощается, обещает по возвращении рассказать, как съездила, внести, так сказать, свою лепту.

А я одеваюсь и еду к подруге, давно собиралась навестить. У нее под окном — в/ч. Смотрим, как муштруют свеженьких призывников. Учат ходить маршевым шагом. Грумм-грумм-грумм... И невольно думаю: ну какой там Бог в головах у этих мальчишек? Дембеля — гады, старшина — сволочь, спать хочется, а еще с девчонками погулять, а тут потеешь под солнцем, конца-краю не видно, надо мамку попросить подкинуть деньжат на мобильный, да и посылочку неплохо бы, курить хочется, и год еще только начался, а этот Колян чего-то из себя строит, в морду бы ему дать... Грумм-грумм-грумм...

Вспомнила, как за семейным столом сцепились сестра с двоюродной племянницей. Сестра — бухгалтер в колхозе, племянница замужем за военным. Зашел разговор о разнице в зарплатах. Племянница всколыхнулась: «Военные и должны много получать, иначе кто вас вообще защищать будет?!» На что ей сестра ответила: «А если мы передохнем на своих нищенских зарплатах, кто вас кормить будет?! Вы и сами передохнете вслед за нами без хлеба и мяса. И защищать будет некого!» Вижу, что охотнее всего они вцепились бы друг дружке в рожу. Дилемма...

...Грумм-грумм-грумм...