Кризис власти бога Прибыли

Михаил Оживитель
Дефицит природных ресурсов и все более уязвимая окружающая среда, необходимость ее охраны, препятствует получению такой же надежной, быстрой и простой отдачи от вложений капитала, какой была раньше. Это вынуждает всю мировую экономику вступить на путь доминирующего инновационного развития.
В ходе такого прогресса доля затрат на научные исследования и разработку новых технологий все более преобладает над долей материального производства. Однако, в современных условиях хозяйствования быстрый рост мощностей, основанных на новых технологиях, является серьезной причиной увеличения риска разорений и катастроф.

Вкладывая деньги в инновационное развитие, предприниматели очень серьезно рискуют. Ведь верную прибыль предвидеть здесь достаточно сложно. Зачастую, не только для большинства частных лиц, но даже для многих стран и корпораций в отдельности, финансирование  многих очень перспективных прорывных проектов и не по силам, и не выгодно, так как вложения огромны, а прибыль далеко и не гарантирована. Уже сейчас в области многих высоких технологий требуются такие наработки, результаты которых могут быть применены лишь через десятилетия.

Кроме того, для безопасного развития современных технологий требуется объем знаний гораздо больший, чем тот, что нужен для их внедрения. Ведь важнейшие риски здесь –  возможные последствия работы новых технологий. Современный уклад хозяйствования, основанный на поставке товаров на рынок ради прибыли, не заинтересован и не способен создавать надежную защиту от таких катастроф. Можно ли доверять исследованиям коммерческих структур, если существует дилемма: «прибыль или безопасность»?

Чтобы заранее просчитать возможные последствия, возникающие в результате введения новых технологий, требуется гигантский объем исследований. Ожидаемый прорыв в области биологических наук сможет существенно преобразит медицину и обеспечить пищей большое количество людей. Однако на этом его возможности далеко не заканчиваются. Плоды биологического прорыва могут привести к колоссальному катаклизму. Достаточно вспомнить опасности клонирования и изменения генома живых организмов.

Соответственно, новые познания не должны находиться в чьей-то частной собственности. Во-первых, для безопасности, во-вторых, они создаются слишком большим пластом общества, в-третьих, не стоит ставить препятствий к созданию новых знаний. Соответственно многие знания следует для всеобщего блага не засекречивать, а распространять. Все это требует преодоления противоречия, связанного с частным характером присвоения информационных продуктов и технологий. Ведь такое присвоение будет все более тормозить прогресс и создавать уродливые отхождения от оптимальных решений, чтобы не затрагивать кем-то ранее присвоенное ноу-хау. Кроме того, чтобы создавать новые знания и технологии, то есть двигаться, а не проходить помногу раз одно и тоже, надо иметь возможность быстро воспользоваться накопленным опытом.

В конце концов, все равно придется создавать специальный всемирный фонд, аккумулирующий все знания и ресурсы для осуществления научных проектов. В начале это может быть несколько фондов, но потом они должны объединиться. Ведь отдача от знаний и технологий тем больше, чем шире они распространены. Если это произойдет монополия на прибыль с капитала «сильных мира сего» тоже разрушится. 

Но всё  не так здорово, почему ? Здесь  http://www.proza.ru/2016/12/27/431