Договорняки

Валера Матвеев
               
Это нестареющая в футболе тема, очень популярная в «кухонных» обсуждениях футбольных дел, но практически каждое такое обсуждение остаётся недоказуемым в жизни, а просто эмоциональной дисскусией, и вопрос «о насущном» как бы повисает в воздухе и в нём остаётся витать. Всем ясно, как Божий день, что «купля-продажа» присутствовала (даже если не в денежном выражении, но в то время другой практически и не существовало) как таковая, а доказательств-то нет, свидетелей тем более не сыщешь «днём с огнём». И кто же тогда, может  представить эти доказательства, да ещё и сам на себя? Даже в суде против себя можешь не давать показания. Разве что сумасшедший может сказать о таком, а такие люди в подобных сделках участвуют крайне редко. Так что, пошумят-пошумят болельщики, СМИ пустят «волну», которая разобьётся о берег недоказуемости, да и успокоятся: нет никаких доказательств, одни только догадки и предположения, а на нет и суда нет. Как говорится, собака лает, а караван идёт вперёд, не обращая внимания на неё никакого внимания. И все знают об этих «странных» играх, видят их воочию (а это, ой, как хорошо видно!), иногда даже знают подробности, о которых говорят только с глазу на глаз, «вслух-то» никак нельзя. И ничего по-прежнему в нашем футболе не меняется, точнее, ничего не изменишь потому, что нет той руки, за которую у нас можно поймать участников сделки.
Создаётся впечатление, что футболисты думают, будто бы все находящиеся на трибунах ничего не понимают в том, что происходит на поле. Пришло быдло так, пивка попить. Но к их большому разочарованию скажу, что «понимателей футбола» гораздо больше и, к их разочарованию добавлю, что с трибуны видно весь процесс игры как на ладони, любое действие каждого игрока не утаится от зоркого взгляда простого зрителя, а не только искушённого болельщика. И видно с трибуны отлично, кто насколько действительно честно отрабатывает «свой кусок хлеба», а кто пришёл «на шару» заработать, «отбыв номер». А попытки обмануть трибуны, это не что иное, как попытка «спрятаться в ладошки». И не нужно для определения качества зрелища иметь какие-то специальные познания, всё «элементарно Ватсон». И не один фальшивый момент не пройдёт мимо тысяч пар глаз. А они (я не хочу их даже называть футболистами)  всё равно делают постоянные попытки нас обмануть. Но обманывают только функционеров, которые только и могут, что разводить руки в стороны в случае увиденных «странных» игрищ.
Так вот, я и хочу рассказать об одной договорной игре, опять же, никем не доказанной (больше скажу, и не будет никогда доказанной), в уже далёком 1988 году. Впрочем, тогда никто никому доказывать и не собирался, так, повозмущались-повозмущались в околофутбольной среде, излили свой праведный гнев друг другу по свежим следам и … забыли, но не все. «Заноза», по крайней мере, в моей душе  осталась торчать неизгладимой печалью в той исторической летописи команды «Цемент» Новороссийск и всего города. Были, конечно, и ещё, даже более «яркие»  игры, в смысле договора, но об этом можно будет написать позднее, если кому-то это будет интересно, а так ограничимся одной «странной», как у нас привыкли называть такие игрой. Хотя ничего странного в этом нет, обычные коллизии российского футбола. Просто она была в моей биографии болельщика первой «офиациальной», поэтому и произвела наиболее неизгладимое впечатление.  А что это был «договорняк», думаю, станет ясно даже из одного только описания событий тех осенних дней.
Конечно, я ещё в детстве тоже видел, правда, по телевизору «странные» игры. Они меня, естественно, удивляли и раздражали, но не более того. Тогда был ещё слишком молодым и слишком наивным, чтобы допустить  себе даже мысли о таком, мягко говоря, некрасивом раскладе. Но «червячок» сомнения в честности борьбы на поле всё-таки в моей душе зародился.
Из того периода жизни приходит на память мне лишь одна игра  конца 60-х годов, когда «Спартак» должен был стать чемпионом страны, но для этого «праздничного события» надо было сделать ещё один шаг, ещё буквально чуть-чуть. Однако, чтобы исключить риск в нервном окончании чемпионата и ускорить празднование победы, которое от них никуда всё равно не ушло, они ещё в предпоследнее туре сыграли, по моему твёрдому убеждению, «договорняк» с земляками из ЦСКА. Оппонент спартаковцев даже боялся переходить на чужую половину поля, чтобы вдруг ничего не случилось, а то всякое может быть: то отскок будет неудачный, а то вообще природа вмешается в виде ветра.
 Но это были, во-первых, давно минувшие события, а, во-вторых, телевизионные представления, которые не дают полной картины произошедшего. А вот немного свежее пример, хотя тоже особой «свежестью» не отличается, но  практически на 100% уверенность, что это был самый, что ни на есть договорной матч.
В 1988 году наш «Цемент» стал победителем группового турнира третьей зоны второй лиги (но только искренне прошу, не надо сравнивать с нынешним раскладом футбольных дел в стране) и вышел в финальную пульку и получил право бороться за переход в первую лигу.
Для победы в ней оставалось всего лишь выиграть последнюю домашнюю игру у торпедовцев из Кутаиси. Но всё, однако, было не так просто, как может показаться с первого взгляда. Вмешались подковёрные игры участников тех событий. Кому-то захотелось без больших проблем стать победителем (а может быть, пришли «ценные указания» сверху, что тоже вполне вероятно), а у кого-то появилось просто ну, очень страстное желание на этом подзаработать, «срубить деньжат по лёгкому». И вот,  «вдруг», у этих обоих, соперничающихся сторон эти давние, сокровенные желания совпали!
Во времена крайне «недостаточной информации» масс, основным источником информации для болельщиков всего города был стадион. Где собиралось-то и в простые дни много народа, а в  «пиковое» время года для болельщиков, на стадионе просто яблоку негде было упасть. Там делились между собой люди любой мало-мальски интересной информацией, даже частенько самой, что на есть бредовой. Однако, даже и эти «сведения» представляли для болельщиков определённый интерес. Само общение людей с тебе подобными, можно даже сказать единомышленниками, представляло огромный  интерес, своеобразный клуб по интересам на свежем воздухе.
В тот вечер, предшествующий той, не побоюсь этого слова,   исторической игре для нашего города, на стадионе было народа особенно много. С работы народ стекался сначала на стадион, «подышать воздухом» предстоящего поединка, а потом уже только  идти домой удовлетворять потребности своего голодного организма. Но ближе к темноте практически никого не осталось: даже и в столь «горячей» обстановке надо было всё-таки возвращаться людям домой. Я тоже уже собрался направить свои «цирлы» в сторону дома, как произошло следующее, перевернувшее всё с ног на голову, событие.
Навстречу шёл очень быстрым шагом мужик, которого в тех околофутбольных кругах прозвали Дама с собачкой (он почти всегда приходил на «стадионную кухню» с маленькой белой пушистой собачонкой на прогулочном поводке, а сам, под стать собачонке, был седым приятным старичком, имевшим, по всей видимости, «коммунистическое» прошлое) и на ходу гневно, но в рамках приличия, как и  позволял его прежний статус, ругался:
- Сволочи! Игру продали!
Для меня лично эти слова были настоящим шоком, я пытался всей своей сущностью противиться этому сообщению, сопротивляться услышанному, но тут же меня возвращали в существующую действительнось эти  страшные для любого человека, и не только болельщика, слова, произнесённые, словно крик души, из самой её глубины, от самого сердца неравнодушного человека. Обманутого человека теми, в кого он всегда верил всей душой!
Всю последнюю ночь и весь день перед «игрой века» я пытался гнать от себя негатив от услышанных накануне горьких для любого болельщика слов, говорил себе, что такого не может быть, это просто какая-то неудачная шутка кем-то запущенная в народ для большего ажиотажа. Но время этого, не совсем адекватного поединка, неумолимо приближалось к своему началу.
Когда команды вышли на разминку и начали делать свои разминочные упражнения, то по их выполнению отдельными игроками всё стало ясно, всё встало на свои места. «Группа товарищей», приближённых к главному тренеру, себя явно выдавала, она явно выделялась своей вялостью и показным безразличием ко всему происходящему. Это был огромный плевок в душу всем до отказа заполнившим стадион людям. Именно людям, а не просто болельщикам, в большинстве своём ничего не подозревавших о предстоящей «сделке». Но оставалась маленькая надежда, что вторая половина команды не участвует в «процессе» и что-то сумеет сделать сверх возможного.
 Течение встречи протекало вначале по примитивному  сценарию, который был написан договорившимися сторонами, но с некоторыми «элементами импровизации». Которые, по всей видимости, не были заранее запланированы первоначальным «сценарием».
В общем, в «упорной борьбе» гости из Грузии забивают гол. Но, видимо, они были тоже немного расслабленными от гарантированного, по их мнению, в их пользу исхода встречи, поэтому допускают ошибку и зарабатывают пенальти в свои ворота. Бьёт товарищ, который участникам сговора был не товарищ. Товарищи, участники договора «почему-то» дружно отказались от пробития одиннадцатиметрового штрафного удара. Видимо, мимо пробить стыдно, а забить не по-товарищески. И он забивает гол. Этим товарищем, который заговорщикам был не товарищ, был Юрий Копылов. Ему отдельное спасибо и браво от всех присутствующих на стадионе!
Нужно обязательно отметить, что судил ту встречу беспристрастно молодой и честный (может быть потому, что молодой?) рефери из тогда ещё Ленинграда Тарас Безубяк, по всем приметам того дня не участвовавший в данной сделке, на тот день кооператоров, бизнесмены появились несколько лет спустя.
Всё шло нормально для участников договора, их всех ничейный результат «товарищеской» встречи устраивал. А тут в подкрепление успеха сделки, они совместно и «поставили печать», забили ещё один гол совместными усилиями с обоих сторон в ворота хозяев. «Торпедо» вышло вперёд. Уже показалось, что всё кончено в этом поединке.
Но интриге и на этот раз умереть совсем не дали: в середине второго тайма назначается второй пенальти в ворота гостей из солнечной Грузии. И вновь подходит к мячу самый смелый среди хозяев Юрий Копылов. И вновь забивает, возрождая интригу матча  снова. Хочу сказать, что остальные, кто мог бы пробить пенальти, опять просто ушли далеко в сторону, как и в первый раз, «от греха подальше».
Но опять же, ничья всех договорившихся устраивает, но не может смириться с этим «небольшая горстка упрямцев», они продолжают бороться за победу. И это им чуть-чуть не удаётся! Ну, совсем за малым!
В самом конце этого поединка у «Цемента» выпускают на поле молодого парнишку, ещё школьника Владимира Бута. Посчитали, что «для понта», пусть себе юноша побегает по полю и толпу повеселит. Он обучался футбольному искусству в рядах футбольной школы московского «Динамо», а тут приехал на каникулы на «историческую Родину». По существующему тогда  положению о соревнованиях он мог принять участие в официальной игре за команду родного города, так как являлся её воспитанником.
Вот тут-то чуть-чуть и не произошло непредвиденное, от которого у участников «договорняка» чуть не произошло «сердечное замыкание». Ох, если бы это непредвиденное  произошло, я представляю как бы всем остальным участникам (опять же, которые не участники) этого «представления» было весело! Это как раз тот самый случай, когда не грех над чужим горем посмеяться. Да посмеяться всласть!
Молодой парнишка выбежал на поле, естественно, не посвящённый «в тайны мадридского двора», неожиданно для многих вдруг начал «феерить». А когда за пару  минут до финального свистка он буквально на считанные сантиметры промахивается мячом мимо ворот, тут-то сердце у некоторых товарищей, чуть было не ставших товарищами по несчастью, не остановилось. Вздох огромного сожаления прокатился по трибунам, заполненным «под завязку», местного Центрального стадиона.
 А тогда официально компенсированное время с основному времени матча ещё не добавляли. А судья встречи, как я уже отмечал, был «не купленный», не являлся участником сделки, поэтому никаких шансов забить гол у грузинов, даже совместно с «группой товарищей» попросту не было бы. Но, к большому сожалению для одних и к  огромной радости для других, мяч прошёл, прокатился рядом со штангой, но мимо ворот.
И пусть, что ни говорит Арсен Юльевич Найдёнов в своих воспоминаниях о своей непричастности к тому «договорняку», я ему просто не верю. Да и никто, «кто был в курсах», не верит также. Я всё не только видел, но и слышал о  после уже и увиденном на день раньше этого «концерта». А ведь  участвовали-то в этом «концерте» только его «карманные» футболисты, которых он возил с собой по всей нашей огромной стране от Камчатки до Чёрного моря из команды в команду. Да, ладно, Бог ему судья, тем более, что они уже давно рядом…