Записки каторжанина. мертвец в побеге

Светлана Скидан
               
   
 
      
   
 
Из воспоминаний Федора Скидан, бывшего  заключенного ГУЛАГА                        
   

      Смертность в воркутинских лагерях была очень высокой. До 1948 года отношение к людям было просто бесчеловечное. Жизнь человека не стоила ничего. Первый всплеск смертности произошел во время строительства бараков. Многие простуживались на морозе и умирали. Второй, третий и последующие всплески имели место в результате частых аварий на шахте. И одной из самых главных причин смертности были голод и  инфекции от скученного проживания.
    
    Эшелоны подвозили все новых и новых узников. По мере усиления террора и расширения пространства влияния коммунистической власти в стране, число врагов Сталина росло. Почему их называли врагами народа? Да, и какого народа они были врагами? В лагере сидели люди различных национальностей, вплоть до китайцев. Один такой искатель лучшей жизни проник из Китая на территорию СССР еще в 1935 году. Дали ему всего 10 лет, какие-то пустяки, правда по особому распоряжению по окончании каждого десятилетия срок продлевали еще на десятку. Так что китаец в совершенстве постиг русский язык и блатную «феню» в лагерях Советского Союза.
   
    В 1946 году в воркутинских лагерях появились «бандеровцы». Это были в основном женщины. Мужчин, если и брали в плен живыми, то после допроса приговаривали к высшей мере наказания. Само по себе националистическое движение на Западной Украине проистекало не из политических соображений. Довольно бедный край, основную территорию которого занимали леса и горы, где пахотной земли было очень мало и промышленность была не развита. Это край, который был завоеван поляками еще при великой смуте в 16-м веке. До раздела Польши при Екатерине II, поляки успели насадить там католическую веру. И до сих пор этот осколок католичества сидит в теле Украины, как гноящаяся рана,постоянно раздувая очаг напряженности. Известно, что лидер националистов С. Бандера состоял на службе у немецкой разведки и воевал на их деньги. Между тем его авторитет среди местного населения был весьма велик.
     Прибывавшие на Воркуту «бандеровки» поначалу чурались «москалей», считая себя лучше и благородней. Через 2;3 года они поняли свое заблуждение. Они были такими как и все – не лучше и не хуже. Также, наравне со всеми, униженные коммунистами.

     В 1947 году пошли эшелоны с немцами. Многие жители Восточной Германии попадали в разряд шпионов. Но им было несколько легче жить, так как через Красный Крест они каждый месяц получали посылки. Однако, даже с посылкой привыкнуть к такому образу жизни им было очень тяжело. Хотя уже и не было того ужаса, который был в самом начале появления лагерей. Но смертность все же оставалась очень высокой.

     Всю зиму умерших складывали в штабель возле больничного барака. Там эти тела лежали в штабеле до лета, а летом им выкапывали в тундре братскую могилу и хоронили. До захоронения каждые сутки трупы в штабеле пересчитывались и сдавались новому караулу.
    Однажды в лагере случилось Ч.П. – недосчитались одного трупа в штабеле. Охрана стала проверять бирки на их ногах. Установили номер недостающей бирки, по номеру данные о заключенном и объявили его в побег. Выслали на место его жительства распоряжение о поимке. Летом, когда растаял снег, он был обнаружен недалеко от штабеля остальных трупов. Голодные звери стащили его со штабеля, оттащили в тундру и всего обгрызли. Так обглоданный скелет с биркой на ноге до самого лета пребывал в побеге.