Дождливый день в Швейцарии. Дорога на Грюйер

Владимир Гендлин
Вчера съездили в Грюйер, швейцарскую глубинку, в горы. Сырная фабрика, ресторан, замок, снежные пики, деревенская экзотика, все дела... В общем, нужна была картинка для статьи.

Накануне фотограф Дима умолял меня проснуться 6.30, т.к. ехать далеко, 2,5 часа, с двумя пересадками (Женева -- Монтрё -- Монбовон -- Грюйер), и без меня он не поехал бы. Я обещал героизм. И выполнил. В поезде нашей соседкой оказалась русская бизнесвумен -- прямая наша клиентка. Он начал ее фотать и обнаружил, что забыл в отеле аккумулятор. Трындец. Дама нашла по смартфону название фотомагазина -- Fnac -- на ближайшей станции, в Лозанне. Я предложил Диме научиться снимать телефоном и даже показал, как это делается. Он почему-то отказался.

Выскочили в Лозанне и прямо на платформе он спросил у одной дамы, как найти магазин Fnac. Представьте, если б вас спросили об этом, допустим, на Ленинградском вокзале. Думаю, ответ был бы: "Fnac you!". Но к удивлению, дама тут же показала дорогу -- одна остановка на метро, потом сто метров из выхода налево. Примчались под дождем. Нет, говорят, это профессиональный аппарат, к нему специальная зарядка, у нас нет. Посоветовали другой магазин -- Fotovision. Пришли туда, там то же самое -- сволочь Nikon к каждой модели делает новые зарядки, нет универсальных для профессиональных D3. Собрались уходить, но тут продавец вспомнил, что у него есть бэушная модель этой серии, и там есть зарядка. Попросили зарядить (обошлось всего в 8 франков) и пошли пережидать час в кафе. Только тогда я расслабился, сел на подзарядку с ромом и спросил его, на хера он разбудил меня в полседьмого. Он не нашел ответа.

В кафе в 9 утра было необычно оживленно. Большая компания девушек за соседним столом (непонятно, что они отмечали в это время), много одиночных мужчин с кофе или вином. А потом совсем рядом села старушка с кофе и сигаретами. Дима курил трубку с вонючим табаком, и я пошутил, что мы ее скоро выкурим отсюда. Но старушка достала не менее вонючие сигареты, и Дима предположил, что скорее она нас выкурит.

Но потом я учуял сквозь сигаретный и табачный дым знакомый запах. Шанель №5. Этот цветочный сладковатый запах я помню наизусть, как тот капитан милиции из "Бриллиантовой руки", прочитавший записку Светланы Светличной. Сейчас-то я знаю, что это старушечьи духи. Но в 80-е мода советская была особенной. Модно было все иностранное. Голубые джинсы, аппетитно обтягивающие попку, были вполне себе предметом женского вечернего туалета, просто гламур какой-то. «Перья» в волосах. А настоящие французские духи -- просто сносило голову.

"Я тебе нравлюсь?"

"Иногда"

Было инфернально странно чувствовать сквозь дождь Лозанны, сквозь табачный дым, сквозь гомон утренних посетителей этот запах от дряхлой старушенции. Запах, который когда-то олицетворял счастье, веселье, молодость, красоту, и казался самым прекрасным на свете. В один момент прохожая девушка попросила
старушку прикурить, и та ловко выкинула ей руку с зажигалкой. "Неплохо она зажигала когда-то", -- подумал я.

А потом Дима забил новую трубку, дама допила кофе и ушла. Вместе со своим запахом. Все-таки выкурил ее.

Никогда не говори иногда.